Основателем данного тариката считается Абу Абдуллах Мухасиби (781-857), который был не только видным теоретиком раннего суфизма, но и крупным шафиитским факихом и богословом.
Он являлся одним из первых известных суфийских мистиков-практиков, который имел разностороннее и глубокое теологическое образование.
Мухасиби родился в иракском городе Басре, после учебы в родном городе продолжил свое образование в Багдаде, где испытал не только радость славы ученого, но и горесть гонений инакомыслящего. В конце концов умер он в этом же городе в нищете и одиночестве, брошенный на произвол судьбы теми, которые совсем недавно пели ему громкие дифирамбы.
Имея разнообразный и широкий кругозор, Мухасиби использовал в своих проповедях учения различных направлений и толков, что привело к его обвинению официозными религиозниками в «рационализме».
Несмотря на то, что яркие, необычные проповеди Мухасиби привлекали к нему множество учеников и сторонников, учитель под воздействием близких к власти идейных оппонентов был вынужден уйти в затворничество и прекратить наставническую деятельность.
Одним из главных достижений Мухасиби является то, что ему удалось сформулировать важные положения суфийской психологии и практики, а также разработать основные постулаты наставлений для начинающих суфиев.
Он написал более 30 сочинений по суфизму, по которым учились такие будущие знаменитости, как Газали, Джунайд, Багдади.
В своих трудах Мухасиби разработал способы самонаблюдения и самоконтроля (муракаба ва мухасаба), духовного очищения суфия от мирской скверны, воспитания в нем бескорыстия, честности и искренности в намерениях и делах, и в особенности по отношению к Богу.
Проповеди и сочинения Мухасиби предостерегают не только от неверных поступков и высказываний, но и от правильных из них, которые могут быть восприняты со стороны как порочные. Шейх при этом, наверное, имел в виду собственный опыт, когда в принципе правильные его проповеди превратно толковались недругами.
Мухасиби учил, как постоянно контролировать свой нафс таким образом, чтобы устремления души всегда превалировали над телесными страстями. Это был человек мощного духовного влияния, сумевший подчинить собственное эго и имевший широкие познания в теологии и психологии, теософии и мистицизме.
Трезвость мысли Тарикат Джунадийя
Величайший суфий Абул Касим Джунайд родился в Багдаде и, проведя годы в поисках Истины, умер там же в 910 году. В этом городе, являвшемся в тот период главным центром исламской мысли, он провел всю свою жизнь.
Джунайд является родоначальником и основным идеологом учения о «трезвости», которое часто противопоставляется учению об «опьяненности» Абу Язида Бистами Тайфура. Вот почему джунайдитов прозвали «трезвенниками», а тайфури-тов – «опьяненными». Здесь, конечно, речь не идет об обычном понимании этих слов. Тут имеет место аллегория, которая заключается в следующем: одни искатели Истины утверждают, что любовь к Богу и процесс Его познавания «опьяняет», то есть выводит из пределов обычного сознания, а другие, не соглашаясь с ними, настаивают на необходимости «трезвости» при духовных поисках, переживаниях и испытаниях.
Вместе с тем в учении тариката Джунадийя важное место занимает положение о том, что мистик лично познает Бога в состоянии «фана», которое является чем-то близким к трансу и экстазу одновременно. Хотя «фана» и предполагает определенное изменение сознания, Джунайд утверждал, что из этого состояния мистик должен выйти «трезвым», обновленным, более совершенным. «Вернувшись» в привычный мир людей в обычном состоянии, он обязан обучать, наставлять, просвещать окружающих.
Учение Джунайда получило широкое признание в кругах верующих – мусульман и исламских мыслителей, даже ортодоксальные сунниты и официозные религиозники приняли его благосклонно.
Продолжение следует.