Бремя интеллигентности

О роде Алкадарских, из которого вышло много именитых людей, можно рассказывать долго, ограничусь лишь тем, что сообщила сама Нурият Имамовна. В этом роду более двадцати докторов и кандидатов наук, действительный член Академии наук России, Герой Социалистического Труда, шесть кавалеров ордена Ленина, представители рода шесть раз получали Государственную (Сталинскую) и Ленинскую премии, много в роду заслуженных работников сельского хозяйства, врачей, нефтяников, прочих специалистов, но, пожалуй, больше всего среди Алкадарских всегда было просветителей и педагогов. Не случайно в музее народного образования Дагестанского педуниверситета находится «генеалогическое древо педагогов Алкадарских». Нурият Имамовна, внучатая племянница Гасана-Эфенди Алкадарского, одна из них.
Для знакомства пригласила к себе домой. В квартире, в старой пятиэтажке, невысокая хрупкая женщина, которую легко представить обожаемой всеми бабушкой, подвижная и деятельная, о годах и болезни разговор не заходит…
Ее рассказ оказался ярким и увлекательным.
«Отец ведал военной базой ОРСа в Избербаше. Когда в 1942 году немцы пришли на Северный Кавказ, он отвез семью в родное село Алкадар. В том году я окончила шестой класс, а в седьмой не пошла, так как в Алкадаре была лишь начальная школа. Шихгасан Шихнабиев, впоследствии, после войны, известный педагог, а тогда молодой еще парень, в одном лице замещал и директора, и учителя, и завхоза. Но и он получил повестку. Пришел к моей матери, принес ключи от школы, будильник и колокольчик, которым звонили, возвещая о переменке или начале урока. Сказал, что уходит на фронт, а детей не на кого оставить — матери-то дни напролет на колхозных работах – в школе, мол, нельзя без учителя, пусть она, то есть я, идет учить детей. Сам повел меня в школу, показал, что и как. Две классные комнаты, коридорчик, учительской не было. Почему-то в одной из комнат сидели отдельно в рядах первый и третий классы, в другой — второй и четвертый. Какая там методика, какая из меня, двенадцатилетней, учительница! Бегала из класса в класс, одних учила правописанию, других чтению, третьих рисованию. И слушались ведь меня, не шумели и не шалили на уроках.
Месяца через три пришел настоящий учитель: инвалид, после фронта, прошедший трехмесячные учительские курсы. Мать болела, я старалась больше бывать с ней, а учитель то и дело посылал за мной детей, просил, чтобы я приходила в школу и помогала ему, сокрушаясь, что не справляется. В 1943 году мать умерла от двусторонней пневмонии, в те времена страшной болезни, ведь и речи не могло быть о каких-нибудь лекарствах. Отец забрал нас, меня и старшего брата, в Избербаш. Надо было учиться дальше, взрослые считали, что у меня явные способности. Но как? В седьмой класс не пойдешь – переросток, а чтобы учиться со своими сверстниками – знаний нет, много упущено. Отец пригласил на дом двух учителей, по русскому языку и математике, с ними я занималась год. Ну и, конечно, была дома за хозяйку…».
Потом было Дербентское педучилище. После него – учеба в двухгодичном женском институте (впоследствии преобразованном в Дагестанский пединститут), на естественно-географическом факультете. В 1952-1954 годах была здесь освобожденным секретарем комсомольской организации, это, пожалуй, единственный период, когда она не учила, не считая, конечно, тех лет, когда училась сама. Окончила также биолого-географический факультет пединститута в Орджоникидзе. Шутя, вспоминает: «Попробовала заняться наукой, даже сдала кандидатский минимум, но сказала себе: в семье нечего делать двум ученым. Муж, я видела, был очень способный человек. Тем более у нас уже росли дети, дочь и сын».
Муж, Селим Алкадарский, доктор медицинских наук, вплоть до своей безвременной кончины был главным патологоанатомом Дагестана. Сын и дочь пошли по стопам отца, стали медиками, что наряду с педагогической деятельностью тоже в традиции Алкадарских.
В 1963 году Нурият Имамовна пришла в только что открывшуюся школу №39 г. Махачкалы, где проработала 34 года. Учила детей географии, науке, которую любила больше всего. Как рассказывают те, кто ее знает, географию она преподавала самозабвенно, превращая свой труд в пример для подражания, делая чуть ли не все свои уроки открытыми для посещения коллег, желающих у нее поучиться. Ее уроки обретали весьма разнообразные формы: конференций и лекций, диспутов и занимательных игр. Методикой Нурият Имамовны пользовались в школе, в институте усовершенствования учителей, ее изучали студенты педуниверситета. Работу педагога отмечали различными поощрениями, дипломами, грамотами, она награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Многочисленные статьи Нурият Имамовны печатались в периодике, помимо методических пособий, она автор интереснейшей книги по экономической и социальной географии России и мира, ставшей пособием для старшеклассников и поступающих в вузы. Она сообщила, что готовит сейчас очередную статью – о патриотическом воспитании молодежи на примерах жизнедеятельности дагестанцев – участников Великой Отечественной войны.
В юности Нурият Имамовне было с кого брать пример, она признается, что идеалом в жизни для нее стали братья отца. Абдулкерим Гусейнов и Абдулмеджид Эфендиев более пятидесяти лет проработали учителями, оба награждены орденом Ленина. О третьем дяде, Нужмудине Гусейнове, благодаря которому она оказалась в Дербентском педучилище, Нурият Имамовна вспоминает: «Он имел особое влияние на окружающих, входил в помещение, и возникала особая аура, люди умолкали, даже тех, кто не вступал с ним в беседу, он магически притягивал к себе. Высокий, стройный, с ладно посаженной головой, красивой седой шевелюрой, в повадках, движениях столько достоинства, в походке такая стать. В нем «кипела» культура…»
В интервью с Нурият Имамовной, в статьях о ней разных лет часто упоминается слово «интеллигентность». Сама она как-то выразилась: «Интеллигентность – это нечто переходящее из поколения в поколение, через общение, через наглядность живого примера и т. д. Но при определенных усилиях, шаг за шагом, в ребенке можно воспитать интеллигентность. Поначалу раскрыть в нем хорошее и, умело пользуясь этими его задатками, которые не всегда заметишь на поверхности, взрастить в его душе доброе, тогда и до интеллигентности недалеко».
Чувство требовательности не оставляет ее, когда речь заходит о нынешней молодежи: «Хуже учатся. Это я говорю как учитель с полувековым стажем. Много лет назад я преподавала в вечерней школе. Там были люди очень грамотные, профессионально подготовленные, но они не имели документа об образовании. У теперешних выпускников наших школ документ есть, а знаний нет. Я имею в виду основную массу учащихся, есть, конечно, и очень способные дети».
Как о немаловажном деле своей жизни Нурият Имамовна рассказывает: «В школе №39 после меня остался музей. Мы проделали громадную работу. Я много ездила с детьми по Дагестану, Северному Кавказу, в Ленинград, в Киев». Она получила признание и как «энтузиаст краеведческой работы».
В музее собраны уникальные экспонаты и материалы о выдающихся людях республики, среди которых и Генрих Гасанов, крупный ученый и конструктор корабельных двигателей, один из создателей ледоколов-атомоходов «Ленин» и «Арктика», лауреат Ленинской и Государственной премий (напомним читателям: братья Генрих Гасанов и Готфрид Гасанов, «отец дагестанской профессиональной музыки», – также внуки Гасана-Эфенди Алкадарского). Нурият Имамовна рассказывает: «К мысли о создании музея пришли неожиданно. Как-то я рассказала ученикам о нашем земляке, ведущем конструкторе Балтийского кораблестроительного завода Генрихе Гасанове. В то время вопросы, которыми он занимался, были засекречены, в газетах о нем почти не писали. Наверное, и потому дети с большим интересом выслушали мой рассказ, потом решили помочь мне и стали собирать о нем материалы. Дружно писали письма в Ленинград, начали искать людей, знавших его, записывать их воспоминания. И вот один за другим стали появляться альбомы с материалами о родственниках, учителях, одноклассниках конструктора. Так возник в школе музей».
В течение тридцати лет она собирала материалы о роде Алкадарских. Нет ничего странного и в том, что именно ей пришла мысль об открытии музея рода Алкадарских в их родном селе Сулейман-Стальского района. Но должно было пройти десятилетие, чтобы ее желание осуществилось, когда нашлась мощная поддержка в лице Имама Яралиева, нового главы района, на средства которого построили здание музея по европейским стандартам. В пяти залах, занимающих 500 квадратных метров, выставлены экспонаты и материалы, отражающие не только историю рода Алкадарских, но, можно сказать, и всего Кюринского края в его органичных связях со всем Дагестаном. Подавляющее большинство материалов в музей предоставлены Нурият Имамовной.
Не так давно она завершила работу над книгой о роде Алкадарских. Будем надеяться, что увесистый том скоро увидит свет и будет присутствовать в нашей духовной жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале на улице Бамматова ремонтируют дорогу

В текущем году в рамках реализации программы «Мой Дагестан – мои дороги» ведется капремонт дорожного полотна на 22 улицах...

Мэрия Махачкала прокомментировала ситуацию с демонстрацией страшных кадров школьникам в планетарии

Мэрия столицы Дагестана дала свои комментарии касательно распространяемого в социальных сетях видео, на котором учащимся школы №17 демонстрируют кадры...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале на 25 апреля

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...
spot_imgspot_img

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам