Пятиконечные звезды на крыльях

Этот месяц с самого рождения стал определяющим для старшего сына Карали и Эсли Каралиевых, названного в честь деда Мирзали. И последний его май остался в двадцатом веке, так и не удалось перешагнуть через рубеж тысячелетий. Пятидесятипятилетие Великой Победы и восьмидесятилетие ветерана Великой Отечественной войны в мае 2000 года слились в большой праздник – такой торжественности маленькое село Койсун Магарамкентского района давно не видело. К почитающим Мирзали Каралиевича односельчанам примкнули его многочисленные родственники из разных сел и городов России. В июне они были вынуждены вернуться в этот дом в трауре. Но для близких людей май все равно овеян именем Мирзали, и в День Победы они встречаются на скромной могиле на сельском кладбище.
Хваленая скромность порой становится сущей преградой на жизненном пути. Рваться в небо, оставаясь на земле, способны только люди…
Рожденный на четырехкилометровой высоте над уровнем моря в ныне нежилом селе Мака Докузпаринского района Мирзали, как все горские мальчишки, с детства испытывал наполняющую крылья силу пятого элемента природы – ветра.
Ветер с тех заоблачных вершин теперь теребит ветку сирени, принесенную ему на День Победы внуками. Кто-то выискивает в соцветии пятилепестковый цветок и съедает с пожеланием деду проснуться в раю. Рай тоже на небе, и все же: пройтись бы медленным шагом меж цветущих яблонь, серебряные ветви которых, говорят, связывают наш мир с миром сказок и фантазий. Пятилепестковый цветок яблони – как олицетворение звезды, символизирующей целостную индивидуальность человека… Еще одну загадку этой магической цифры «5» не успел открыть своим детям учитель и воин Мирзали Каралиев.
Воин запоминает свой последний бой. Учителю памятен последний школьный урок. Последний боевой вылет – в небе над Карпатами в мае 1945 года. Последний школьный урок – в Куйсунской средней школе Магарамкентского района в мае 1980 года. Потом в течение двадцати лет он тоже каждый новый сентябрь встречал в школе. Но тогда уже на его уроках не было ни классного журнала, ни обычных отметок. Он вел уроки мужества.
… И шумные дети становились похожи на своих ровесников из сороковых. Их взгляды скользили по медалям и орденам
– А за что Вы получили орден Славы?
Невысокий, плотного телосложения, он стоял, мысленно возвращаясь в свою молодость. Есть категории людей, умеющих быстро входить в роль, отвечая лишь своей внешностью требованиям обстановки. И среди фронтовиков было много любителей красного словца и красивого жеста. Выступления перед молодежью, частые экскурсы в военное прошлое отшлифовали у них интонацию и манеру держаться. Мирзали Каралиевич внешне бывал спокоен, движения рук сдержаны. Красиво очерченные губы не спешили разомкнуться. Он сначала сам наполнялся чувством – от сердца до мозга. Рассказывало лицо.
– Полку было дано задание, – взгляды полсотни глаз фокусировались на губах учителя, – во что бы то ни стало уничтожить, – негромкий, но твердый голос вызывал в памяти детей отрывки из военных кинокартин, – четыре немецких эшелона на станции Станислав в Польше.
Воздействие авиации на запасы немцев и военно-промышленные объекты в период наступления Советской Армии приобрели широкий размах. Сокрушительные удары по оперативным резервам врага наносил и 646-й ночной ближнебомбардировочный авиаполк 2-й Воздушной Армии при I Украинском фронте… Четыре эшелона горючего – ощутимая потеря для врага в то время. Бомбы, сброшенные штурманом Каралиевым, попали в цель… Эшелоны еще горели, когда посадочная фара ПО-2 выхватила из темноты звезды на спящих крыльях самолетов. Так Мирзали Каралиев заслужил солдатский орден и звание лейтенанта.
– Что Вы чувствовали, когда бросали бомбы, ведь там же и люди были? – поколению с повышенными параметрами толерантности не просто представить идеологическую составную защитника Отечества.
– К тому времени уже было сломлено представление о фашистах как об обычных простых людях, – спокойно объяснял Мирзали Каралиевич. – Хотя нам не приходилось сталкиваться с врагами лицом к лицу, не приходилось метиться и стрелять в видимого противника, но мы знали, когда шли на задание: под нами убийцы, с ними можно говорить только языком орудий, убийцы, которых необходимо уничтожить или выпроводить с нашей земли.
1 сентября 1943 года. Внося эту дату в личную летную книжку, 23-летний дагестанский учитель вспоминал школу. Так ли звонко смеется сельская детвора? Скоро ли он увидит своих шестерых сестер, брата, родителей… В это день было три ночных вылета. Пять часов в тревожном небе над фашистами, отнявшими у его мальчишек и девчонок беззаботность. Как же простить такое врагу?..
В первую ночь сентября 1944 года тоже трижды поднимался их ПО-2 в воздух. Но теперь уже скоро.
Последний 676-й боевой вылет был сделан в победную ночь с 8 на 9 мая. В эту ночь они летели на разведку отступающего противника в горах Карпат. В небе из их полка были 3-4 самолета, остальные отдыхали. Эмоции, которые охватили штурмана в небе после сообщения о Победе, так и не получили достойного словесного оформления, это как раз тот случай, когда не хватает слов их описать.
Так же щемило сердце, когда в 1946 году Мирзали вернулся в родную школу. «Учить детей» он шел по тесному коридору взволнованный и радостный. Ну, точно, как в 1938 году, когда после окончания Дербентского педучилища восемнадцатилетним впервые встретился со своими учениками.
Многим было непонятно возвращение Мирзали в село. Возможности устроиться в Махачкале кадровым военным «с перспективой и ростом» он предпочел каждодневные встречи с оборванными и полуголодными детьми. Его боевой товарищ, летчик, с которым он постоянно вылетал на задания, ушел в отставку полковником. Может, земное притяжение действовало на Мирзали сильнее? Может, в пресловутой «пятерке», так почитаемой школьными учителями и издревле считающейся точкой встречи неба и земли, число неба «3» оказалось слабее числа земли «2»? Такое в принципе не возможно.
Как волновался Мирзали в декабре 1940 года, когда был направлен во Вторую Чкаловскую Военно-авиационную школу: неужели свершится детская мечта – он будет летать. В тридцатые годы авиацией интересовались все, имена знаменитых советских летчиков произносились с таким же благоговением, как потом – в шестидесятые – имя первого космонавта. Мирзали, подобно сотням сельских мальчишек, прыгал с крыш и импровизировал гул самолета.
И он теперь оставляет небо… Небо, которое по-прежнему звало его. Он сначала и себе не мог объяснить, почему он возвращается в село. Коммунист – сын коммунистов – просто чувствовал: так надо. Не так уж страшно, если одним штурманом станет меньше, а в учителях страна нуждалась особенно. Быть там, где нужнее – эта черта досталась в наследство от отца, руководившего колхозом в годы войны, так и не обнявшего сына после Победы. Отец умер в 1943, и память о нем позвала Мирзали служить односельчанам. Расправив крылья на земле, взять под крыло беззащитных.
За годы педагогической деятельности М.К.Каралиеву приходилось преподавать и географию, и русский язык, и физику. В начале шестидесятых в школе не хватало учителей математики, и он «переквалифицировался». Стал знакомить детей с законами самой точной науки. Неравенства и уравнения. Радиусы и катеты… И цифры, завораживающие таинственной природой. Учить математике – это значит учить мыслить логически. Но этого недостаточно. В математике у понятий «достаточно» и «необходимо» своя специфика. Но еще в первые годы учительствования он понял – учить детей необходимо, но не достаточно. Дело любого учителя – воспитывать.
До 1941 года Мирзали казалось, не получится у него… Но на войне, в небе он осмыслил крылатые слова крылатых воинов: жизнь – это тот же полет. Сначала разбег. Здесь главное – выдержать направление… «Помочь определить и выдержать направление – с этой мыслью вернулся в горы М. Каралиев – Учить детей лететь в Жизнь».
Многие из его учеников посвятили себя педагогике. Те специальности, которые в разное время преподавал Мирзали Каралиевич, выбрали географ Максим Салихов, филолог Селим Селимов, физик Фикрет Джабаров, математик Саяд Джанлатова. Директором школы стал Шихзада Бинеталиев. Да разве перечислишь всех. Через шесть лет после Великой Победы рядом с боевыми наградами директора Макинской 8-летней школы Мирзали Каралиева была приколота медаль «За трудовую доблесть».
И все ж, как это ни банально звучит, – лучшая награда для человека его профессии – благодарность учеников. А его ученики – это не только те, кому он преподавал науки. «Научи, как поступить» – обращались к Мирзали Каралиевичу ровесники-друзья. «Посоветуй, как быть» – приходили соседи, приезжали за советом из Махачкалы родственники. Его дипломатический талант помог не в одном деле. Приходили ли решать серьезные проблемы или «с пустяками» – он внимательно выслушивал, а потом начинал говорить: негромко, убедительно, голос был из глубины. Казалось, внутри него сидит какой-то мудрец и выдает ответы. Односельчане избрали Каралиева депутатом Гилярского сельсовета.
Более десяти лет Мирзали Каралиевич бессменно руководил партийной организацией школы. А в КПСС он с 1943 года. Накануне Курской битвы многие штурманы, летчики, стрелки пожелали идти в бой коммунистами. Еще тогда, на Курской дуге, вместе с новым партбилетом он получил свои обязанности воспитателя.
Как многие качества, замешанные на терпении, с годами требовательность иссякает, и все чаще игнорируешь внутренний голос, делая так, как легче пожилому организму. Подобный закон «сохранения массы» в ментальной сфере может и не работать. Человек может остаться максималистом на всю жизнь. Это две крайности. В Мирзали Каралиевиче они были до конца жизни в вечной борьбе. Так хотелось иногда подчиниться успокаивающему голосу: «Считай, что не заметил». Но позволить юным быть свидетелями несправедливости – это значит подготовить почву для сомнительного будущего.
Вдумчиво, без назиданий воспитывал он несколько поколений односельчан и своих детей – сына Алибубу и дочь Раису.
Супруга Мирзали Каралиевича Раифат приводит к 65-летию Победы и 90-летию ветерана в порядок его могилу. Эсли, Ираде, Малина и Фатима в память о дедушке коллекционируют в своих дневниках «пятерки». Успел ли рассказать Мирзали Каралиевич внукам, что первая система счета в человеческой цивилизации включала пять цифр? И сердцевина яблока, символизирующего знания, в поперечном разрезе напоминает пятиконечную звезду. Точно такую же, как розовые цветы яблони в саду Каралиевых, или знак на крыльях советских самолетов, нарисованных внуками Нурали и Магомедом.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Свыше 200 граждан льготной категории в Дагестане получат помощь на улучшение жилищных условий

В текущем году в Дагестане свыше 200 граждан, относящихся к льготной категории, смогут улучшить свою жилищные условия. Для этого...

На следующей неделе запланированы плановые ограничения электроснабжения части Махачкалы

Плановые временные ограничения электроснабжения части дагестанской столицы запланированы на следующей неделе, 12 февраля. Отключения связаны с необходимостью проведения специалистами филиала...

Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с Днем российской науки

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с профессиональным праздником – Днем российской науки. «В этот...

В Махачкале задержаны водители, выложившие видео опасной езды в соцсети

Сотрудники Госавтоинспекции Дагестана обнаружили в соцсетях очередные публикации с видеозаписями грубых нарушений Правил дорожного движения. Нарушители установлены, задержаны, привлечены...
spot_imgspot_img

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» Махачкалы

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» города Махачкалы по подозрению в превышении должностных полномочий, сообщает СКР по Дагестану. По...

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана обжаловал свой пожизненный срок

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев обжаловал в Верховном суде РФ свой пожизненный срок за...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам