Размышления об экстремизме

Мы, наверное, не ошибемся, если станем утверждать, что идеология экстремизма, как правило, произрастает на почве отсутствия какой-либо внятной идеологии вообще. Человеку любой эпохи свойственно задаваться вопросом: каково его личное призвание в мире, в котором он существует? Материализм в его коммунистическом проявлении дает однозначный ответ: для воспроизводства человека как биологического вида и обеспечения ему благоприятных условий вне зависимости от классовой принадлежности. Идеализм, неотделимый от религиозных представлений о мире и человеческом обществе в частности, делает ставку на духовное начало.
Это в целом правильный подход к оценке проблемы экстремизма и терроризма в современном мире и Дагестане, в частности. Бесспорно, идеология экстремизма и терроризма наиболее ярко проявляется там, где пути адаптации к реальной действительности и самореализации заходят в тупик.
В 1997-98 годах этот феномен наблюдался в Карамахинской зоне, которая в экономическом отношении была более состоятельной, чем многие другие районы и даже города Дагестана. Парадоксально, но именно там пустил глубокие корни религиозный фундаментализм как умозрительная концепция.
Можно полагать, что в данном случае решающую роль сыграл религиозный фактор, который выступил в качестве основы для формирования идеологии экстремизма и терроризма. Речь идет о теории исламского фатализма, согласно которой все, что происходит в мире, предопределено Богом. По этой теории, каждому человеку уже при рождении определено место в раю или аду, поэтому, как сказано в одном из хадисов, «каждый будет делать то, ради чего он создан». Таким образом, путь экстремиста заранее, вне зависимости от его устремлений, позитивных или негативных, предопределен, и он воспринимает его как свою судьбу.
Ключевая особенность исламского фатализма – это однозначное неприятие модернизма в любых его проявлениях, в том числе и в социальной сфере. Ему свойственна склонность к консерватизму и традиции, и отсюда проистекают призывы возврата к первозданному, «чистому» исламу, поскольку, согласно мнению теоретиков фундаментализма, только он способен привести в состояние гармонии образ идеальной модели мира и человека в реальной действительности.
При этом главными факторами, порождающими дисгармонию, считаются государство, его властные атрибуты и действующие в нем законы. Не случайно один из идеологов религиозного экстремизма М.Тагаев писал в своей книге, что «главной целью должна быть тайная война со штабами войск, райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющими узловое назначение, линейными отделениями милиции, главами администраций».
В то же время пока нет никаких оснований утверждать, что будто бы существует некое единое экстремистское или террористское сознание. На эту стезю в зависимости от индивидуальных мировоззренческих, установок может вступить любой человек из любой социальной среды. Психологическое обследование осужденных экстремистов и террористов, в том числе и в Дагестане, показывает, что они в подавляющем большинстве случаев являются дееспособными личностями без заметных психических отклонений. Поэтому можно полагать, что серьезное восприятие идеологии экстремизма возможно на путях установления и укрепления личностной идентичности.
В Дагестане данная проблема представляется многоаспектной. Важнейшим является социовозрастной аспект, проявляющийся в психологической динамике молодежи, которой свойственно импульсивное поведение. Необходимо заметить и то обстоятельство, что здесь экстремисты и террористы действуют в отдельных группах, а не индивидуально. Теория исламского фатализма способствует распространению именно такой формы экстремистской идеологии, когда группа выступает в роли защитницы отдельной личности, ставшей ее членом.
В современных условиях экстремистские группы все еще представляют реальную опасность для государства и общества. Их раздробление скорее не успех в противодействии им, а усиление групповой сплоченности, приводящее, как ни странно, к росту терроризма. Сохраняются факторы, способствующие их активизации: ранняя социализация, личные связи с членами этих групп, конфронтация с правоохранительными органами. Сохраняются также факторы, определяющие их жизнеспособность: доступ к финансовым средствам, оружию и взрывчатым веществам, военные знания и возможности обучения членов экстремистских групп, надежные убежища.
В связи с этим представляется своевременной инициатива государства в части облегчения выхода из экстремистских групп ее членов. Это – в краткосрочной перспективе. Стратегия противодействия идеологии экстремизма и терроризма может строиться только на широкой информационной базе в сочетании с борьбой против коррупции и бюрократизма, позитивными социальными изменениями, устранением психологического дискомфорта и снижением уровня клерикализации общества, которая призвана исключить привлекательность экстремистской деятельности.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам