Одна, но пламенная страсть

Народный артист Российской Федерации и Дагестана, лауреат Государственной премии им. Гамзата Цадасы Иосиф Самуилович около 30 лет отдал главному делу своей жизни – знаменитому ансамблю танца "Лезгинка". Вначале – солист балета и ассистент – балетмейстер, затем художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля.
С его именем связывают возрождение и расцвет "Лезгинки", коллектива, известного всему миру и ставшего визитной карточкой Дагестана.
… Каждому уготовлен свой путь на земле, и пройти предначертанную дорогу с гордо поднятой головой, воплотить все свои мечты – не это ли главное для человека? Талант дается от Бога, но во власти человека его реализовать; трудолюбие, настойчивость, целеустремленность – это уже вполне земные качества. Заслуги И.С. Матаева бесспорны, вклад его в развитие танцевального искусства Дагестана огромен. Так получилось, что Иосиф Самуилович живет теперь в Израиле, но душой и сердцем он всегда с родным краем и, конечно же, с любимым ансамблем "Лезгинка".
… Говорят, все решает стечение обстоятельств. Сложно сказать. Обстоятельства ли, но скорее сама судьба распорядилась так, что родился Иосиф Самуилович в Махачкале, жил на одной из центральных улиц, а двери и окна Дворца пионеров выходили в его двор. Было ему 5 лет, когда однажды услышал звонкую танцевальную мелодию. Встал на табурет и увидел, как дети разучивают первые такты kезгинки.
Зрелище так подействовало на ребенка, что он выскочил во двор и влетел в двери зала, где проходили занятия танцевального кружка. Вел занятия один из старейших танцоров республики Акашим Ибрагимов.
– Я хочу танцевать, – заявил малыш. – А что ты умеешь? – спросили его. И тут он повторил в точности все движения, увиденные из окна.
Так Иосиф Самуилович остался в танцевальном кружке Дворца пионеров, так он связал свою жизнь с танцем.
Вместе с ребятами выезжал на различные смотры и фестивали, в дальние и ближние аулы. А в 1955 году, когда было ему всего 15 лет, его приняли на работу в Государственный ансамбль песни и танца Дагестана.
Тогда же состоялось знакомство с Танхо Израиловым, одним из основателей и первым руководителем ансамбля "Лезгинка". А до рождения "Лезгинки" оставалось тогда еще 4 года, но это рождение было предопределено самой жизнью…
Вроде бы совсем недавно в республике торжественно отмечали 50-летие этого прекрасного ансамбля: торжественные встречи, приемы, праздничный концерт.
А тогда, более полувека назад, для нового коллектива нужны были талантливые исполнители, и Танхо Израилов пригласил Иосифа Матаева помочь ему в поисках будущих танцоров. Так началось сотрудничество двух выдающихся артистов, которое продолжалось до самой смерти Танхо Селимовича…
Вместе они объездили десятки аулов равнинной и горной части Дагестана, добирались до самых отдаленных его уголков, приглашая всех желающих принять участие в конкурсе.
В первом туре конкурса на право стать артистом приняло участие семьсот пятьдесят претендентов. Требования к ним предъявлялись жесткие: будущие танцоры должны были обладать не только артистизмом, музыкальностью и прекрасной физической подготовкой, но и красивой внешностью, высоким ростом, хорошей осанкой. Тогда удалось отобрать двадцать юношей и девушек, которые и составили костяк ансамбля.
Первый концерт "Лезгинки" состоялся 11 мая 1959 года, в зале Республиканского русского драматического театра. Программа получилась чрезвычайно насыщенной, пусть и не полностью, но все-таки отражающей богатство и многообразие культуры народов Дагестана. Концерт стал потрясением как для профессионалов, так и для обычных зрителей. Публика восторженно встречала каждый новый танец, требовала повторения чуть ли не каждого номера…
Точно и трогательно отозвался о событии народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: "У каждого из нас рождение ансамбля "Лезгинка" вызывает такое чувство, какое вызывает в наших домах рождение долгожданного ребенка, – писал он в те дни. – Ребенок родился здоровый, красивый и талантливый. Своим первым выступлением он принес нам первые слезы радости. Смотришь на концерт ансамбля "Лезгинка" и невольно повторяешь слова наших горцев: "Да, даже мертвые могут воскреснуть от этих плясок!"
Праздник прошел, строгой чередой понеслись будни: репетиции, гастроли, концерты. Вскоре начались поездки по стране и за границей. Так весь мир сумел познакомиться с самобытным, ярким и красочным танцевальным искусством Дагестана.
В 1982 году Иосиф Самуилович становится художественным руководителем и главным балетмейстером "Лезгинки", себя он всегда считал учеником Танхо Израилова и, принимая ансамбль, намеревался обновлять старые и делать новые постановки так, чтобы в каждой из них чувствовался почерк его учителя.
К 60-летию со дня образования СССР Иосиф Самуилович начал готовить танцевальную сюиту "Дружба народов", в которой были представлены танцы всех пятнадцати республик бывшего Советского Союза, органично переходившие один в другой.
Концерт к юбилейной дате был в определенном смысле экзаменом как для нового руководителя, так и для всего коллектива: нужно было показать, чего добились, продемонстрировать позитивные перемены и настрой на успех.
И вот день концерта. На сцене русский народный перепляс сменяется задорным молдавским танцем, а еще через несколько минут по ней несутся, встав на носки, мужчины в танце веселой и пламенной Грузии, чтобы уступить затем место лирической армянской мелодии.
Когда номер закончился, наступило несколько секунд тишины, затем зал взорвался аплодисментами. Трудный экзамен был сдан.
После столь весомого успеха Иосиф Самуилович начал готовить новую программу. Датой ее премьеры должно было стать 9 мая 1985 года, день 40-летия Великой Победы.
… Второе отделение концерта открывала балетная сюита "Думы матери". Это рассказ о горянке, которая потеряла на войне семерых сыновей и каждый год в День Победы приходит на кладбище, чтобы возложить цветы к их обелискам.
За постановку новой концертной программы и одноактного балета "Дума матери" Иосифу Самуиловичу присвоена Государственная премия народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы.
Человек должен учиться и совершенствоваться всю свою жизнь – так считает Матаев. И потому в 1985 году поступил в ГИТИС имени А.В. Луначарского на режиссерско-балетмейстерский факультет. Приходилось совмещать гастрольные поездки, организационную работу, репетиции, постановку новых танцев с напряженной учебой, с необходимостью два раза в год ездить на сессии в Москву.
Дипломная работа Иосифа Самуиловича называлась "Фольклорные традиции Дагестана", а в качестве практического дополнения к ней выпускник пригласил всю экзаменационную комиссию на концерт "Лезгинки".
Такая нагрузка не прошла даром и сказалась на здоровье. Матаев перенес два инфаркта. Он находился в московской больнице, когда пришло известие о присвоении ему звания народного артиста России. Такое признание заслуг окрылило Иосифа Самуиловича. К тому времени он был уже одержим идеей постановки широкомасштабного балета "Парту-Патима".
Никогда прежде на сцене нашей республики ее собственными творческими силами не ставились балетные спектакли, и тем более силами ансамбля народного танца.
Либретто для этого балета далось трудно: долгие часы Иосиф Самуилович проводил в библиотеках и музеях, стараясь собрать как можно больше исторических свидетельств, фактического материала из жизни Парту-Патимы, о быте, истории и культуре лакского народа в эпоху Средневековья.
Музыку для балета должен был написать народный артист России композитор Наби Дагиров, большой друг и почитатель ансамбля "Лезгинка".
Многие артисты, узнав о замысле руководителя, самозабвенно включились в репетиции, отрабатывая отдельные номера и танцевальные элементы. Конечно, не обошлось без сложностей: классический балет требует определенной школы, которой артисты народных ансамблей зачастую не имеют. Но все же талант, мастерство, накопленный опыт позволили преодолеть все трудности, и премьера балета прошла с оглушительным успехом.
Балет "Парту-Патима" стал своеобразным итогом многолетней творческой деятельности художественного руководителя, пришло сознание того, что коллективу артистов под силу большие творческие задачи.
Тогда же одному из немногих ансамблей народного танца – "Лезгинка" – было присвоено высокое звание "академический".
Постановка балета "Парту-Патима" стоила Иосифу Самуиловичу здоровья…
Много сил, нервов ушло на этот проект, и вскоре ему пришлось отправиться на лечение в Москву. Врачи сообщили, что необходимо делать серьезную операцию, для этого Матаев срочно вылетел в Израиль.
Семь дней пролежал он после операции в полном беспамятстве, и первое, что узнал, когда пришел в себя, – это то, что "Лезгинка" прибыла на гастроли в эту страну. Эта весть подняла его с больничной койки, и все время пребывания танцоров в Израиле Иосиф Самуилович не расставался с родным коллективом.
Да и сейчас, живя в другой стране, сердцем он по-прежнему с "Лезгинкой": в курсе всех ее дел, забот и проблем. Судьба этого замечательного ансамбля – это его жизнь и его судьба.
С юбилеем Вас, Иосиф Самуилович, здоровья Вам и удачи!
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам