Наира Алиева: «Моя работа – самое большое хобби моей жизни»

Представляю вашему вниманию интервью с высокопрофессиональным преподавателем, доктором педагогических наук, профессором Наирой Надирбековной Алиевой.
– Наира Надирбековна, сколько лет вы занимаетесь педагогической деятельностью?
– 25 лет. Окончив университет, по приглашению директора школы №13 – удивительного человека, педагога с большой буквы М.А. Астратянц, я пошла работать в школу.
– Как долго проработали учителем?
– Пять лет. После перешла в Институт усовершенствования учителей и поступила в аспирантуру в Москве. Сначала училась заочно, а через год перевелась на очную форму обучения. Защитив кандидатскую диссертацию, я вернулась и сразу же поступила в Дагестанский государственный университет на кафедру методики преподавания русского языка и литературы. В 2007 году я защитила докторскую диссертацию.
– Скажите, а учитель в школе и преподаватель в университете – это две разные профессии?
– Педагог он всегда педагог. Главное, чтобы он был педагогом с большой буквы. Важно не только знать, но и уметь преподнести, донести эти самые знания. Не достаточно быть просто профессионалом, нужно любить детей. И если есть эти две составляющие – любовь к детям и высочайший профессионализм, тогда ты педагог с большой буквы. Это мое кредо, это мое убеждение. Я люблю своих учеников, и люблю не по обязанности, а просто так. Я считаю, что они должны быть лучше меня.
– Учитель в широком смысле слова – это кто?
– Человек, который не дает истины, а помогает их найти. Как сказал Гюго, преподаватель, педагог – это человек, который плавает в призраке сновидений, то есть тех мыслей, которые дало человечество, эти мысли и сновидения он передает детям, он усыпляет их разум. А настоящий педагог, по крайней мере, я так понимаю свою функцию, свое предназначение как педагога, должен помочь отыскать истину. Мы ищем вместе с детьми, и дети должны вырасти и стать лучше, чем педагог. В этом и призвание учителя.
– Наира Надирбековна, а как у вас складываются отношения со студентами во время занятий или внеурочные часы?
– Дети всегда остро чувствуют отношение педагога. Во время занятий у меня стоит идеальная тишина, но это не мертвая тишина, а наоборот живая, вдумчивая, пропитанная любовью, причем не только моей к этим детям, но и их ко мне. Я всегда чувствую волны любви своих учеников, и они помогают мне работать, помогают мне жить. Моя работа – это моя большая любовь, это самое большое хобби моей жизни.
– С бывшими учениками, студентами поддержите связь?
– Они приходят ко мне, звонят на все праздники, поздравляют. У меня очень теплые отношения со студентами как бывшими, так и настоящими. Они со мной делятся, и я не только как педагог, но и просто как человек взрослый, умудренный опытом, могу помочь им советом, пытаюсь вместе с ними найти правильное решение.
– Старшее поколение часто ругает нас, молодежь, – не то читаем, не то слушаем, не так одеваемся. У вас не возникают подобные недовольства, ведь вы практически постоянно в студенческой среде?
– Говорят, что человек стареет тогда, когда начинает критиковать молодое поколение. Раньше я смеялась над этим, а потом поняла, что так оно и есть. Когда человек не доверяет, считает себя лучше других, он умирает. Поэтому мы должны расти вместе с этим молодым поколением. У них есть то, чего не было у нас, и надо взять у них лучшее, отдав все то прекрасное, что есть у нас. Нельзя ругать их, обвинять в чем-то, потому что это наши дети, мы их такими вырастили. И если они в чем-то плохи – это наша вина, значит, мы и должны взять на себя ответственность и исправить ошибки.
– А в принципе, чем отличаются «наше» и «ваше» поколения?
– Да нет отличий. Если взять, допустим, древнегреческую поэзию или страсти в трагедиях Шекспира, да и литературу любой эпохи, то увидим, что человек по натуре своей не меняется. Немного меняются нравы, меняется мода, наступает технический прогресс и прочее, а изнутри человек остается прежним.
– Вы всегда хотели стать преподавателем? Или в детстве имели мечту стать, к примеру, врачом или еще кем-то?
– У меня всегда были разноплановые интересы, но больше склонялась к гуманитарным наукам. Мама, видя, как я люблю читать, посоветовала мне поступить на филологический факультет, за что ей бесконечно благодарна. Я считаю, что надо заниматься тем делом, которое любишь. И не ради куска хлеба, а ради дела. Тогда и кусок хлеба появится.
– Вы пишете сказки, а это, на мой взгляд, еще раз определяет вас как учителя в широком смысле слова, ведь ничто не воспитывает лучше, чем художественная литература, в частности, такой интересный жанр, как сказка. Как вы пришли к тому, что стали писать собственные произведения?
– Совершенно неожиданно. Своему маленькому сыну я читала на ночь сказки, после которых, по его уверениям, он бы заснул, но как только я выключала свет, он просил: «Мама, еще одну-последнюю!» Снова тянуться за книжкой было лень, и я стала придумывать свои сказки. Сочиняя их, я увлекалась сама, увлекся сын, и вместо того, чтобы спать, мы сочиняли сказки. В общем, занимательная получалась картина. Муж, услышав меня, посоветовал мне записывать свои сказки. Сказал, что неплохо получается. А муж мой – сильный критик. После я стала их записывать.
– Как рождаются образы, сюжет?
– Это происходит неожиданно. Должно быть вдохновение. Если мне нечего делать, и я решу написать сказку, то она не будет настоящей. Получится стилистически правильная, но мертвая сказка. А когда на меня находит вдохновение, то я вижу образы, героев, сюжет, который я даже не знаю, чем завершится. Я как бы слежу за героями и судорожно записываю то, что вижу.
– Вы пишете для определенного возраста детей?
– От 3 до 14 лет. В принципе, мы читаем сказки всю жизнь. Говорят, что невозможно вернуться в прошлое, я считаю, что возможно – с помощью воспоминаний. И сказка – это возвращение в ту самую реку времени, в то ощущение счастья, доброты, защиты, которая является стержнем для нас. Сказка – это удивительный жанр, который необходим ребенку. Через фантазию, необычных героев, которых он проецирует на себя, с которыми связан, ребенок учится. Начинает задумываться, мыслить и поступать впоследствии так же, как эти герои. Таким образом, вольно или невольно проектирует свою будущую жизнь. Сказка – это фундамент нашей будущей жизни, нравственности, нашей судьбы.
– Какие темы поднимаются в ваших сказках для подростков?
– Любовь. У меня есть сказка о любви русалки и простого рыбака, которую можно назвать «Легенда о жемчужине». Смысл такой: морской царь превратил рыбака в песок, а его дочь, любившая рыбака, успела захватить лишь горсть этого песка, пытаясь удержать любимого. За то, что она всегда горевала и проливала слезы, царь превратил ее в ракушку. В ракушке остался песок, частица влюбленного. Она все время плакала и обволакивала перламутровой слезой эту песчинку, так родилась жемчужина – символ любви.
– Очень красивые образы…
– Мир сказок – это удивительный мир.
– Мир, полный волшебства. Как считаете, жизнь так же волшебна, как сказка?
– Обязательно! Если тебе из миллиарда случайностей повезло жить на этой земле, то это уже волшебство, это чудо! Чудо, что ты узнаешь каждый день что-то новое, и надо быть благодарным, что тебе это дано. Конечно, сколько нам дано, мы не знаем, но прожить достойно мы обязаны. Мы ответственны перед теми людьми, которые нам доверяют.
– У вас есть еще какие-нибудь увлечения, хобби в жизни?
– Главное увлечение в жизни – это мои дети, семья. С ними мне тепло, уютно, хорошо. Если я знаю, что у меня есть близкие мне люди, которых я люблю, которые любят меня – то хочется жить. Это основа. И уже от этого, как от солнца лучи, исходят другие увлечения – мои сказки, работа в университете, мои образовательные курсы, рыбки в аквариуме и люди, которых я «коллекционирую». Почему я говорю «коллекционирую», потому что каждый человек собирает вокруг себя определенный круг людей, создающих ему комфорт. Так и я создаю вокруг себя пространство из людей, близких мне, понимающих, принимающих меня со всеми моими недостатками и прощающих меня. Величайший персидский поэт Джами говорил, что жизнь подобна нитке жемчуга, где каждая жемчужина – это время, и ты должен постараться все успеть, потому что она имеет конец.
– Вы достигли большого профессионального уровня, реализуетесь творчески. В чем секрет успеха?
– По жизни очень важно, какую планку ставит себе человек. Чем выше эта планка, тем больше действий, и тем гарантированнее успех. У меня были замечательные педагоги, поэтому я знаю, что есть профессионалы. Всегда говорят, что есть кто-то умнее тебя, талантливее, и надо стремиться приблизиться к этим высоким образцам. Каждый человек к чему-то стремится, будь то материальное или духовное, работа, семья, то есть стремления могут быть совершенно разные, главное, что они есть. Человек идет к достижению цели, и в этом смысл. Нельзя сказать, что он сейчас счастлив, он идет к счастью. И в этом движении счастье, а значит – успех.
– Говорят, что в молодости человеку кажется, что счастье впереди, а в пожилом возрасте он считает, что счастье уже позади.
– Счастье – это то, что ты сейчас жив. Говорят ведь, что жизнь – это маленькие и большие циклы, которые ты должен соизмерять. Каждый день – это твоя жизнь, и то, что ты успеваешь за день, соизмеряй с тем, что ты прожил. Многие бабочки, мотыльки живут всего один день. Им отведен этот день, и он им кажется таким длинным. Человеку отмерено время: успей многое, проживи ярко, сумей полюбить, сумей создать семью, стать профессионалом.
– Вы считаете, что каждый человек может быть успешным и в любви, и в работе? Мне вот почему-то кажется, что чем-то все же приходится жертвовать.
– Возможность быть счастливым дается каждому. Сильный человек всегда берет ответственность на себя. Он говорит: «Я ответственен за свою любовь!» Если ты хочешь, ты будешь любить! Дари свою любовь, и к тебе она вернется. Если ты хочешь семью, она у тебя будет. Хочешь быть профессионалом – выкладывайся, стремись, учись, тогда придет и призвание.
– То есть вы считаете, что человек сам творец своей судьбы или, как говорят, кузнец своего счастья?
– Конечно! Бог дает нам многое, но и мы должны проявить себя. Он дает нам возможность сравнивать, а мы, в свою очередь, должны выбрать. И надо выбирать хорошее. Нам постоянно приходится преодолевать какие-то трудности, проходить какие-то испытания судьбы, поэтому человек должен быть сильным. У всех бывают горести, с которыми надо смиряться и жить дальше. Когда у меня умерла мама, я думала, что большего горя я никогда не испытывала. Говорят, что самое страшное, это когда умирает ребенок и когда умирает мать. Но надо жить с этой болью и остаться человеком, любить жизнь, потому что близкий человек будет счастлив, зная, что счастлив ты. Надо быть кораблем, ледоколом, которому не страшны никакие царапины. Не надо ничего бояться в жизни.
– Подруги у вас есть?
– У меня три близкие подруги. Также сестра мне хороший друг. Они меня понимают, помогают мне в трудную минуту, радуются моим успехам.
– Психологи говорят, что вопреки выражению «друг познается в беде» настоящая дружба познается в радости.
– Да, и это верно.
– Расскажите немного об образовательных курсах, которые вы открыли?
– Курсы начали работу полтора месяца назад. Я назвала их «Образовательные курсы профессора Алиевой», и не потому что страдаю манией величия, а потому, что хочу отличаться от других, ведь это моя вершина, это моя марка в качестве образования. Я прилагаю максимум усилий, чтобы дать детям хорошие знания – приглашаю лучших преподавателей, сама сижу на уроках. Я хочу, чтобы это были лучшие уроки. И чтобы родители, дети которых приходят ко мне, остались довольны, чтобы они радовались и говорили спасибо. Для меня это очень важно.
– Успеваете совмещать работу в университете, на курсах, писать при этом сказки и быть хорошей матерью и женой?
– Успеваю. Мне хочется еще и еще. У меня какая-то жадность на жизнь, хочу все успеть.
– Когда вы не работаете, чем вы заняты?
– У меня нет такого понятия «работа». Работа – это моя жизнь. Она состоит из самых разных сегментов. Это как краски радуги. Вот у меня есть моя семья, моя профессия, люди, которых я очень люблю, писательство. И каждый раз я ищу, чем бы еще заняться. В этом году думаю открыть типографию и самой печатать свои сказки, потому что моя обязанность – донести их до детей, чтобы они были рады, почувствовав свет моей души. Поэтому у меня нет разделения на работу и на отдых. Отдых для меня – это любимая работа, а все то, чем я занимаюсь, – любимое.
– Танцевать любите?
– Очень! Даже петь люблю.
– Любимые исполнители есть?
– Мне нравятся Валерия, София Ротару, Алла Пугачева. Вообще мне нравится разная музыка – от этно до своей национальной лезгинской музыки.
– Современными исполнителями дети не заразили?
– Нет. Вот рэп я совсем не понимаю. Но это их время, у них своя музыка. Мы с детьми, с семьей можем слушать классическую музыку, дети любят Баха, Бетховена.
– Ну и завершающий вопрос: к чему бы вы призвали людей?
– Быть добрыми, терпимыми, уметь любить друг друга. Недаром в Библии сказано: возлюби другого, как самого себя. Полюбите в первую очередь себя, освободитесь от комплексов, живите легко, с любовью. И тогда вы полюбите тех, кто находится рядом!
– Спасибо!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале на улице Пражской начат ремонт дороги

В 2024 году на 18 улицах будет проведен капитальный ремонт дорожного полотна в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»....

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...
spot_imgspot_img

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам