Фермеры за диалог с властью

– Прошлый год был сложным для АПК РД, но, несмотря на это, основные показатели Госпрограммы развития отрасли выполнены, по сравнению с 2008 годом объем производства продукции вырос на 5% при 1,2% в среднем по стране. А как дела у фермеров?
– Действительно, прошлый год был сложным. К примеру, фермеры Гунибского, Гергебильского, Унцукульского и других районов Нагорного Дагестана лишились урожая абрикосов, основного источника дохода этих садоводческих центров, а по стране в целом получено зерна на 25% меньше, чем в 2008 году.
К сожалению, многие фермерские хозяйства не были застрахованы от непогоды, что позволило бы как-то сгладить последствия природно-климатических условий.
– В 2009 году государственная поддержка АПК республики составила 1,4 млрд руб. На текущий год средства на многие направления сокращены. В целом поддержка из федерального бюджета уменьшилась вдвое. Чем это можно объяснить?
– Думаю, что на снижение государственной поддержки отрасли повлиял экономический кризис, финансирование многих программ по сельскому хозяйству в регионах, в том числе в Дагестане, урезано. Не исключено, что реализуется идея изжить «иждивенческие» настроения сельхозпреприятий. Хочу отметить, что необходимо изменить подходы к составлению этих программ, они должны быть более конкретными и адресными. Это с одной стороны. А с другой – пора активнее привлекать к этому процессу муниципальные образования, общественные организации, которые не только хорошо понимают проблемы, но должны участвовать в их разрешении.
– Но хочу вам напомнить, что еще в отчете АФКОД о выполнении Постановления Правительства РД от 3 июля 1997 г. № 116 «О республиканской целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы» говорится, что «… при полном отсутствии финансовых ресурсов и техники, трудно ожидать, что только при помощи самоотверженного ручного труда всех членов хозяйств фермеры смогут добиться успехов. В результате основная масса хозяйств практически ничем не отличается от личных подсобных хозяйств граждан, несмотря на то, что средняя урожайность сельхозкультур и продуктивность скота у фермерских хозяйств выше, чем в коллективных хозяйствах». Помогла ли помощь государства в какой-то степени повышению эффективности фермерских хозяйств? И какие из перечисленных проблем остались нерешенными?
– Спасибо, что вспомнили период нашего становления и укрепления. После выхода в 2001 году Федерального закона № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была проведена ревизия крестьянских и фермерских хозяйств, был конкретизирован их статус. Кстати говоря, этот процесс еще не закончен. В начале года в Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России прошел семинар с участием немецких специалистов, на котором одним из основных вопросов обсуждения был такой: «А что представляет сегодня крестьянское (фермерское) хозяйство?» Представьте себе, этот вопрос еще более актуален, чем 13 лет назад. Дело в том, что из-за налоговых изменений, особенностей кредитования, усложненной формы отчетности многие крестьянско-фермерские хозяйства преобразуются в личные подсобные хозяйства. Почему? Да потому, что к личным подсобным хозяйствам не такие завышенные требования по созданию товарного производства. Если раньше личным подсобным хозяйствам выделялись кредиты в 300 тысяч рублей, то сейчас – 700 тысяч. Как говорится, комментарии излишни. А структуры, которые были созданы для получения товарной продукции, оказались вне зоны государственного кредитования. Это надо менять. Считаю, что наша совместная задача – и АФКОД, и Министерства сельского хозяйства, – это, образно говоря, формирование «боевых отрядов» товаропрозводителей, кем и должны быть фермеры. Из-за ужесточения правил получения техники мы не можем в полной мере работать с Росагроснабом. Господдержка ограничивается лишь субсидиями по выданным кредитам. В республике осталась лишь одна кредитная организация, работающая с сельхозтоваропроизводителями – Россельхозбанк.
Но надо отдать должное государственным структурам, что с прошлого года стала осуществляться поддержка молочного животноводства. Важно сохранить традицию поддержки овцеводства. Мы согласны с министром сельского хозяйства нашей республики, что у нас нет достоверных сведений о наличии в республике овец и коз. Что касается статистики, мы надеемся, что нас подключат к работе по составлению и ведению реестра крестьянских (фермерских) хозяйств. Мы должны представлять объективную картину того, что представляет собой фермерское сообщество республики, причем с учетом их дифференциации,
– В интервью Вы нередко упоминаете о государственных структурах, их роли в развитии частного сектора. В связи с этим вспомнил о нашем интервью десятилетней давности, в котором вы рассказывали о своей поездке в Германию, где знакомились с деятельностью фермеров земли Баден-Вюртемберг. Мне запомнились тогда ваши слова о том, что здание местной фермерской ассоциации больше по размерам здания Министерства сельского хозяйства этой земли. Видимо, это сравнение не в нашу пользу и свидетельствует о большой роли фермерского сообщества этого немецкого края?
– Думаю, что в моем рассказе вы найдете ответ на интересущий вас вопрос. В прошлом году я вновь встретился с коллегами из Германии, на съезде фермеров земли Баден-Вюртемберг. Обсуждались проблемы сбыта продукции, помощи корпоративному сообществу со стороны своего родного министерства. Был поражен, с каким не свойственным немцам темпераментом и эмоциональностью, присущими разве что болельщикам нашей футбольной команды «Анжи», они критиковали своего министра. Видно было, как чиновник серьезно и внимательно относится к нуждам тех, кто, по сути дела, кормит своих земляков, несмотря на замечания коллег. А с другой, и само фермерское сообщество земли, которая по площади меньше Дагестана, располагает исполнительной структурой, имеющей годовой бюджет в 5 млн евро. Таким образом, она может позволить иметь квалифицированный штат сотрудников, включая экспертов по различным вопросам. Отсюда такой профессиональный и некомплиментарный тон разговора фермеров с чиновниками и их твердая позиция.
Говорю не затем, чтобы таким изощренным образом подвергнуть критике наше родное министерство. С удовлетворением скажу, что сегодня к руководству этим ведомством пришел человек с рыночным мышлением, который смог это доказать и на предпринимательском поприще, и в качестве депутата Народного Собрания РД. Это Сатмар Амиров. Профессионалом своего дела является и председатель профильного комитета парламента Алихан Хизриев. Так что защитники и сторонники у села есть.
А что касается размера здания нашего АФКОД, то нас интересует больше не форма, а содержание работы. В настоящее время мы заняты тем, как построить свою деятельность после принятия новой редакции нашего Устава в соответствии с принципами работы саморегулируемых организаций. Подобная работа проводится и в ассоциациях Краснодарского края и Ростовской области. Таким образом, мы расширили свое правовое поле. Если фермерское сообщество поддержит, то будем создавать третейский суд и другие структуры, согласно федеральному законодательству о саморегулируемых организациях.
Не сомневаюсь, что новый министр поддержит нас в вопросах разработки и реализации программы развития фермерских хозяйств Дагестана и соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между МСХ РД и АФКОД.
– Мешает ли развитию АПК Дагестана наша региональная специфика, закрепленная в республиканских законах о земле, о собственности, о приватизации? (К примеру, согласно ст.6 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» «приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, на территории Республики Дагестан осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящего закона»).
– Надо сказать, что подобные ограничения введены лишь в 6 регионах. К примеру, я недавно побывал в Кировской области, там оформлению прав собственности мешает отсутствие средств на проведение работ по межеванию земель для новых землевладельцев. У нас другое. Перевод земель сельхозназначения на местах в иные категории не единственная региональная проблема во взаимоотношениях фермерского сообщества и муниципальных образований. Неприкасаемы трассы скотопрогона, но эти земли захватываются и используются не по их прямому назначению, отсюда и потери при перегоне овец, которым попросту не остается кормов на этих землях.
– А как обстоит дело с развитием фермерских хозяйств в Махачкале?
– Глава Администрации города Саид Амиров в свое время поручил Горкомзему проанализировать деятельность и определить количество фермерских хозяйств. Как выяснилось, цифра 1112 подтвердилась. Несомненно, махачкалинские фермеры имеют больше возможностей по поставке в столицу свежей продукции. И надеемся, что с вводом в строй рынка №2 фермеры будут иметь здесь большой торговый массив. Нам необходим диалог с руководством самого крупного муниципального образования республики. Поэтому считаем необходимым воссоздание городской Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств. Мы представили хорошую, на наш взгляд, кандидатуру на должность председателя городской ассоциации. Не сомневаемся, что состоится эффективное взаимодействие. Ведь местное самоуправление самая близкая к людям власть, которая является важнейшим элементом гражданского общества. Необходимо создать условия для развития и становления «среднего класса», что в Махачкале происходит более успешно, чем в других городах республики.
– В Общественной палате РД вы являетесь заместителем председателя комиссии по экономическим вопросам и охране окружающей среды. Какова роль общественников в решении проблем, о которых шла речь в нашем разговоре?
– Проблемы сельского хозяйства являются одним из главных направлений нашей комиссии. Так, за истекший первый год работы было проведено 7 заседаний по различным вопросам сельского хозяйства, в том числе по таким темам, как о направлениях господдержки сельхозтоваропроизводителей в условиях экономического кризиса, о перспективах развития в республике сельской кредитной кооперации, о проблемах с реализацией сезонной сельхозпродукции. В марте этого года при поддержке администрации Кумторкалинского района было проведено выездное заседание Общественной палаты по вопросу развития в республике садоводства и виноградарства.
Конечно, Общественная палата не является властным органом. Но надеемся, что к нашим рекомендациям прислушаются и в парламенте, и в Министерстве сельского хозяйства РД. Скажу так: потенциал Общественной палаты далеко не исчерпан, и мы постоянно совершенствуем свою работу.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам