Как нам воспитать гражданина?

Его провели ведущие специалисты Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Института этнологии и антропологии РАН, Академии повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования Министерства образования РФ.
На семинар были приглашены заместители директоров школ, учителя истории и обществознания из 100 школ республики. После семинара интервью нашей газете дал доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ Семед Семедов.
– Семед Абакаевич, в чем Вы видите причины и пути преодоления религиозного экстремизма в рамках процесса гражданского образования и воспитания в образовательных учреждениях?
– На мой взгляд, здесь на первый план выдвигается формирование ценностей и принципов личности, которые необходимы для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п. Важно формирование у молодежи таких качеств, как признание человеком другого (способность видеть в другом носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения), положительное отношение к таким отличиям, умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: со своей собственной и с его. На занятии преподавателям предлагаются тренинги, способствующие формированию вышеперечисленных ценностей и качеств личности у учащихся в рамках курса «Граждановедение» или в рамках внеурочной работы по гражданскому воспитанию: «Мы с тобой одной крови», «Другая точка зрения»,«Мои ценности».
– Мы много говорим в последнее время о толерантности. Может ли она быть противопоставлена экстремизму?
– Несомненно. Ведь «толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Среди основных задач по реализации этих принципов: разработка научно обоснованных технологий и методов борьбы с экстремизмом как угрозой национальной безопасности, как с барьером на пути развития толерантного сознания и становления гражданского демократического общества.
Программа, которая носит не только национальный, но и международный характер. Повышенный интерес к проблеме толерантности, то есть к проблеме воспитания в личности веротерпимости и миролюбия, а также к профилактике экстремизма связан с тем, что мы являемся свидетелями практически непрерывных межнациональных конфликтов и попыток использовать эти конфликты для смены политического режима. Растут межэтническая и религиозная напряженность, сепаратизм и национальный экстремизм, несущие прямую угрозу системе национальной безопасности государства.
Всплески ксенофобии, фанатизма и исламского фундаментализма используются как средства для борьбы с формирующимся в стране гражданским обществом. В борьбе с экстремизмом мы ведем запаздывающую контрпропаганду вместо того, чтобы вести опережающую пропаганду, которая должна в буквальном смысле начинаться с обучения миролюбию и пониманию других людей со школьной парты.
Основу культуры педагогического общения учителя и ученика составляют такие принципы обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают однозначность в оценках и суждениях. Это условие гармоничных отношений в обществе.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь к толерантному взаимодействию.
– А что мы в результате получим?
– Думаю, что мы достигнем своей цели, если научим ребенка успешно взаимодействовать в коллективе, противостоять нетолерантным отношениям, экстремизму в любом проявлении, отстаивать свои ценности и уважать ценности других. И уже в старших классах мы сформируем у них активную жизненную позицию, способность жить в мире разных людей и идей, признавая права другого человека на такие же права. Все это разовьется посредством реализации социально значимых проектов, через опыт работы в школьном парламенте, проведения дней самоуправления или соуправления.
Гражданское образование и воспитание формирует и развивает у ребенка базис личностной культуры, приобщает к способам познания, преобразования мира, эмоционально-ценностному отношению к нему.
Исходя из высказывания Л.С. Выготского о том, что «в ребенке потенциально заложено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание производит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа».
Какие формы для этого наиболее приемлемы? Во-первых, в содержании гражданского воспитания должен быть заложен многовековой опыт поколений, дающий понимание и о ходе отечественной истории, об основных ее этапах и диалог в осмыслении этих этапов и поведения исторических личностей и современников.
Показывая, что жизнь очень сложна и разнопланова, мы должны научить социальному и гражданскому творчеству, чтобы ребенок не просто копировал заученные поведенческие шаблоны, а всякий раз выстраивал свое поведение заново, примеряя его к конкретной сложившейся ситуации.
– В некоторых средствах массовой информации нередко практикуется обсуждение материалов экстремистской прессы, что усиливает ее продуманную тактику психологической войны. Достаточно вспомнить термин «лицо кавказской национальности»…
– Моя позиция такова: подобные клише, часто повторяемые в СМИ, а также постоянное, где надо и не надо, подчеркивание исламского экстремизма и терроризма, и т. п. играют на руку экстремистам и фундаменталистам, так как усиливают политическую, национальную и религиозную нетерпимость. Тем самым при всей кажущейся абсурдности вывода можно заключить, что такие СМИ, сами того не сознавая (или сознавая), поддерживают и рекламируют экстремистов. Мифологизации и героизации экстремистов и террористов способствует как чрезмерное внимание к преступникам СМИ, так и часто звучащие заявления об успешных операциях со стороны правоохранительных органов. В средствах массовой информации должны чаще появляться положительные примеры толерантного поведения наших граждан в разных ситуациях.
– Как же нам воспитать свободного человека, в то же время социально адаптированного?
– Для учителя во все времена остается задача: посеять семена нравственности, научить оценивать вещи и действовать с позиций добра. Вы правы, это умение связано со свободным выбором социальных форм поведения. Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает, как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо. Потому так важно сделать своих учеников свободными людьми, приучить их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра, предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них, понимая, что за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями стоят интересы тех или иных классов. В курсе отечественной истории примеров для обсуждения достаточно.
Кроме того, знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, каков он человек, а не к какой национальности он принадлежит. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, на почве противодействия и конструктивной профилактики различных видов экстремизма.
Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс проходит в ходе социализации учащихся.
– Но это невозможно без формирования у детей гражданских навыков… Согласны Вы с этим?
– Когда-то великий дипломат и патриот России канцлер Горчаков следующим образом охарактеризовал состояние страны после тяжелого поражения в Крымской войне: «Россия сосредотачивается!» Период «сосредоточения» наша страна успешно прошла. Теперь пришла эпоха духовного наполнения государства. «Манифест» Н. Михалкова был пробным камнем. России необходима идеология, которая содержала бы базовые ценности нашего общества. В этой связи одним из звеньев является выработка принципов гражданской идентичности у граждан России. И начинать эту работу нужно со школьной парты, с раннего детства. Необходимо научить их размышлять и действовать от имени индивидуума и общественного блага, идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем; влиять на ответственных общественных представителей и сотрудничать с ними; идентифицировать предрассудки и пропаганду.
Подросток должен стремиться сформировать отношение к таким гражданским ценностям, как ответственность, самодисциплина, вежливость, сострадание, терпимость, открытость для переоценки позиций, уважение чести и достоинства других граждан, сотрудничество, готовность к участию в общественных делах, готовность к образованию.
Приобретение этих гражданских навыков и желание следовать им дает возможность подростку самореализоваться. Методическая система преподавания граждановедения отличается от методики преподавания других предметов общеобразовательной школы. Здесь заложен не только образовательный минимум, но и формирование межличностных отношений, социальных умений и навыков гражданской зрелости конкретной личности и конкретного коллектива.
По большому счёту, личность – это и есть диалог, внутренний (диалог человека с самим собой) и внешний (диалог с другими). Человек активен в этом диалоге, он субъект, познаёт окружающих и самого себя, изменяет окружающих и себя и осознаёт результаты своих влияний.
Роль учителя-воспитателя (как организатора учебно-воспитательного процесса) была отмечена еще А. Дистервегом: "Пастух должен только привести лошадь к водопою, а пить воду она должна сама". Учитель граждановедения творит ту социальную микросреду (в классе) и макросреду (в школе), которая позволяет ученику приложить полученные знания на практике, попробовать свои силы и ощутить трудности тернистого пути, начинающегося с элементарной вежливости, идущего через стремление к социальной справедливости и заканчивающегося гражданскими поступками, характеризующими степень зрелости личности.
Вся методическая линия учителя должна быть в русле "освободителя" (по И.С. Кону), "открывателя" личности ребенка, его таланта и должна строиться с позиции тренера. Большая часть времени на уроке должна отдаваться на то, чтобы говорили, спорили, доказывали дети, а не учитель. Его задача направлять, расставлять акценты, дирижировать. На итоговом круглом столе учителя предложили ввести в школах предмет «Граждановедение». Считаю, руководству Министерства образования и науки есть над чем подумать. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить 1-го заместителя министра образования и науки РД Мусалаеву Нателлу Зейналовну и ректора Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров Мусаева Идриса Мусаевича за прекрасную организацию семинара.
– Но ведь такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом…
– Вы правы. Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность. Наш стремительно изменяющийся мир постоянно предъявляет к учителю новые требования. Современному педагогу недостаточно знать свой предмет. Только свободно думающая личность способна воспитать свободных людей, поэтому необходимо, чтобы педагог имел желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Мое глубокое убеждение: пока педагог будет получать мизерную зарплату, он не сможет в полной мере использовать свой профессиональный потенциал.
Реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам