Суфийский образ жизни. Скитания и оседлость

Вот так, из страны в страну, из поселения в поселение, от обители к обители, от учителя к учителю тянулась вереница этих удивительных людей, которым в мире и от мира не нужно было ничего, а высшей целью жизни они считали хотя бы приближение к постижению Божественной Истины.
Суфии, как правило, получали хорошее воспитание и образование, они могли дать фору многим ученым-традиционалистам, умели правильно себя вести в сложных ситуациях и выходить из, казалось бы, безвыходных положений.
В учениях некоторых тарикатов содержится положение о том, что скитальческий образ жизни является более предпочтительным перед постоянной оседлостью. Путешествия и даже бродяжничество способствуют отрешению от мирской суеты и позволяют учиться у разных наставников и учителей, говорящих на разных языках и живущих в различных странах. К тому же скиталец не связан никакими узами с властями, ему чужды политические и социальные пристрастия, ему нельзя потакать, ему нельзя повелевать, как это часто происходит с оседлыми жителями. Такое положение обеспечивает духовную и личную свободу, без чего невозможно успешное продвижение по суфийскому Пути к намеченной Цели.
В других же муридских братствах предпочтение отдавалось и отдается оседлому образу жизни. Теоретики таких орденов поясняют, что постоянное проживание адепта в одном месте способствует более тесной духовной связи с наставником, «курирующим» эту территорию, и позволяет систематически учиться согласно намеченному плану. Кроме того, суфий, связанный с текущими делами конкретной общины и регулярно посещающий мечети, учебные заведения, общественные собрания данной местности, не только получает в процессе подобных контактов полезные знания и жизненный опыт, но и может оказать свое влияние на духовную жизнь окружающих. Кроме того, оседлость обеспечивает полноценное содержание семьи и связь с родственниками, чему в исламе придается большое значение. В третьих же орденах полагают, что необходимо в оптимальных пропорциях сочетать скитальчество с оседлостью, чтобы использовать в духовных целях преимущества того и другого образа жизни.
Как видите, суфизм предоставляет адепту демократический выбор между различными вариантами своего жизнеустройства.

Богатство и бедность
В суфийских кругах нет единого мнения насчет предпочтительности богатства перед нищетой или наоборот.
Одни суфийские авторитеты утверждают, что с точки зрения духовности лучше быть бедным, и аргументируют свое мнение следующим хадисом Пророка: «О, Боже, пошли мне жизнь бедняцкую и смерть бедняцкую и воскресение из мертвых среди бедняков». Они говорят также, что из всех пророков и посланников Соломон (Сулейман) попадет в рай последним, потому что ему придется отчитываться перед Богом за каждую мелочь из своих несметных богатств. Среди пророков, святых, а также духовных подвижников и ученых богачи встречаются как редкое исключение, в то время как почти все они были людьми материально не состоятельными и проявляли полное равнодушие к мирским благам.
Другие суфийские учителя ставят богатство над бедностью, мотивируя это тем, что достаток является атрибутом Бога, в то время как нищета не может быть приписана Ему. Они также утверждают, что богатый человек может быть благотворителем и материально помогать бедным, а бедняк лишен такой благодати, потому что не в состоянии помочь ни ближнему, ни себе.
Обе точки зрения как бы сведены к общему знаменателю в известном трактате суфийского учителя Али Усман Худжвири «Раскрытие скрытого». В нем автор пишет: «Отнесенность атрибута достатка к Богу и человеку – просто фигура речи, в реальности она не существует… Достаток и нищета суть Божественные дары. Богатство подтачивается забывчивостью, а нищета – корыстью. И то, и другое превосходно, но они разнятся в осуществлении на практике. Нищета есть отделенность сердца от всего, кроме Бога, а достаток – преисполненность сердца тем, что превыше слов. Когда сердце очищается от всего, кроме Бога, нищета ничем не лучше достатка, а достаток ничем не лучше нищеты. Достаток есть избыток мирских вещей, а нищета – их недостаток, но все вещи принадлежат Богу. Когда ищущий (суфий – М. И.) распрощался с собственностью, противопоставление достатка и нищеты исчезает, и то, и другое становится незначимым для него».
Однако следует отметить, что имеется множество высказываний Пророка, его сподвижников, а также известных суфийских наставников о предпочтительности бедности перед богатством, которое является «завесой» между человеком и Богом, преодоление которой под силу только нравственно безупречным и духовно возвышенным людям.
Вместе с тем, как отмечает Худжвири, все это условно и не имеет существенного значения для тех, кто поставил перед собой благороднейшую цель – постижение Божественной Истины.
Продолжение следует
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям

МегаФон расширил возможности голосового помощника Елена, которому доверено общение с клиентами компании. В результате замены речевых технологий на решение...

Махачкалинцев призвали бережно относиться к благоустроенным территориям и общественному имуществу

В мэрию столицы Дагестана поступил сигнал о том, что недобросовестные местные жители занимаются уничтожением зеленых насаждений, срывают цветы, нанося...

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

Вчера, под руководством Главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом градоначальник...

Больше половины махачкалинцев не хочет менять свою профессию

Сервис по поиску работы SuperJob провел опрос среди трудоустроенных жителей столицы Дагестаны, которых спросили хотели бы они сменить свою сферу...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявили абонентов, незаконно потреблявших электричество

Бригадами ПАО «Россети Северный Кавказ» был усилен комплекс мер по выявлению абонентов, которые потребляют электричество без заключения договора. Об...

20 новых социальных объектов откроют в горной зоне Дагестана в этом году

Как сообщил премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов, в 2024 году предусматривается финансирование строительства 35 социально значимых объектов с суммарным объемом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам