Аскар-Сарыджа художник-интернационалист

Спешу сразу же успокоить тех, для кого понятие «интернационализм» – красная тряпка в прямом и переносном смысле. Не случайно это слово, широко бытовавшее в нашем лексиконе еще недавно, сегодня практически не встречается на страницах печатных изданий, не произносится с экранов телевизоров.
Заголовок нашего материала отражает не «международную пролетарскую солидарность», ушедшую в небытие, а солидарность людей, народов и рас, представляющую собой основу их взаимопонимания, взаимного доверия и взаимопроникновения культур, ценностей, знаний. Достаточно даже любительского знакомства с произведениями Х. Аскара-Сарыджи, чтобы убедиться в истинно гуманистическом интернационализме творчества выдающегося скульптора.
Прослеживая пути становления талантливого мастера, известный искусствовед З.А. Гейбатова-Шолохова в своей книге о художнике, написанной с аккуратностью ученого и блеском беллетриста, отмечает, что на первом творческом этапе (20-30-е годы) «в области скульптуры были сделаны существенные продвижения на пути обретения собственного индивидуального стиля», которому присущи «своеобразие и национальная характерность произведений».
Здесь, надеемся, мы не войдем в противоречие с искусствоведом, если заметим, что национальное своеобразие творчества Х. Аскара-Сарыджи выражается более в форме, чем в содержании. Именно с этой, содержательной, точнее идейно-содержательной, стороны творчества ваятеля нам хотелось бы поговорить с читателем о некоторых его работах.
Одна из первых художественных композиций молодого ахтынца – «Последний защитник Гуниба». Фрагмент горельефа зримо передает глубокую симпатию автора к мужественному образу борца за честь родного очага, остроту драматизма и праведную дерзость в его широко открытых бесстрашных глазах, смело бросающих вызов судьбе.
Героика борьбы народов Дагестана за независимость и социальную справедливость нашла свое отражение в портретных образах лучших сынов-интернационалистов Страны гор. Это и статуя Мухаммеда Ярагского, духовного вождя освободительного движения XIX в., которому не дают покоя мысли о сегодняшнем дне и о будущем народа; это и образ имама Шамиля, чья гордая стать и решительная поза в монументальном воплощении не оставляют сомнений в сознании справедливости возглавляемой им борьбы и уверенности в победе.
В разнообразных видах скульптурного портрета – от поясного бюста до конной статуи – изобразил мастер Махача Дахадаева, видного революционера, первого военного комиссара Дагестана. Живой и целеустремленный облик своего земляка, другого революционера-интернационалиста воссоздал скульптор в портрете Казимагомеда Агасиева.
Изучение истории и этнографии Кавказа и поездки по разным районам Дагестана в составе художественных экспедиций обострили интерес будущего скульптора и позволили ему лучше узнать культурные традиции и особенности быта народов республики. Поэтому естественным было появление таких собирательных образов дагестанок, как «Ахульгинка», «Балхарка», «Даргинка», «Лезгинка».
В прекрасном, хоть и вылепленном без ретуши и лоска, лице горской женщины с несколько небрежно покрытой головой и скорбно закрытыми глазами народный художник выразил свое неподдельное сострадание к землякам-дагестанцам, испытавшим на себе и на близких ужас природной стихии – землетрясения 1970 года («В Зубутли»).
Х. Аскар-Сарыджа создал и большую галерею образов деятелей Дагестана и других советских республик. Для него, человека, чье гражданское и профессиональное становление проходило в духе интернационализма, даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, аварцы Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса, лезгин Сулейман Стальский и лакец Абуталиб – это золотые крупицы в россыпи единой по происхождению и сути культуры народов нашей многонациональной республики.
Выразительным воплощением этой же идеи является и групповая композиция, на которой в характерных позах изображены народные поэты Дагестана: А. Гафуров, С. Стальский, Г. Цадаса и А.Магомедов.
Однако масштабы таланта и активная вовлеченность в созидательную жизнь великой страны широко раздвигали границы творчества скульптора. Его высокохудожественные работы, посвященные видным представителям народов СССР, можно встретить в Москве, Пятигорске, Рыбинске. Первую столицу ныне независимого Казахстана город Алма-Ату украшает конный монумент герою гражданской войны Амангельды Иманову, выполненный в бронзе и граните. За эту работу, а также за более раннее участие в монументальном оформлении павильона Казахстана на ВСХВ скульптор из Дагестана был удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Казахстана.
Думается, для многонационального Дагестана крайне важно, чтобы его жители, особенно молодые, знали, чьим творческим талантом были созданы такие монументальные произведения, как, скажем, хранящаяся в Третьяковской галерее статуя имама Шамиля (Москва), бронзовые бюсты Сулеймана Стальского и Гамзата Цадасы (Махачкала), монументальный бюст О. Батырая (Сергокала), надгробный памятник Махмуду (Унцукуль) или монумент конной статуи Сухе Батору в Монголии.
Все они, равно как и многие десятки других совершенных по форме и содержанию произведений художественной пластики, созданы щедрой рукой Хасбулата Аскара-Сарыджи.
Для изучения многогранного творчества народного художника Дагестана и заслуженного деятеля искусств Казахстана большое образовательное и воспитательное значение имел выход к 100-летнему юбилею скульптора книги, упомянутой выше З.А. Гейбатовой-Шолоховой «Хасбулат Аскар-Сарыджа: жизнь и творчество» ( Махачкала, «Юпитер», 2000). Как видно из данного в ней анализа, свои идейно-художественные, в частности, интернационально-гуманистические воззрения мастер отразил в самых разных формах искусства ваяния – монументальной пластике, портретной, станковой и мемориально-камерной скульптуре.
Хорошее знакомство с наследием творцов духовных ценностей своего и других народов, понимание их роли во взаимопроникновении и взаимообогащении культур может быть надежным иммунитетом от исторического беспамятства и узколобого национализма.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Коллегия Министерства экономики и территориального развития РД состоялась в Махачкале

Заместитель главы столицы Дагестана Юсупа Умавова Сейфулах Исаков принял участие в расширенной коллегии Министерства экономики и территориального развития РД....

В Махачкале на улице Пражской начат ремонт дороги

В 2024 году на 18 улицах будет проведен капитальный ремонт дорожного полотна в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»....

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...
spot_imgspot_img

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам