Современная семья в исламе

 Нарушение семейных отношений — настоящая трагедия, ибо с исчезновением родственных связей в обществе появляется неуважение к старшим, близким, распространяются беспорядочный образ жизни, измены, проституция, пьянство и другие пороки. Человек не стремится жить для кого- то, а живет исключительно ради себя. Понятия свободы, дружбы, уважения, чистоты подменяются вседозволенностью, выгодой, равнодушием, культом власти.
Уже сегодня наша страна является мировым лидером по употреблению спиртных напитков среди детей школьного возраста! Молодое поколение утрачивает связь с родителями, не может найти свое место в жизни, нередко это является прямой дорогой к преступлениям. Что будет с ними?
Отношение современной молодежи к браку
Современная молодежь выражает самые разнообразные мнения по поводу брака: каждый из нас понимает, насколько ответственен этот шаг. В странах Европы, включая территорию России, сложилась даже устойчивая тенденция предпочтения семейным так называемых «временных отношений», не зафиксированных документально. Иногда такие отношения по истечению некоторого времени все же переходят в брак, но и нередки случаи обратного. Немногие понимают, что, избегая ответственности, они лишают себя семейного тепла и уюта, стремление к которому заложено глубоко в душе каждого из нас. Сам Бог благословил семейный союз, и правильно построенная семья становится для человека источником счастья и душевного комфорта. Даже самый отпетый хулиган, оставаясь один на один с собой, мечтает о близком человеке, любящей и верной жене, которая бы понимала его, разделяла его горести и радости. Поэтому необходимо с ранних лет воспитывать в человеке наравне с честностью, чувством долга и обязательностью стремление создать хорошую семью и стать добрым, понимающим родителем.

Выбор спутника жизни
Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем большинстве раздельные, за исключением тех, которые особо прониклись духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после заключения брака, а не до того.
Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего супруга.
Согласно исламу предложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя ислам дает им это право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в присутствии других людей, поскольку ислам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке, находиться друг с другом наедине.

Роль мужа и жены в браке
Как мы уже видели, ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в большинстве случаев обладает несколько большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин – не только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в помощи и поддержке.
Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятов Корана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, она обязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которым состоит в браке.
В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа – это ее право. Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей права на собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, не имеет под собой оснований. Ибо ислам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и собственной индивидуальности.
Как мы уже видели, в исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину. Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, и она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем женщина, которая вольна тратить свои средства, как пожелает.
Ислам предписывает обоим одинаковые религиозные обязанности, не считая послаблений, сделанных для женщин в связи с деторождением, и делает сознательное следование исламу, добрые дела, всяческое рвение на пути Бога, духовное развитие и стремление к знаниям равно обязательными для мужчин и для женщин.
В то же время ислам признает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), предписывающих доброту и заботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской природе. «Лучшие из мужчин, – говорил он, – это те, которые наилучшим образом относятся к своим женам». Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них является равно основополагающей и необходимой для функционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии, что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины, ухода за больными, образования, общественной работы и других.
Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота более естественна, ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене в работе по дому, следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), помогавшего своим женам, чинившего свою одежду и принимавшего участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается воспитанием своих детей, ислам не требует от нее заниматься этим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей – обоюдная обязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж – это человек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.
Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.
Кроме того, при всех сегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьи поощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностью противоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводу способствует – можно даже сказать, делает его неизбежным – влияние различных социальных факторов, которые ослабляют не только преданность супругов друг другу, но и способность человека поддерживать устойчивые и постоянные родственные отношения с другими людьми. В-третьих, мусульмане в прошлом, как правило, жили среди других народов и поэтому умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам; благодаря этому они относятся к другим терпимо и привыкли прощать, даже, несмотря на возможные разногласия и трения.
Другая причина устойчивости браков в исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать. А кроме того, мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому из супругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого, поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразные эмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, ни жена не принуждаются к полной зависимости от единственного человека, означающей, что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самым взваливая на него или на нее невыносимую ношу и таким образом ослабляя узы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникают трения.
Подводя итог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за исключением особых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак – это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
Дух брака в исламе – это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеющего и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Говоря прекрасным языком Корана: «они (жены) – одеяние для вас, а вы (мужья) – одеяние для них». И они служат друг другу, как любимая одежда, – обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло, укрывают и скрывают все личное от чужих глаз.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации морского торгового порта Махачкалы

Сенатор от Республики Дагестан Сулейман Керимов планирует принять участие в приватизации махачкалинского морского торгового порта. Об этом сообщил в...

Мэр Махачкалы встретился с жильцами одного из многоквартирных домов города

7 июня мэр Махачкалы Юсуп Умавов по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова провел встречу с жильцами многоквартирного дома №...

Мэр Махачкалы встретился с управляющим ВТБ в СКФО, а также генеральным директором ООО «Дагестан СтеклоТара» и ООО «Каспийский завод стекловолокна»

7 июня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провел встречу с управляющим ВТБ в СКФО – вице-президентом банка Александром Дыренко...

ПСБ и Министерство спорта России договорились развивать спортивную инфраструктуру России

ПСБ и Минспорта в ходе XXVII Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на комплексное содействие развитию...
spot_imgspot_img

Для общественного транспорта Махачкалы предоставят более 60 автобусов

Республика Дагестан до конца года получит более 60 новых автобусов для общественного транспорта Махачкалы. Расширение сотрудничества республики и ПАО...

Мэр Махачкалы посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ»

Вчера, Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов посетил муниципальное предприятие «АРИЭЛЬ». Вместе со своим заместителем Османом Османовым градоначальник осмотрел помещения...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам