О предках наших и еще кое о чем

Боюсь, что с годами мы все реже и реже обращаемся к услугам памяти и, сами того не подозревая, теряем слишком много ценного и неповторимого. Недостаток этот я чувствовал и за собой, хотя и не признавался в этом другим. И надо же было, совершенно случайно (почти одновременно!) мне в руки попали две небольшие книги, взбудоражившие мою незавидную память. Это книга в авторском издании (2008 г.) Амирбека Магомедова «Записки об истории моей семьи» и документальное повествование (2009 г.) Магомеда Курбанова «Наперекор судьбе и времени».
Амирбек и Магомед для меня не случайные люди. Не могу сказать, что я очень близко дружу с ними, но отношусь к ним с должным пиететом как к известным в республике людям. Однако, взяв в руки их книги, проникся к ним еще большим уважением и хочу выразить им благодарность за сам факт такого благоговейного внимания к памяти отцов.
А многие ли из нас сегодня решились или решаются на такой благородный шаг?
Почему я так настойчиво акцентирую внимание на этом? Да потому, что мы, озабоченные и озадаченные собой, своими и своих детей меркантильными интересами, все чаще и чаще забываем о нашем прошлом, о том богатом отцовском наследстве, на котором воспытивались и выросли сами. Словно манкурты какие!
Хочется верить, от книг А.Магомедова и М.Курбанова повеяло свежим дыханием перемен, и многие последуют их благородному примеру.
Амирбек Магомедов – человек немногословный, сдержанный, на вид даже суровый, но то, как тепло пишет, с какой любовью говорит он о семье своей, о предках и сельчанах, выдает в нем богатого душой, отзывчивого и добросердечного человека.
Весьма своевременным и резонным представляется его желание и призыв к другим «стараться, по возможности, сохранить память о близких, давших жизнь, разделявших радости, помогавших определиться и преодолевать трудности».
Книги А.Магомедова и М.Курбанова продиктованы не эгоистичным желанием прославить свои семьи, род и тухум, а благородным стремлением воздать должное незаслуженно позабытому историческому прошлому.
Не потому ли авторы радуются мало-мальски заметному шагу, сделанному в этом направлении другими, как личному достижению, личной удаче?
А.Магомедов пишет: «У проблемы изучения частной истории семьи есть и очень важный этический, воспитательный аспект. Думается, очевидна истина, что человек не должен замыкаться только на «современности» своей судьбы (к сожалению, нередко многие дети и даже взрослые не помнят или плохо знают имена своих дедов, бабушек, не говоря о прадедушках и прабабушках). Очевидно, что мы, по возможности, должны знать не только историю родных мест (к удовлетворению, их изучают сегодня практически во всех школах) историю своей страны, Дагестана, но и истории своих семей, тухумов, сел. Есть уже прекрасные исследовательские примеры кропотливой поисковой работы, связанной с этой темой. Хочу назвать для примера книгу моего товарища, энтузиаста-краеведа Амина Абдуллаева, посвященную тухумам лакского с.Унчукатль».
К большому сожалению, мы отучились воспринимать беду ближнего, как свою, радоваться успехам другого, как своим, быть интернационалистами не на словах, а на деле…
Несомненным достоинством книги А.Магомедова является то, что он не ограничивается рассказом истории своей семьи, рода и тухума, а дает широкую панораму жизни и деятельности кубачинских мастеров как в XIX-XX веков, так и нашего времени.
Близкие по тематике и духу книги А.Магомедова и М.Курбанова разнятся по своему исполнению: если книга А.Магомедова написана в жанре исторического очерка, то работа М.Курбанова носит больше исследовательский характер и посвящена жизни и деятельности известного ученого-арабиста, мыслителя и общественного деятеля Рамазанова Курбан-Кади из с. Кунки Дахаевского района. До этой книги я, уроженец Дахадаевского района, человек, вроде бы относящийся к интеллигенции и гордящийся своим районом, к стыду своему, и понятия не имел о таком выдающемся ученом-арабисте из отдаленного аула, каких не одна сотня разбросана по нашим горам. А сколько таких замечательных имен еще не открыто и надолго (не дай Аллах, навсегда!) позабыто нами. Одно то, что Курбан-Кади учился в медресе у таких выдающихся ученых-мыслителей, как Али Каяев и Гасан Гузунов, вел переписку с акушинскими кади и другими известными духовными лицами, был в дружеских отношениях с тогдашним первым секретарем обкома партии Н.Самурским, уже говорит о многом.
Когда думаешь о том, в какой глуши и среде, оторванной от цивилизации, родился и воспитывался Курбан-Кади, начинаешь понимать: в каких бы тяжелых условиях и в каком бы безвыходном положении ни находился человек, он может достичь самых высоких вершин, если будет неуклонно добиваться своего.
Курбан-Кади прожил многотрудную, но счастливую жизнь со своей Патимой. Вот что пишет автор: «У них была большая семья, родилось 15 детей, многие умерли в раннем возрасте. Жена Патима родом из бедной семьи. Она была мастерицей на все руки, умела шить, вышивать, вязать носки, платки, паласы, ухаживать за скотом. Они жили 65 лет вместе. Ценили человека по личным качествам. Умерла Патима в 1982 г. В столетнем возрасте. «Курбан-Кади, – вспоминала она, – радовался тому, что во все времена поддерживал униженных и обиженных. Он всегда был востребованным, любимым и нужным, никогда не был разочарованным в жизни, людях, семье, друзьях. Он отличался заботливостью о семье, окружающих, умел разделить радость друзей, поддержать их в горестную минуту».
Скажите на милость, много ли еще надо человеку, если после себя ты оставляешь память, как о человеке в высшей степени порядочном, заботливом семьянине, защитнике униженных и оскорбленных, одним словом – гражданине-патриоте своего аула, района, страны?!
А сделал Курбан-Кади так много, что наследие его будет изучать еще не одно поколение. Его письма, статьи и книги по сложнейшим вопросам ислама и науки (обратим внимание: не просто ислама, а ислама и науки!) вызывали оживленные диспуты и одобрительные отклики у таких выдающихся ученых и мыслителей, как один из основоположников дагестанского востоковедения М.-С.Саидов, известный далеко за пределами республики историк Р. Магомедов и др.
Во взглядах Курбан-Кади, как верно отмечает автор, четко прослеживалось влияние как общемусульманской, так и европейско-русской культуры, что способствовало его правильной ориентации в противоречивых вопросах того сложного времени. В тридцатые годы, когда Курбан-Кади на заседаниях райисполкома и сессиях выступал по острым проблемам аулов, по поводу тяжелого положения в новых колхозах, на него начали смотреть как на инакомыслящего, стали преследовать. В том 1937 г. он вынужден был обратиться к первому секретарю обкома партии Н.Самурскому и рассказать об истинном положении дел. Н.Самурский, будучи не только высокоинтеллектуальным, но и высокопорядочным человеком, вошел в положение дел Курбан-Кади и сказал своим подчиненным: «Когда он нам нужен был, льстили ему, обхаживали, устроили на высокие должности, теперь смешиваете с грязью. Надо сохранить его авторитет и влияние в районе, а неумных работников органов и партии необходимо изгнать. Нельзя заставлять их отходить от шариата и ислама. Надо бороться не с верующими, а с изменниками. Партия мечтает о светлом будущем, а на местах исходят к жесткой, самодержавной монархии».
С той поры прошло 70 с лишним лет, однако ни то дело, которому посвятил себя Курбан-Кади, ни та оценка, данная его деятельности Н.Самурским, не только не потеряли своего значения, но и приобретают еще более актуальное значение в свете современных реалий.
Не мудрствуя лукаво, я бы хотел еще раз поблагодарить авторов замечательных книг А.Магомедова и М.Курбанова и завершить свой беглый отзыв выдержкой из книги «Наперекор судьбе и времени»: «Курбан-Кади сыграл весьма заметную роль в духовной жизни горцев Дагестана. Он мечтал использовать исламские науки в целях воспитания молодого поколения, напечатать свои написанные книги, иметь где-нибудь в Дагестане исламский институт, открыть в районе Буркун-Дарго мечеть, совершить хадж в Мекку. Свои мечты, к сожалению, ему воплотить в жизнь не удалось.
Тем не менее за свою долгую жизнь он сделал в годы советской власти — в период жестокого атеизма — очень много. Курбану-Кади удалось вести масштабную работу по просвещению людей, силой своего слова наставлять на правильный путь сотни молодых и взрослых людей, воспитать их в духе светлого ислама».
Естественно, что мои беглые заметки не могут дать какого-нибудь полного представления о жизни и деятельности этого замечательного человека из Дахадаевского района. Творческое наследие выдающегося ученого-арабиста и мыслителя Курбана-Кади заслуживает серьезного научного исследования.
Предки наши ждут достойного внимания потомков.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...

Жизнь – это борьба, бороться – значит, жить!

...Греко-римскую борьбу называют называют классической. Зародилась она в Древней Греции, развитие получила в Римской империи. В программу современных Олимпийских...

Празднование Масленицы прошло в столице Дагестана

Республиканский праздник русской и казачьей культуры «Моя Родина – Россия» состоялся в рамках проведения Широкой Масленицы. На площадке перед Русским...

Дешево, бюджетно, доступно – на что еще способны обои?

Ремонт, как и квартирный вопрос, испортил не только москвичей, но и махачкалинцев. Жилье в Махачкале дорожает не по дням,...
spot_imgspot_img

Лига чемпионов

Текущий розыгрыш Лиги чемпионов УЕФА добрался до стадии плей-офф, и в феврале состоялись игры первого тура 1/8 финала. Розыгрыш...

Три дагестанца выступили на турнире UFC Fight Night 238

В ночь со 2 на 3 марта в Лас-Вегасе прошел турнир UFC Fight Night. В главном карде данного турнира...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам