Первый день войны. Каким он был…

Наводчик орудия, пограничник, сыщик Баймурзаев Баймурза Латыпович: – Когда началась война, мне было 15 лет, я учился в 7-м классе и, как многие другие, пошел на завод им. М.Гаджиева токарем. Все взрослое население было мобилизовано на фронт, и мы, мальчишки, вместе с матерями и сестрами изготовляли мины и другие снаряды. В мае 1943 г. я подал заявление о направлении на фронт добровольцем. Хоть и было мне 17 и возраст не призывной, просьбу удовлетворили – направили в артиллерийскую часть резерва главного командования. Я был определен в разведчики, затем переведен в наводчики орудия.
Первое боевое крещение получил в сентябре 1943 г. под Новороссийском. Город был сильно укреплен немцами, взять его штурмом не удалось, были подтянуты артиллерийские части. После многочасового обстрела сопротивление немцев было сломлено. При обстреле города участвовал как корректировщик огня батареи. После доукомплектования наше подразделение перебросили в Крым. Береговая линия от Керчи до Феодосии была укреплена долговременными огневыми точками (ДОТ) с круговым обзором и траншеями. Нашей батарее приходилось огнем выкуривать немцев из дотов. Когда часть была на марше, налетели немецкие самолеты, стали бомбить и обстреливать нас. Взрывной волной меня отбросило в сторону. Я лежал без сознания и когда пришел в себя, увидел над собой нашего солдата, которого мы звали «Чалый». Я не мог двигать ногами и руками, так как ударился головой, повредил лицо и шейные позвонки. Прошептал: «Воды». Мне дали воду и 150 граммов водки. Отправили в госпиталь г. Батуми. Через несколько месяцев после выздоровления направили в запасной полк, включили в группу по подготовке радистов.
В начале 1945 г. нашу группу с другими воинскими частями направили на Дальний Восток. Из г. Комсомольск-на-Амуре меня и еще нескольких бойцов с парома высадили на Северном Сахалине. Перед нами была поставлена задача – пройти вдоль железной дороги до ст. Хотой, где размещался японский военный аэродром, который обслуживали американские летчики-военнопленные. Однако захватить аэродром и освободить военнопленных нам не удалось. К приходу нашей части аэродром был разрушен, военнопленные вывезены. Как мы узнали, их посадили на баржи, вывезли в море и потопили.
Юный подпольщик, ветеран угрозыска Авдеенко Александр Яковлевич: – В начале Отечественной войны мы, мальчишки, строили заградительные рубежи, копали противотанковые траншеи, устанавливали рогатки на дорогах, делали лесные завалы на проезжей части дороги. К сожалению, немецкие войска обошли все наши заградительные линии.
Партийными органами были оставлены доверенные люди в немецких тылах для работы с населением. Одним из них был директор нашей школы Новиков Павел Андреевич, который сформировал из своих бывших учеников подпольные группы. С 10 февраля 1942 года началась подпольная работа нашей группы из шести человек, бывших учеников: Анны Матецкой, которая после войны стала моей супругой и работала на заводе М.Гаджиева более 30 лет, Володи Паруль, который стал политруком партизанского отряда, и других одноклассников. Задача юных подпольщиков состояла в разведке, сборе сведений о немецких оккупантах, передвижении немецких войск, их боевой техники, в сборе трофейного оружия, боеприпасов, взрывчатки. Собранные сведения передавались в тыл с переходом через линию фронта. Такие переходы с группой юных подпольщиков я совершил трижды.
Первое боевое крещение и ранение я получил в августе 1942 г., когда из подпольщиков был принят в партизанский отряд имени Кузьмы Минина. За участие в подполье и в партизанах немецкие каратели в декабре 1942 г. сожгли нашу хату вместе с матерью и сестрами. Сожгли еще 70 человек, в том числе мать и четверых братьев и сестер Анны Матецкой. В марте 1943 года нашу группу направили с заданием в немецкий тыл, но пройти пешком через линию фронта нам не удалось. Поступило указание выбросить десантом из самолета. Но поскольку я у самолета никогда даже не стоял и парашютом не владел, меня оставили на передовой линии для связи.
9 марта 1943 г. из партизана я стал солдатом Красной Армии, служил в отдельном лыжном десантном батальоне солдатом, командиром отделения, командиром взвода на Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах под командованием маршала Рокоссовского. Был пять раз ранен. Войну окончил 14 мая 1945 года комсоргом батальона под Кенигсбергом. Но и после объявления Победы война для меня продолжалась с «лесными братьями», власовцами в Прибалтике.
В 1956 году после окончания Алма-Атинского погранучилища я по хрущевскому сокращению был направлен в МВД, где работал в уголовном розыске, затем слесарем на заводе им. М.Гаджиева, которому отдал 34 года.
Связист, разведчик, политработник Кебедов Магомед Кебедович: – 22 июня 1941 года мы должны были выехать в летние военные лагеря за Житомиром на берегу реки Титерево. Вместо этого на рассвете нас разбудил странный гул, зловещий вой и свист сотен бомб, обрушившихся с воздуха. Никто не мог понять, что происходит: учения или началась война, о которой все чаще говорили? На реке стоял густой туман, а в небе парили стаи фашистских самолетов, не переставая, совершавшие налет за налетом. Дивизион наш в срочном порядке был переброшен в г. Тернополь, где находился штаб Юго-Западного фронта, которым командовал маршал Советского Союза С.М. Буденный.
Прибыв на место назначения, полк сразу же развернул боевые порядки и вступил в бой с немецкими захватчиками. Перед нами была поставлена задача: не дать фашистским самолетам возможности долететь до наших позиций. Отдавая должное мужеству и стойкости советских воинов, немцы говорили: «Самолеты у русских фанерные, а летчики стальные». И в самом деле, наши бились отчаянно.
Прилетевший в г. Тернополь маршал Жуков убедился в невозможности дальнейшего сопротивления и дал команду отходить. Когда была собрана вся техника, загружен эшелон и стали ждать паровоза, фашисты начали массированную бомбежку эшелона, началась паника, пошли потери, солдаты разбегались в разные стороны, не слушая команды, оборвалась связь. В эти решающие минуты я был направлен на восстановление проводной связи. Под пулями и падающими снарядами фашистов боевую задачу выполнил. Но эшелон был уничтожен, командир дивизиона куда-то исчез, солдаты отдельными группами стали отходить. Я с группой бойцов добрался до г. Проскурово, оттуда с тяжелыми боями и потерями отступили до г. Чернигов. Здесь перед нами была поставлена задача: обеспечить нашим отступающим частям переправу через реку Днепр. Задачу выполнили и сами перешли последними. Отходили через города Белая Церковь, Бахмач, Фастов. В конце сентября дошли до Воронежа, где догнали фронт.
Воронежский фронт являлся левым крылом обороны Москвы. Все солдаты понимали, что с падением Москвы немецкий сапог будет топтать родную землю, и готовились к отпору. В этих боях советские солдаты проявили величайший героизм, выдержку, самоотверженность. Враг был отброшен от Москвы, впервые битый на русской земле. Блицкриг Гитлера не состоялся.
Боец – доброволец стрелкового полка, полковник милиции Османов Загиди Абидович: – Когда началась война, я учился в 7-м классе и в тот же день, 22 июня, написал заявление о приеме в комсомол, чтобы идти на фронт. Но мне отказали: не достиг ещё 14 лет. Родственница, работавшая секретарем Гамияхского сельского Совета, поддавшись моим уговорам, выписала мне справку, увеличив возраст. Так я стал комсомольцем. В январе 1942 г. отец ушел на фронт. Я остался за старшего в семье. Все рвались на фронт, в их числе и я. Представитель райвоенкомата долго рассматривал меня, прежде чем принять заявление: – Что-то мелковат ты, сынок. Тебе и вправду исполнилось восемнадцать? Смолчал, помогла справка, выданная родственницей. А было мне 16.
После трех месяцев учебы в г. Гори я стал бойцом 449-го стрелкового полка 144-й стрелковой дивизии. Вскоре произошло событие, которое стало памятным для меня на всю жизнь.
Наша рота долго находилась в траншеях, обороняясь от фашистов. 25 декабря командир роты, показав высоту, приказал занять ее и закрепиться там. Без артиллерийской подготовки и разведданных он подал команду: «Вперед!». Но не успели бойцы пройти и 100 метров, как немцы открыли ураганный огонь из пулеметов и минометов. Я был ранен в руку, в лицо попал осколок, был контужен, потерял сознание. Когда очнулся, то увидел вокруг много убитых и тяжело раненных. Почти вся рота была уничтожена. На меня пришла домой похоронка: убит и похоронен в д. Жерносеки Лиозненского района Витебской области. Случилось это потому, что, пока я находился в бессознательном состоянии, меня посчитали мертвым и забрали красноармейскую книжку. Витебский райисполком подтвердил, что «в списках воинов, погибших на территории Вороновского сельсовета и захороненных в братской могиле в д. Вороны, значится красноармеец Османов Загиди Абидович, 1926 г.р, уроженец Дагестанской АССР». В послевоенный период останки погибших из разных населенных пунктов указанного сельсовета перенесли в общую братскую могилу. Фамилия и инициалы мои остались на мемориальной доске. – Так при жизни я был дважды похоронен. А между тем, пролежав в госпитале под Вязьмой около 3-х месяцев, я вернулся на фронт.
23 июня 1944 года мы пошли в наступление под Витебском, где я получил осколочное ранение в ногу. Еще четыре месяца лечился в госпиталях Смоленска и Каунаса. В наступательных боях в Восточной Пруссии меня вновь ранило. В январе 1945 года в той же Восточной Пруссии я отморозил ноги и вновь попал в госпиталь. Выписавшись из госпиталя, вернулся в родную часть и вместе с боевыми товарищами участвовал в штурме Кенигсберга. Конечно, мы мечтали штурмовать Берлин, но вместо логова фашизма я попал на Дальний Восток.
На сопках Уссурийска мы провели около 3-х месяцев. 8 августа 1945 г. нам объявили, что ночью 9 августа идем в наступление против Квантунской армии Японии, расположенной на севере Китая у границы СССР. Мы с боями дошли до г. Харбин. 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте на борту линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорной капитуляции Японии, который ознаменовал собой конец Второй мировой войны. Мы вернулись из Китая в 1946 году, а 26 февраля 1947 года я был демобилизован из армии в звании гвардии старшего сержанта. И было мне всего-то 20 лет!
Все они с первых и до последних дней Великой Отечественной войны сражались на различных фронтах, участвовали в знаменитых битвах на Курской дуге и под Сталинградом, на Днепре и Одере, прошагали через всю Европу, освобождая Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Румынию, Югославию, Болгарию, принеся свободу народам этих стран.
Разгромив врага, вернувшись домой с Победой, сменив солдатские шинели на милицейские мундиры, они продолжали бороться со злом – уголовной преступностью, дослужись до высоких милицейских чинов и ныне, несмотря на преклонный возраст и фронтовые раны, остаются в строю, достойно отметив 65-летие Великой Победы.
К сожалению, не дожил до сегодняшнего дня Магомед Кебедов, оставив о себе доброе имя защитника Отечества. 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам