Работа над ошибками – самая лучшая стратегия для Дагестана

Однако выбор будущих шагов, которые следовало бы предпринять в экономике, на самом деле не так уж и сложен. В предыдущие годы был совершен целый ряд серьезных ошибок, исправление которых способствовало бы ускорению экономического развития Дагестана. В этом смысле лучшая стратегия для нового Президента республики – исправление ошибок его предшественника.
Масштаб имевших место в недавнем прошлом ошибок в экономической политике весьма существенен. Несмотря на резкий рост объемов помощи Дагестану со стороны федерального Центра, эти ошибки тормозили развитие республики. В результате наше движение вперед превращалось в бег на месте.
Рассмотрим, к примеру, такой фактор, как неэффективность государственного участия в развитии экономики. В предыдущие годы огромной проблемой для Дагестана было неэффективное государственное инвестирование. Растущие объемы государственного инвестирования тратились без уверенности в экономической отдаче в будущем. Во избежание напрасного разбазаривания ограниченных государственных средств впредь необходимо предоставлять инвестирование в основном тем отраслям, предприятиям, муниципальным образованиям, которые в ходе предыдущей хозяйственной деятельности уже доказали свою эффективность и способность работать с выгодой в условиях конкуренции и рынка. По самым предварительным подсчетам, в предыдущие 4 года миллиарды рублей государственных инвестиций были потрачены с низкой или нулевой эффективностью. Для примера приведем официальные данные ТО Росстата по Дагестану, которые наглядно характеризуют масштабы проблемы. (См. таблицу №1).
Еще одна важнейшая проблема для Дагестана – расходование почти всех средств бюджета на содержание растянутой инфраструктуры на огромном и сильно пересеченном пространстве. Основная часть средств бюджета республики тратится на помощь бюджетам муниципалитетов и районов, что уменьшает возможности для финансирования приоритетных прорывных направлений экономики.
В то же время большие проблемы Дагестан сегодня испытывает с развитием социальной, инженерной, дорожной и т.д. инфраструктуры. Многие годы вложения в инфраструктуру были неэффективны и определялись не реальной пользой от вложений, а влиянием того или иного главы администрации или депутата. В результате строительство ФАПов, больниц, спортивных залов, культурных центров в отдаленных селениях при одновременном отъезде молодежи в города и нехватке соответствующих объектов в Махачкале и других городах делало развитие инфраструктуры Дагестана ошибочным и сдерживало объективный процесс модернизации республики и ее экономическое развитие.
На самом деле сегодня необходимо повышение приоритетности развития тех муниципальных образований, которые являются привлекательными для стихийного переселения дагестанцев, способных предоставлять работу гражданам и давать отдачу от инвестиций. Урбанизация является объективным процессом, способствующим снижению общественных затрат на содержание инфраструктуры и мобилизацию средств на дальнейшее развитие в прорывных направлениях. В предыдущие годы этот факт игнорировался, что вело к распылению и неэффективному использованию средств. Деньги тратились на развитие неперспективных регионов.
Более того, из субъективных соображений Махачкала, наиболее перспективный в экономическом плане регион, привлекающий основную часть частных инвестиций и дающий основную часть налогов, несколько лет недофинансировалась, что вело к разрушению коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры города. (см. таблицу №2).
Учитывая, что помощь бюджетам нижестоящих уровней составляет основную часть расходов бюджета республики, преодоление этой ошибки имеет огромное значение.
Необходимым условием для ускорения экономического развития республики является отказ от определенной части федеральных дотаций. Легкость освоения бюджетных средств сковывала предпринимательскую инициативу, создавала социальное неравенство, несправедливость, коррупцию, раздражающую общество и порождающую общественное недовольство. При этом разворовывание части государственных средств и неэффективность инвестиций вели к минимализации экономического и социального эффекта от растущих бюджетных вливаний в Дагестан. Кроме того, и для Федерального Центра одним из основных критериев эффективности нового Президента Дагестана и его команды станет их способность снизить зависимость от бюджетных вливаний.
Еще одним важнейшим резервом для ускорения экономического развития республики является нормализация налоговой политики. Сегодня значительная часть налогового потенциала Дагестана находится в тени, в результате чего нарушены нормальные процессы функционирования бизнеса, конкуренции и структурирования наиболее эффективных форм бизнеса и предприятий. Теневой характер основной части потенциала республики ведет к росту зависимости республики от бюджетной помощи федерального центра.
В Республике Дагестан значительная часть занятых в экономических процессах трудится в сфере малого бизнеса и предпринимательства. Малый бизнес имеет огромную социальную значимость для республики как фактор сдерживания бедности и безработицы. В предыдущие четыре года, несмотря на заявления ответственных чиновников, реально для малого бизнеса делалось очень мало. Финансовую помощь получали лишь несколько «избранных» малых предприятий, да и то нередко – по коррупционным схемам либо как аффилированные с ответственными работниками.
Малый бизнес Дагестана остро нуждается в выходе из тени, чтобы получить доступ к финансированию и кредитованию.
В Дагестане необходимо создание территориально-выделенного бизнес-инкубатора. Эта практика существует во многих странах бизнеса. Малый бизнес, особенно работающий в тех сферах, которые поощряются государством, получает в бизнес-инкубаторах специфический набор дополнительных преимуществ, включая налоговые льготы, доступ к целевому финансированию, специфической инфраструктуре и инструментарию и т.д. В условиях Дагестана важнейшую роль в создании и функционировании бизнес-инкубатора должно играть предоставление дополнительных гарантий и услуг по охране безопасности.
Важнейшей проблемой современной экономики Дагестана является отсутствие серьезных частных инвесторов, отсутствие практики частного инвестирования и инфраструктуры, необходимой для частного инвестирования. Недостаточность и неэффективность работы по привлечению частных инвесторов в прошлом непосредственно были связаны с ошибками в инвестиционной политике. Громкие провалы, такие как «Немецкая деревня», только ухудшили инвестиционный климат в республике.
Дагестан – традиционно трудоизбыточный регион России. Сегодня в трудоспособный возраст вступают многочисленные поколения конца 80-х – начала 90-х гг. рождения. Это вызывает дополнительное напряжение на рынке труда. Дагестан нуждается в том, чтобы в республике функционировала эффективная программа поддержки молодых дагестанцев, желающих работать за пределами республики. По факту десятки тысяч дагестанцев трудятся или учатся за пределами Дагестана, но на практике они часто не получают от представительств или от республики помощи, защиты или поддержки. В итоге это затрудняет их адаптацию в несколько отличной среде иных регионов и мешает им эффективно находить удовлетворяющую запросам работу, решать конфликтные ситуации, поддерживать отношения с родиной.
Необходимым условием успешного развития Дагестана является поощрение конкуренции и борьба с региональным монополизмом. Конкурентоспособность дагестанских предприятий в будущем может стать лишь итогом созревания и борьбы в конкурентных условиях. Пока же нарушение условий конкуренции, ценовой сговор, раздел рынка являются повсеместными и ухудшают как условия экономического развития для республики, так и социальную цену, которую вынуждено платить общество.
И, наконец, необходим особый контроль за предприятиями-монополиями (энергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, связь и т.д.), которые в последние годы практически не платили налогов, объявив свою деятельность убыточной. Вывод этих предприятий из «тени», полноценная оплата ими налогов и доходов на государственные пакеты акций необходим для нормального наполнения бюджета, выхода из тени всей экономики республики, снижения зависимости от «бюджетной иглы». 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам