Людмила ХАНЖОВА: «Я училась с уклоном в художественную самодеятельность»

Не случайно я упомянула о музыкальной душе весны, потому как героиня моего интервью – художественный руководитель и дирижер Государственного хора РД Людмила Ивановна Ханжова всю свою жизнь посвятила этой сфере искусства. Быть может, поэтому она словно пропитана энергетикой этой самой сладкозвучной поры года и столь же обаятельна и женственна, как весна.
– В современном Дагестане профессия хормейстера является своего рода редкостью. Что вас подтолкнуло к выбору этой профессии?
– Если честно, никогда не думала, что буду дирижером. Можно сказать, что это произошло по стечению обстоятельств. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и пыталась поступить в музыкальное училище на фортепьянное отделение, но не удалось. Оставались два отделения, куда в принципе принимали без большого конкурса и даже тех, у кого не было начального музыкального образования: дирижерско-хоровое и дирижерско-теоретическое. Так я оказалась на дирижерско-хоровом отделении. И спустя некоторое время поняла, что это, действительно, мое. У нас был прекрасный хор, мне нравился наш дружный коллектив, выступления, творческая атмосфера. Да, видно, судьбе так было угодно определить меня на это отделение.
А вообще моя жизнь всегда была полна неожиданных событий и непредсказуемых поворотов. Сейчас, осмысливая прошлое, понимаю, везенья и невезенья было ровно 50 на 50. Судите сами: дважды поступала в музыкальную школу, дважды в училище – в консерваторию, в аспирантуру. Все удавалось только со второго раза. И даже руководителем хора в крупных коллективах я становилась дважды: один раз в оперном театре, другой вот сейчас – в Государственном академическом хоре.
– И все же вы с завидным упорством шли к своей творческой цели. Откуда такая любовь к музыке?
– Мои родители были обыкновенными служащими и не обладали выраженными музыкальными данными. Мне кажется, это врожденное чувство. Во многих семьях, как правило, инициатива исходит от родителей: они покупают музыкальный инструмент и усердно стараются внушить ребенку любовь к музыке, заставляют учиться играть на инструменте. У меня все происходило ровно наоборот: в 60-х годах я буквально умоляла маму купить мне пианино. А ей все не верилось, что я серьезно буду заниматься музыкой: «Ты же бросишь», – отговаривала она меня. Прежде ведь пианино было недешевым удовольствием, почти как «Мерседес» в наши дни. Но я не унималась и, как видите, осталась верна музыке. Как бы ни было тяжело, я вспоминала обещание, данное маме.
– Приходилось пересиливать себя?
– Не совсем так. Я училась в 9-й школе, расположенной в Редукторном поселке, и старалась успевать по основным предметам, но сердце мое принадлежало художественной самодеятельности. И когда у меня спрашивали, с каким уклоном я окончила школу – с физико-математическим, английским – я отвечала: «С уклоном в художественную самодеятельность». Так сложилось, что всю свою жизнь я занималась музыкой. Правда, в детстве мечтала о разных профессиях, хотелось быть врачом-хирургом, разведчицей, артисткой оперетты, спортсменкой. Я не шучу – даже с парашютом как-то раз прыгнула. Но судьбу-то не проведешь. И когда мне не удалось с первого раза поступить в консерваторию (мне поставили по истории КПСС «пару»), я вернулась в Махачкалу, и, чтобы год не прошел зря, поступила на подготовительные курсы филологического факультета Педагогического института. В итоге по моим скромным подсчетам в целом я отдала учебе 20 лет своей жизни, а мой трудовой стаж составляет 35 лет. А непосредственно музыкой занимаюсь с 1964 года – это почти столько же, сколько и мне лет.
– Вы упомянули о художественной самодеятельности в школе, и мне вспомнилось, как в свое время я пела в хоре. Сегодня, насколько мне известно, хоровое искусство в школах не процветает, и скорее всего, уже пришло в упадок.
– Не могу с вами согласиться, просто сейчас немного специалистов по этому направлению. Не хватает хороших грамотных хормейстеров. В школах по-прежнему большое количество талантливых детей, которые могут и хотят петь, это я знаю по личному опыту работы в школе. Дело в том, что многие из нынешних хормейстеров, поступая на отделение, не имели начального музыкального образования. За 4 года невозможно всего постичь, и это сказывается на уровне подготовки.
– Что вы вкладываете в понятие «профессиональный хормейстер» и сколько надо учиться, чтобы стать настоящим профи?
– Учиться надо долго и кропотливо. Есть такое выражение: каждый дирижер должен быть хорошим музыкантом, но не каждый музыкант может быть дирижером. Профессия дирижера в чем-то сродни художнику. Хормейстер должен обладать стопроцентным слухом, хорошими теоретическими знаниями, владеть игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте. При этом он должен хорошо разбираться в вокале, у него должен быть дар режиссера-постановщика. Хороший хормейстер – это еще и интерпретатор: если он владеет своим искусством, то музыкальное произведение окрасится новыми яркими красками. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что хормейстер должен обладать силой воли, чтобы управлять коллективом и уметь принимать решения. Помимо всего прочего, надо быть интересным, артистичным, владеть красивой мануальной техникой и быть физически выносливым, потому что долгое стояние на сцене изматывает неискушенных. В каком-то смысле это мужской труд.
Мне очень повезло с педагогами. А это имеет большое значение для становления любого музыканта как профессионала. У меня были замечательные преподаватели в музыкальном училище: Фаина Владимировна Лошакова, Александр Гаврилович Джарджуманов, Роза Михайловна Мизрахи. В музыкальной школе была прекрасная преподавательница Асият Магомедовна Юнусилау. Она привила мне любовь к сольфеджио, к теоретическим дисциплинам. В Саратовской консерватории мне повезло учиться у профессора Евгении Петровны Сидоровой. Всем моим педагогам я очень благодарна. Помимо учителей, были люди, на которых я стремилась равняться, и таким образцом для меня стал Гаджиев Рамазан Магомедович. В настоящее время моей путеводной звездой является профессор Московской консерватории народный артист России Борис Григорьевич Тевлин. Давным-давно окончив учебу, я продолжаю учиться на хороших примерах.
– Хор мне представляется живым и сложным организмом, состоящим из индивидуальностей, которыми надо умело управлять. Как объединить вокалистов, чтобы единый организм не распался на несколько десятков голосов?
– Конечно, с большим коллективом работать трудно. Когда заканчивается рабочий день, иной раз терзаюсь сомнениями, а то ли я сказала, так ли себя вела, хорошо ли мы поработали… Большую роль играет атмосфера в коллективе. Важно найти правильный баланс: раскрыть потенциал тех, кто по своей природе застенчив, или же, напротив, поумерить пыл темпераментных. Наш хор состоит из заслуженных и народных артистов и из молодых исполнителей. Конечно, те, кто по многу лет работают, прекрасно знают об основных принципах хорового исполнительства, дошедших до нас из глубины веков.
В действительности хоровое исполнительство – это многовековые традиции, дошедшие до нас с XV века. Первый хор был создан в XV веке и назывался Хор государевых певчих дьяков и Хор патриарших певчих дьяков. Дагестан по сути своей – не хоровая республика. Хоровое искусство пришло сюда с развитием профессиональной музыки, что произошло с участием композитора Готфрида Гасанова. Татам Мурадов организовал хор Радиокомитета: первоначально это был небольшой коллектив, который со временем разросся, год от года пополняясь новыми именами. В 2004 году пришли нелегкие времена, и хор пришлось расформировать. Но художественный руководитель Рамазан Магомедович Гаджиев решил возродить хор при Министерстве культуры РД, он и поныне функционирует.
– Насколько остро стоит кадровая проблема в хоре? К вам приходят молодые исполнители?
– Я бы сказала, что желающих петь больше, чем мест в хоре. Идут охотно студенты и выпускники музыкального училища, Дагестанского педагогического университета.
– Хор востребован в культурном пространстве Дагестана?
– Может, кому-то это и покажется странным, но мы очень востребованы. Нас много приглашают, в том числе на разные юбилеи, видимо, красота хорового исполнительства нашла своих поклонников. В прошлом году мы отметили свой юбилей – 70-летие Государственного хора, и хотя не очень активно рекламировали это мероприятие, пришло много гостей. По окончании концерта нам признавались, что не ожидали, насколько интересно проходят такие концерты.
– Известно, что искусством много не заработаешь и все же, что важнее для вас: моральное удовлетворение или материальный достаток? Может быть, вам удалось найти разумный баланс между этими составляющими работы?
– На первом плане была моральная сторона. Наверное, искусство в какой-то степени «противопоказано» для материально заинтересованных людей, ведь здесь действительно много не заработаешь.
– А индивидуальным творчеством не хотели заняться: сочинять музыкальные произведения, к примеру?
– В детстве я задалась целью написать музыку, весь вечер вдохновленно ее записывала, а встав наутро, услышала ее по радио. Я поняла, что у меня хорошая память на чужие мелодии, с тех пор не берусь (улыбается).
– Вы довольны тем, как сложилась жизнь?
– Иногда у видных деятелей искусства и культуры спрашивают, если бы им представился шанс изменить судьбу, как бы они поступили. И хотели бы они, чтобы дети пошли по их стопам. Многие отвечают, на этот вопрос отрицательно. А я, хотя не все у меня складывалось удачно, не хотела бы менять что-то в своей жизни, и мой сын выбрал профессию в музыкальной сфере, стал дирижером симфонического оркестра. У меня уже внуки пошли, и я мечтаю, чтобы они избрали для себя путь искусства. Я не представлю себя в другой сфере, потому что всю жизнь посвятила музыке.
– В искусстве вы обрели свое женское счастье?
– У меня есть выпускники, которые окончили консерваторию, аспирантуру, определились за пределами Дагестана. И я очень ими горжусь.
 Но слово «счастье», на мой взгляд, неприменимо к выбранной профессии. Для меня – это семья, дети. В этом я вижу предназначение женщины и ее счастье.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Свыше 200 граждан льготной категории в Дагестане получат помощь на улучшение жилищных условий

В текущем году в Дагестане свыше 200 граждан, относящихся к льготной категории, смогут улучшить свою жилищные условия. Для этого...

На следующей неделе запланированы плановые ограничения электроснабжения части Махачкалы

Плановые временные ограничения электроснабжения части дагестанской столицы запланированы на следующей неделе, 12 февраля. Отключения связаны с необходимостью проведения специалистами филиала...

Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с Днем российской науки

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил ученых, аспирантов и работников научной сферы с профессиональным праздником – Днем российской науки. «В этот...

В Махачкале задержаны водители, выложившие видео опасной езды в соцсети

Сотрудники Госавтоинспекции Дагестана обнаружили в соцсетях очередные публикации с видеозаписями грубых нарушений Правил дорожного движения. Нарушители установлены, задержаны, привлечены...
spot_imgspot_img

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» Махачкалы

Задержан руководитель МБУ «Дирекция парков и скверов» города Махачкалы по подозрению в превышении должностных полномочий, сообщает СКР по Дагестану. По...

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана обжаловал свой пожизненный срок

Бывший начальник РОВД по Кизлярскому району Дагестана полковник Гази Исаев обжаловал в Верховном суде РФ свой пожизненный срок за...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам