Милосердие не милостыня

Обсуждение этих и других вопросов привело к тому, что 24 октября инициативная группа людей посетила один из городских центров для детей, оставшихся без попечения родителей, с легкой подачи организатора всего этого действа Мажида Алиева. Цель этого визита проста – уделить толику внимания и заботы тем, для кого это так много значит.
Директор социального центра Таммам Алавудиновна Хайрулаева, проработавшая в нем уже более 10 лет и имеющая большой педагогический опыт, уделяет большое внимание чистоте, порядку и дисциплине как детей, так и сотрудников, в чем и нам не трудно было убедиться.
Молодежь была тепло встречена детьми и персоналом. Заместитель директора Владимир Халимбеков, или, как по-свойски его называют ребята, дядя Володя, подробно рассказал о жизни воспитанников, об обществе, которое их окружает, и людях, изо дня в день работающих для детей.
– Владимир Абдусамадович, как называется ваш центр?
– Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию. Находится он на проспекте Акушинского, 1а линия, д. 5а, в здании бывшего детского сада «Дагводстроя». По соседству с нами расположен приют для детей и подростков. Приют принимает детей от 3-х до 8 лет, а наш центр – от 8 до 18.
– Основные цели и задачи вашего центра?
– Наш центр занимается реабилитацией детей. Это выражается в установлении статуса поступившего к нам ребенка, установлении его семейного положения, восстановлении его документов и, что самое главное, восстановлении его прав. Ребенок должен знать, для чего он родился и что будет делать дальше. Важнейшей целью является вернуть ребенка в семью, если он не сирота, или помочь семье встать на ноги. Например, дать возможность матери устроиться на работу за те 6 месяцев, которые ребенок проведет здесь, снять комнату. Если же к нам поступает круглый сирота, мы им занимаемся, восстанавливаем документы, ребенок получает паспорт, если уже исполнилось14 лет, ищем его родственников. В случаях, когда найденные родственники не изъявляют желания забрать ребенка, определяем его в детдом. Например, в Избербаш, Дербент, Каспийск.
– А в Махачкале есть детский дом?
– Есть, но он называется школой-интернатом. Туда принимают исключительно городских детей. Принимать иногородних они не имеют права.
– Сколько работников в центре?
– Всего сто единиц, они разделены на 6 групп. В каждой группе есть воспитательница, няня. Днем работает канцелярия, в состав которой входят педагоги, социальные работники, психологи, инструкторы по труду, медперсонал. У нас есть кабинет психолога, работа проводится с каждым ребенком индивидуально, проводятся беседы, тесты, составляется по этим данным карта.
– При поступлении ребенок проходит какие-то обследования?
– Конечно. И не только когда поступает. Ребенок постоянно находится под наблюдением врачей. Если заболел, получает первую необходимую помощь. Иногда направляется в детскую больницу, где получает лечение.
– Были случаи поступления в центр детей, больных ВИЧ?
– Такого не было. Ребенок сразу же обследуется, сдает все анализы, проверяется на наличие кожных заболеваний. Буквально за три дня мы определяем состояние здоровья ребенка. В этом нам помогает лаборатория при Центральной больнице.
– Где находится ребенок на период проверки и сдачи необходимых анализов?
– В специальном изоляторе. Только поступившие дети находятся там. Эта комната располагает всеми удобствами: отдельным санузлом, умывальником.
– Как дети попадают к вам?
– К нам попадают круглые сироты или дети, чьи отец и мать были лишены родительских прав. Бывают ребята и из обычных семей, просто родители их попадают в такую ситуацию, с которой не справляются, это касается как содержания, так и воспитания детей. Часто бывает такое, что семья распадается, женщина остается с детьми без жилплощади, без работы. Вы знаете, что в городе нет семейных общежитий, нет организаций, которые взяли бы на себя устройство таких вот семей.
– Государство не может в этом помочь?
– Пока нет. В дальнейшем с политикой нашего нового президента и премьер-министра, возможно, этот вопрос будет решен.
Были ведь Год семьи, Год ребенка, Год молодежи. Этому уделяется большое внимание, но, думаю, охватить все проблемы и решить их сразу невозможно. Детям-сиротам обещают выдавать квартиры, часто по телевизору мы слышим, что было выделено определенное количество квартир. Это все правда, но мало ощутимо. В прошлом году, например, 14 квартир дали, в этом – 36. Но, насколько мне известно, дети, побывавшие у нас, их не получали.
– А часто дети сбегают?
– Вы знаете, раньше бывало такое. Они даже убегали, связывая простыни, через окно. Но последние лет пять этого не наблюдается. Дети почему убегают? Потому что боятся быть не свободными. Мы им объясняем, что их никто не держит в принудительном порядке, мы лишь хотим им помочь. Они предпочитают оставаться здесь.
– Имеются ли случаи преступности среди ваших детей?
– Были, но редко. В основном это кражи, когда детям нечего есть. Самое крупное уголовное дело было возбуждено, когда мальчишка, которого мы отправили в Дербент, оказался свидетелем ограбления, повлекшего за собой убийство. По его словам, он не принимал в этом участия, но он проходил как соучастник, так как не предпринял никаких действий, и был осужден на три года.
– Дети в вашем центре проживают от 4 до 6 месяцев. Куда они попадают потом?
– Если за это время мы не смогли его реабилитировать, то с разрешения Министерства мы продлеваем срок, чтобы довести до конца цикл реабилитации. Всеми силами мы стараемся вернуть ребенка в семью, к родственникам. Сирот направляем в детские дома. Есть также центры для больных детей, например, центр «Забота». Туда направляются дети, отстающие в развитии. В Каспийске также есть такой центр.
– Сколько всего детей в центре?
– В течение года через наш центр проходит до 500 детей. Среднее количество находящихся тут 80-85 человек. На всякий случай мы развернули 120 коек. Превышать норму мы не имеем права, нам выделяют средства и продукты на определенное количество, но отказать кому-то не получается. За эти полгода к нам попало примерно 160 человек. В начале года состав дважды менялся. Предыдущих мы отправили в интернаты, многих в наш Махачкалинский детдом, некоторых в Избербаш и Дербент. Но большинство ребят вернули родителям.
– На чьем обеспечении находится социальный центр?
– Мы находимся на государственном обеспечении. Министерство труда и социального развития РД снабжает нас всем необходимым – одеждой, питанием, обувью, техникой, производит ремонт здания. Правительство бывает на всех праздниках. Финансовая поддержка производится через правительство, через Москву.
– Часто ли усыновляют взрослых детей?
– Люди больше хотят маленьких. Но случаи усыновления больших детей имеются. Чаще забирают из приюта. У нас, например, до этого года тоже были такие случаи, но усыновление больших детей опасно. Процесс усыновления происходит постепенно, будущие приемные отец и мать забирают ребенка, выдавая себя за его родственников, присматриваются друг к другу, пытаются привыкнуть. Чаще взрослые не справляются. Представьте, у них никогда не было детей, они берут большого ребенка, им кажется, что он уже должен быть воспитан, все должен уметь и знать, их пугают трудности. Они не понимают, что ребятам, отвыкшим от родителей, тяжело сразу освоиться с новой ролью. А ребенку очень тяжело приходится, когда его возвращают. Было у нас такое: богатая семья взяла мальчика 11-ти лет, прожили с ним полгода. Мальчик успел к ним привыкнуть, называл мамой и папой, хоть они и представились тетей и дядей. В итоге его вернули, объяснив это тем, что он не слушается. Но это не ребенка вина, а взрослых. Нам пришлось сказать, что дядя и тетя заболели и уехали. Мальчик их ждал. Наши психологи долго работали с ним.
– Образование дети получают прямо в стенах центра?
– 34-я школа проводит у нас занятия с 1-го по 9-й классы. Наша школа считается вспомогательной, преподаватели стараются обучить самому важному. Часто попадаются дети, которые в 15-16 лет не умеют читать и считать. Они вполне сообразительные ребята, но жили далеко, на кутанах, где никогда не было школы. 34 школа берет и таких детей в первый класс. У нас имеются также спортзал, компьютерный класс.
– Они открыты в любое время?
– Для этого выделены определенные часы. Есть инструктор по труду. Реабилитация наша проводится не только по документации, но и путем приобщения к труду. Вокруг нашего здания чистота и порядок, все это делают сами дети. Потому что к тому, что сделано своими руками, относишься более бережно. Дети наши молодцы, стараются помочь во всем: копают, сажают деревья, делают уборку, наводят порядок. В семьях не всегда бывают такие старательные ребята.
– На какое образование могут рассчитывать дети после окончания школы?
– Детям, окончившим 9 классов, 34-я школа выдает аттестат, и они поступают в Профтехучилище.
– Где они проживают в период обучения?
– 17-е училище смогло освободить общежития, где проживали до этого беженцы со времен войны 1999 года. Нашим детям предоставили там места.
– Детский дом занимается трудоустройством молодежи, достигшей 18 лет?
– Дети, достигшие этого возраста, не должны содержаться в детских домах. Но многие настолько привыкают к этой жизни, что остаются там работать. Директора, конечно, помогают устроиться на работу, ребята отправляются в армию. Девочкам легче устроиться в жизни, чем мальчикам.
– Как дети проводят свободное время?
– Очень весело. У нас есть футбольное и волейбольное поля. Иногда устраиваем дискотеки втайне от руководства. Организуем просмотры фильмов в кинотеатре «Россия», директор которого безотказно нас принимает. Постоянно открыты для нас и двери Русского театра. Сейчас нам обещают новую машину и будет еще легче организовывать подобные походы.
– Какие еще мероприятия вы проводите?
– Все праздники, отмечаемые страной, и мы детей не обделяем. Начиная с Нового года и заканчивая Днем защитника Отечества. Недавно прошло мероприятие «Золотая осень». Летом дети ездят в лагеря. Министерство выделяет нам путевки, дети отдыхают в три смены. В этом году отдыхали в Унцукульском районе.
– Как дело обстоит с благотворительными концертами?
– Неплохо. Артисты собираются и дают концерты просто так. Обычно это бывает 1 июня или в конце мая. Нурианна Каллаева нас часто посещает и сладкая парочка – Даниэль Гарунов и Дина Мереуца, подопечные Шамиля Багилова.
– И в заключение, наверно, самый главный вопрос, интересующий нас. Как общество относится к детям, находящимся в социальных центрах и детских домах?
– Общество совершенно изменилось буквально за 10 лет. Раньше любое происшествие за стенами центра приписывали нашим детям, но, прошу заметить, эти обвинения ни разу не находили подтверждения. Люди в большей степени с опаской смотрели на ребят. В последнее время очень радует отношение общества к детям, которым и так не легко в жизни. Спасибо большое всем тем, кто не оставляет без внимания нашу большую семью.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам