Урбанизация – ключ к будущему процветанию Дагестана

В частности, Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию назвал обстановку в регионе в числе наиболее сложных проблем всей России. Чем помочь региону, где уровень безработицы и коррупции десятилетиями остается критически высоким, а уровень террористической опасности растет? Как показал опыт 2000-х годов, простая накачка бюджетными средствами проблемы не решает. Рано или поздно Москве придется искать более эффективные и действенные способы развития.
На наш взгляд, одна из главных причин экономической
неэффективности Дагестана кроется в крайне низкой степени урбанизации. Огромные средства, в том числе получаемые от Москвы, республика в основном в последние годы тратила на поддержание растянутой и неэффективной инфраструктуры, что лишало Дагестан средств к дальнейшему развитию.
Основная часть бюджета Дагестана и значительная часть ВРП расходуется на поддержание инфраструктуры: социальной (школы, больницы и т.д.), инженерной (дороги, трубопроводы и т.д.) и коммунальной. Естественно, чем выше пространственная растянутость инфраструктуры, тем ниже ее качество и качество предоставляемых ею услуг. Урбанизация, уплотнение населения позволяет уменьшить пространственную распыленность средств на инфраструктуру и повысить качество самой инфраструктуры и ее услуг.
Какова же степень урбанизации Дагестана? Формально в городах республики проживает около половины населения. Это ниже общероссийского показателя, который составляет около 75%. Но это – формально. Города в Дагестане, как правило, это скопление частных домов при наличии нескольких центральных улиц с многоэтажной застройкой. На всю республику приходится около 1,5 тысячи многоэтажных жилых домов, в которых проживает около 52 тысяч человек. Таким образом, реальная степень урбанизации республики составляет всего около 2%.
Обилие частного сектора составляет огромную проблему с точки зрения поддержания коммунальной, социальной и инженерной инфраструктуры. Тем более что частная застройка зачастую ведется хаотично. Некоторые частные дома, в которых проживает одна семья, могут занимать целый квартал.
Но даже при таком обилии частного сектора города в Дагестане все равно эффективнее с экономической точки зрения, чем сельские районы республики. В городах ниже безработица, выше сборы налогов и деловая активность населения. На селе же большие перепады высот и расстояния делают прокладку и поддержание инфраструктуры очень дорогим и сложным делом. Так, затраты на инфраструктуру в Махачкале в прошлом году в пересчете на одного жителя были во много раз меньше, чем в большинстве сельских районов республики. А экономическая активность населения и сбор налогов – во много раз больше.
Примерно 2/3 бюджета республики – это помощь нижестоящим бюджетам, по сути, затраты на коммунальную, социальную и инженерную инфраструктуру. Иными словами, основная часть бюджета Дагестана расходуется недостаточно эффективно именно в силу низкой степени урбанизации республики. Если бы пространственная протяженность была бы ниже, больницы и школы в республике были бы оборудованы гораздо лучше, дороги были бы лучше, а подавляющее количество домов имело бы доступ к канализации и хорошей воде. Вместо этого бюджет республики «рассеивается» над пространством, превышающим 50 тысяч кв. километров. Неудивительно, что дороги не редко опасны для жизни, а в больницах часто не хватает лекарств.
Как вообще может существовать такая растянутая и нелогичная инфраструктура, какая имеет место в Дагестане? Почему население и бюджет республики в состоянии тянуть тяжелую ношу пространственно-неэффективной инфраструктуры? Почему эта неэффективность не ведет к очевидному снижению уровня жизни?
Тут есть несколько объяснений.
Во-первых, имевший место в 2000-е годы прогресс стал возможен благодаря возросшей помощи из федерального бюджета.
Во-вторых, в Дагестане, как нигде в России, велики масштабы воровства ресурсов и услуг инфраструктуры.
Так, «теряется» (воруется) около половины потребляемой в Дагестане электроэнергии. Около 2/3 газа не оплачивается потребителями. Масштабы этой проблемы огромны, особенно в частном секторе.
Инспекторы коммунальных служб ничего не могут поделать с круговой порукой населения либо сами в сговоре. «Подкрутить счетчик» – это почти официальная услуга.
И в-третьих, в Дагестане последствия неэффективности инфраструктуры ложатся грузом на наиболее эффективные регионы, прежде всего – на население городов.
К примеру, жильцы многоквартирных домов официально и неофициально доплачивают за тех, кто проживает в частном секторе. Официально – в виде завышения расчетных нормативов потребления коммунальных услуг. Неофициально – в виде крайне низкого качества потребляемых услуг. Например, в виде низкого напряжения тока в городских квартирах, которое не везде превышает 180-200 вольт.
К тому же распределение бюджета республики ведется по уравнительному принципу.
Распределение бюджетных средств между районами и городами ведется без учета эффективности использования получаемых средств и отдачи от них. А затем горные, наиболее бедные и неэффективные регионы республики получают еще и серьезные средства на экономическое выравнивание, «на бедность». Фактически, к примеру, население Махачкалы в пересчете на одного жителя получает из бюджета в несколько раз меньше, чем население удаленных горных районов. В результате в селах, в которых уже почти не осталось молодежи и детей, строятся большие школы и спортзалы, а в городах нет средств на развитие.
Если бы эффективность затрат на инфраструктуру в целом по Дагестану была хотя бы такой же, как в Махачкале, бюджет РД избавился бы от трети расходов, что высвободило бы до 20 млрд рублей для инвестиций.
Думается, что поощрение урбанизации в Дагестане – это путь к ускорению развитию республики. В частности, большое значение имела бы поддержка застройщиков, ведущих многоэтажное строительство. И, конечно, города республики должны получать больше средств из республиканского бюджета, чем это имеет место сейчас. 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам