Идейный синкретизм. Тарикат Бекташийя

Основателем этого тариката является Хаджи Бекташ Хорасани (1208-1270), который рано приобщился к религиозным и мистическим наукам.
Доктрина и практика братства во многом носят синкретический характер, то есть в них можно наблюдать черты других тарикатов и учений, исповеданий и верований.
Данный орден поддерживал тесные связи с турецкими янычарами, а его лидеры оказывали заметное влияние на внутреннюю политику Османской империи в течение многих десятилетий.
Судя по содержанию книги Хаджи Бекташа «Малакат», автор придерживался суннитского направления ислама и вместе с тем являлся большим приверженцем тассаввуфа – мусульманского мистицизма.
Своеобразное понимание бекташевцами исламских наук и их особая любовь к Али Аби Талибу, которого шииты считают своим верховным владыкой, а также к его учению и потомкам, послужило фактором, объединяющим суннитов и шиитов.
Когда в 20-х годах XX века пришедшие после развала Османской империи к власти в Турции кемалисты запретили деятельность всех суфийских братств, ведущие органы ордена переместились в Албанию и оказали большое влияние на развитие духовных традиций мусульман Балканского полуострова, где по настоящее вре-мя сохраняются и функционируют его структуры.
Со времени своего основания тарикат в основном действовал на территориях, преимущественно занятых тюркским населением, и поэтому он повлиял на становление и развитие духовных традиций и культуры турецкого народа.
Центральная текке (обитель) ордена расположена в Хаджи Бекташе в Турции, а второй по значению центр братства находится в Калканделене на Балканском полуострове и объединяет муридов, проживающих в Албании, Косово, Македонии и в других странах данного региона.
Некоторые исследователи отмечают в ритуальной практике Бекташийя не только мистические, но и некоторые другие элементы, свойственные восточным верова-ниям.
Тарикат Бекташийя, учреждения и структуры которого были закрыты и упразднены еще во времена османского правления, а муриды преследовались в первые годы кемалистской революционной перестройки, позже стал объектом повышенного внимания Турецкой республики в благоприятном понимании этого выражения.
В настоящее время братство благополучно функционирует в Турции, многие ведущие политические деятели, представители бизнеса и культуры являются его членами.
Ежегодно в Хаджи Бекташе, в современной Турции, проводятся пышные празднества в честь основателя ордена, и в них принимают участие на только тысячи верующих, но и многие видные деятели турецкой элиты.

Такие разные пути постижения Истины. Другие тарикаты и их подвижники
Кроме вышеназванных, существовали и существуют множество других тарикатов, орденов, братств, иных формирований и группирований, адепты которых ищут свои Пути восхождения к Божественной Истине.
Суфии, как правило, толерантно относятся к представителям других тарикатов и мазхабов, течений и учений, даже иных религий и верований, считая, что не вражда должна присутствовать внутри конфессий и между ними, а диалог и дискус-сии.
Разные суфийские братства образовались различными путями и способами. Одни из них изначально возникли как самостоятельные формирования, другие отпочковались от больших орденов, а третьи сложились в результате объединительных процессов, охвативших те или иные тарикаты.
Для суфийского движения в целом характерны межтарикатские общения и участие в совместных мероприятиях, переход муридов из одного братства в другое, а также отсутствие заочной критики и взаимных обвинений между орденами.
В период расцвета суфизма в мусульманском мире одни шейхи и устазы, руководившие тарикатскими формированиями, как правило, хвалили своих коллег из других братств, предлагали муридам послушать их учителей, поделиться с ними своими взглядами. Серьезных противоречий между орденами не было, они также не имели идейных противников и врагов в общинах верующих, не охваченных тарикатами.
В современном мусульманстве наблюдается несколько иная картина.
В последнее время появились активные противники и даже враги суфизма в лице так называемых салафитов или ваххабитов, которые для внедрения своей идеологии – так называемого «чистого ислама» прибегают даже к насилию с помощью оружия. Это отдельная тема, мимоходом ее не осветить, да и задачи такой перед нами не стоит, поэтому, опустив ее, вернемся к суфизму.
Поскольку полностью охватить все тарикаты и осветить их теорию и практику рамками одного сочинения невозможно, в дополнение к вышеизложенному приведем краткие справочные сведения еще о некоторых других муридских братствах.
Орден Увайсийя. Древнейшее тарикатское формирование, основаное Увайсом Карани, современником Пророка Мухаммеда в Йемене. Сохранилось предание, что Увайс, хотя и не видел Пророка, получил от него духовное наставление и разрешение на подвижническую деятельность.
Братство Шатарийя. Оно было сформировано потомком Шихабудина Сухраварди Абдуллахом Шатари. Слово «шатари» означает «скорость» и Абдуллах получил такое прозвание, потому что проповедовал быстрое продвижение по мистическому Пути к познанию Истины. Он жил в XV веке в Индии, где имел многочисленных последователей.
Орден Халватийя. Организован Умаром Халвати в XIV веке. Несмотря на иранское происхождение, братство получило свое распространение в Турции, на Балканском полуострове, Кавказе. Особое внимание в его теории и практике уделяется аскезе, посту, уединению.
Братство Байрамийя. Основано Хаджи Байрамом Вали в XV веке и объединяет в себе многие принципы тарикатов Накшбандийя и Халватийя.
Далее назовем некоторые другие тарикаты, имена их основателей и время организационного формирования.
Синанийя – Ибрагим Синан – XVI век.
Шамсийя – Шамсудин Ахмад – XVI век.
Ниязийя – Мухаммед Ниязи – XVII век.
Джарахийя – Мухаммед Джарах – XVIII век.
Даркавийя – Абу Хамид Даркави – XIX век.
Бузидийя – Ахмад Бузиди – XIX век.
Харракийя – Абу Абдуллах Харрак – XIX век.
Алавийя – Ахмад Алави – XX век.
Выше приведены более или менее полные сведения о тарикатах, возникших в разное время, в различных странах. Большинство из них сохранились до нашего времени и действуют в мусульманских общинах по всему миру.
Включая в настоящее сочинение сведения именно об этих тарикатах, автор исходил из определенных критериев, среди которых назовем следующие:
Степень влияния на умму.
Количественный и качественный состав.
Популярность среди верующих.
Известность основателей и лидеров.
Распространенность теории и практики.
Духовная связь с подвижниками раннего ислама.
Вклад в мусульманскую науку.
Мистические достижения.
Приведенные здесь данные составляют всего лишь маленькую крупицу того сложного, многогранного и практически не исчерпаемого явления, каковым является суфизм.

Факторы, объединяющие тарикаты
Практически без исключения все тарикаты имеют общую основу, заключающуюся в том, что мусульманин вправе и может установить непосредственную духовную связь с Божественными силами при определенных условиях. Среди этих условий можно назвать такие, как богобоязненность, законопослушность, нравственная чистоплотность, умственная полноценность, а также духовная развитость личности верующего, ставшего на суфийский путь.
Для подавляющего большинства муридов, кроме всего этого, требуется целенаправленное обучение и воспитание под руководством наставника.
В некоторых случаях адепт может оказаться на высоких уровнях духовной продвинутости при минимальной помощи или вообще без такой помощи со стороны наставника-учителя, когда он оказывается в состоянии «захваченности» Высшими Силами, которые наделяют его особым даром и способностями. Этот феномен, именуемый «джазба», мало изучен, но о его реальности имеются многочисленные свидетельства, сохранившиеся с древности и имеющие место в наше время.
Если взять классическое суфийское воспитание и обучение, практикуемое духовными учителями и наставниками различных тарикатов, то отмечается ряд общих факторов, которые их объединяют. К ним следует отнести следующие:
-вирд – определенные обязательства, принимаемые на себя муридом и выполняемые под руководством наставника;
– зикр – упоминание Всевышнего, осуществляемое в различных формах;
– коллективные радения;
– молитва, медитация, созерцание;
– уединение, аскеза;
– постоянное изучение явных и тайных наук;
– беспрекословное соблюдение норм шариата;
– самоконтроль, самовоспитание, самообучение;
– адаб – особый этикет во взаимоотношениях с людьми;
– примерное поведение.
Вместе с тем каждый тарикат, независимо от того, сформировался он изначально самостоятельно или отпочковался от другого, как правило, имеет свои отличительные особенности. Они могут быть внешними и касаться ритуалов или одеяния, или внутренними и относиться к организационной структуре формирования, а также к содержанию учения, методам обучения и т. д.
Основатели и наставники, учителя и функционеры всех тарикатов утверждают, что их деятельность исходит из трех источников: Корана, сунны Пророка, ша-риата. Эти три источника, как известно, вообще являются основой мусульманской религии. Практическое же исполнение установлений этих источников в разных тарикатах может быть неоднородным, хотя и сходным. Эта неоднородность может касаться только частностей, но не фундаментальных положений. Это является исходным принципом всего суфийского движения в целом.
Продолжение следует.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам