Проблема прекрасного и идеала горянки в дагестанской поэзии XIX – начала XX века

Материалы этнографии, лингвистики, истории народов Дагестана показывают, что на ранних этапах развития общества эстетическое, нравственное, художественное отношение и восприятие многообразных предметов и явлений мира были переплетены, слиты понятия, которые приобретают в цивилизованном обществе специфический смысл – этический, эстетический. Не расчленены друг от друга понятия искусство и ремесло, поэзия и музыка, творец песни и исполнитель. Переплетены музыка и танцы. Синкретизм, присущий ранним этапам развития эстетической культуры, присущ и народному творчеству горцев Дагестана.
Эстетическая культура народов Дагестана формировалась и развивалась в процессе длительной трудовой деятельности, преобразуя природу по «законам красоты». Всемирной известностью пользуются изделия декоративно-прикладного искусства – Кубачи, Гоцатля, Унцукуля, ковроделие народов Южного Дагестана.
В конце XIX – начале XX века изделия мастеров декоративно-прикладного искусства народов Дагестана были выставлены на семи всероссийских и восьми всемирных выставках, и были отмечены высокими наградами. Издавна Дагестан был известен как страна высокоразвитого ремесла.
Лучшие эстетические традиции в области декоративно-прикладного искусства, поэзии, музыки, народных танцев, формировавшихся у каждого народа, воспринимались новыми поколениями, взаимообогащаясь, совершенствуя манеры исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, не теряя национального своеобразия, способствуя развитию эстетических вкусов, художественной культуры народов Дагестана.
Следует отметить, что практически духовная деятельность народов Дагестана отчётливо делится на такие сферы: одну сферу составляет производство эстетически оформленных предметов, где результат творческой деятельности воплощается в сферах народной архитектуры, прикладного искусства – мебели, посуды, одежды, обуви. Другую – составляет отражение жизни народов в художественных образах народного творчества – в пословицах, поговорках, сказках, лирических, эпических произведениях, балладах. Особенно ярко эстетическая деятельность проявилась в лирике народов Дагестана. Содержание большинства лирических песен раскрывается путем сопоставления мира чувств человека и мира природы. Богатая контрастами природа гор дает творцам песен обширный материал для образных сравнений и сопоставлений.
Символами красоты юной горянки выступает мир живой природы, удовлетворяющий насущные потребности человека. Например, возлюбленная «красива, как цветок розы», «глаза любимой черны, как плоды созревшего винограда», «лицо любимой – белее молока, а щёки красны, как яблоки», «ресницы любимой, как птичьи крылья», «она стройна и грациозна, как горная лань». А символами безобразного человека выступают те растения и животный мир, которые не удовлетворяют потребности человека и вредны ему. Например, не цветущее, не плодоносящее дерево, зерно – не созревающий колос, паразиты, распространители различных инфекционных болезней становятся символами безобразного.
Из пословиц и поговорок горцев видно, что подлинная красота природы и самого человека не могут не вызывать чувства любви у человека. И наоборот, подлинная любовь говорит о присутствии красоты. Внешняя красота человека всегда привлекательна, если она является проявлением гармонии, равновесия здоровья в сочетании с душевной красотой. В реальной жизни внешняя и внутренняя красота человека не всегда гармонически сочетаются. Яркая дисгармония внешней и внутренней красоты горцев Дагестана выражена в поговорке: «Издали – красивый цветок розы, подойдешь ближе – ветка колючки».
В народном творчестве добро и красота воплощаются в образах героев из народа, что касается безобразного и зла, то они выступают символами аморального, античеловеческого проявления.
Как справедливо отмечает великий русский демократ Н.Г.Чернышевский: «В описаниях красавицы в народных песнях не найдётся ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни и довольства, при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Худая, тоненькая женщина производит на поселянина неприятное впечатление, потому что он привык считать худобу следствием болезненности или горькой доли… Если сельская девушка толста, это род болезненности, знак рыхлого сложения, и народ считает большую полноту недостатком».
Этот общенародный идеал женской красоты приемлем для горцев Дагестана и нашел отражение в фольклоре. Знаменитое определение Н.Г.Чернышевского: «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям», – говорит о том, что представление об идеалах красоты человека носит исторический, сословно-классовый характер.
В целом эстетический идеал красоты эпохи Средневековья не характеризуется цельностью, напротив, несёт в себе противоречия, характерные сознанию эпохи. Не секрет, что в эпоху Средневековья как на Западе, так и на Востоке люди верили в Бога, в сотворение мира, в самого человека и его душу. В народной лирике горцев часто встречаются выражения описания «ангельской», «небесной», «духовной» красоты горянки. Эти сравнения и сопоставления говорят об огромном влиянии религии ислама и суфийской литературы на сознание горцев эпохи Средневековья, их представлениях об идеалах красоты человека.
Влияние арабской и суфийской литературы, ориентальной эстетики явно наблюдается при внимательном ознакомлении с творчеством поэтов-основоположников литературы народов Дагестана XIX века.
В поэзии Етима Эмина, Тажудина из Батлаича, Батырая, Махмуда заметно, что они были знакомы с жанрами, формировавшимися в поэзии арабов эпохи Средневековья, таких как касыда, панегирик, газели, зикри и т.д. Усвоение этих жанров и традиций арабской поэзии способствовало обогащению творчества поэтов изобразительно-выразительными средствами, сравнениями, метафорами, аллегориями при создании романтических образов. Известный дагестанский арабист Мансур Гайдарбеков пишет, что в библиотеке Фахру из Аргвани были найдены поэтические сборники Ибн-аль Араби – поэта и крупного теоретика суфизма, сборники стихов Абу Нубаса, аль-Маари, «Лейли и Меджнун» Имру-уль-Кайса, сказки «Тысяча и одна ночь», «Калила и Димна».
Образованные представители народов Дагестана, которые вели занятия в медресе, были знакомы с произведениями суфиев, поэтическим творчеством многих поэтов арабо-мусульманских стран.
Уместно здесь отметить, что Саади Ширази (XIII век) принадлежит заслуга в разработке концепции гуманизма в восточной литературе задолго до европейского Возрождения, самого термина «гуманизм» – «адабият» – человечность.
Саади был суфием, талантливым педагогом. Он органически соединил теорию и практику воспитания гармонически развитой личности (физически, нравственно, эстетически) в сочетании с овладением знаниями.
Современный, рациональный, вечно спешащий куда-то человек чаще обращается к восточной лирике, позволяющей снять смутное, а иногда стрессовое состояние души, найдя в газелях Саади защиту и внутреннюю свободу личности.
…Возьми мою руку! Беспомощен я пред тобой;
Обвей мою шею руками, полны сожаления!
О, если бы тайны завесы открылись на миг,
Сады красоты увидел бы мир в восхищении.
Все смертные пламенным взглядом твоим сожжены…
Но той красоты, что я вижу в лице у тебя,
Не видит никто. В ней надежда и свет откровения.
А я обезумел. Ты солнце. А я? Только тень.
Суфийская поэзия открыла для поэтов Дагестана XIX века необычно широкие возможности для раскрытия душевного мира поэтов, а также изобразительно-выразительных средств для создания романтических образов возлюбленной, ярко проявившиеся в творчестве Тажудина из Батлаича, Махмуда, а также многих других поэтов народов Дагестана. Суфийская поэзия — это поэзия созерцания, мистического озарения, стремления растворения личности в божестве, с другой стороны – изощрённой чувственности любви к женщине в земной жизни. В этом секрет тайны суфийской поэзии, её многоплановости. Именно в взаимопроникновении земного и мистического проявляется секрет особого обаяния прелести суфийской поэзии.
Тема любви и красоты женщины-горянки была неисчерпаемой темой поэтов народов Дагестана в прошлом и современности. Сложность раскрытия темы любви и красоты женщины-горянки в поэзии горцев XIX века заключается в том, что она многопланова, граничит между эстетикой, этикой, психологией, искусством, религией. В любви сфокусированы физическое и духовное влечения, индивидуально-неповторимые эстетические и общечеловеческие начала. Представления об идеалах красоты человека носят конкретно-исторический и национально-обусловленный характер. Но, как отмечал ещё древнегреческий философ Демокрит: «Телесная красота человека скотоподобна, если в ней не скрывается интеллект, ум». Эта идея гармонического сочетания содержания и формы в идеале, красной нитью проходит на всех этапах развития эстетического сознания и искусства горцев.
В условиях дореволюционного Дагестана в определении сущности красоты человека предпочтение отдавалось душевной красоте человека. Как справедливо отмечает Абу Хамид-аль-Газали: «Прекрасными могут быть не только предметы чувственного восприятия, но и умом постигаемые, например, прекрасный характер человека, прекрасная наука». «Красота в своем проявлении, – отмечает аль – Газали – и индивидуально неповторима, и свойственна определенному объекту, степень совершенства которой зависит от степени реализации подходящего и возможного для нее совершенства».
Подлинная любовь интеллектуально развитого человека всегда устремлена к совершенству, заложена в глубине души человека и развивается тем сильнее, чем более совершенен объект любви личности, развито нравственное и эстетическое сознание человека.
В лирике Тажудина из Батлаича возлюбленная, как и в поэзии суфиев, символична, романтически возвышена, ангелоподобна. Будучи муллой, создавшим медресе и читающим лекции мутаалимам, в 40-летнем возрасте поэт влюбился в юную горянку Гулишат. Строки, которые посвятил возлюбленной поэт, невозможно читать без душевного трепета:
Может, в разгаре любви и тревог
Кистью художника ты создана.
И пожелал очарованный Бог,
Чтобы ты сошла с полотна.
О, как совершенны твои черты,
Жесты изящны и сладостна речь.
– Взглядом одним умудряешься ты
Воспламенить душу, вызвать трепет.
Облику твоему соответствует нрав,
Он совершенства достиг высоты.
Лучшая из удивительных глав,
Книг в Аравии изданной — ты…
Сном позабудусь, и явишься вновь
Ты, надо мной получившая власть,
Жарким костром разгорелась любовь,
Испепеляющей сделалась страсть.

Говоря о влиянии арабской, суфийской поэзии на поэтическое творчество поэтов Дагестана XIX века, исследователи отмечают широкую популярность среди образованных представителей народов Дагестана XIX века истории любви Лейли и Меджнуна, воспетой многими выдающимися поэтами Востока. Как справедливо отмечает Б. Магомедов, поэма доисламского поэта Имру-уль-Кайса, романтическая любовь «Лейли и Меджнуна» оказала большое влияние на творчество талантливого поэта XIX – начала XX века Махмуда из Кахаб-Росо.
В лирике Махмуда мы встречаемся с прямым сопоставлением себя с Меджнуном Кайсом, а возлюбленной Муи – с Лейли. Герой поэмы «Мариам» находит успокоение в мире природы, нежели в социальной среде. Лирический герой поэта, как и Меджнун, отчужден от общества, одинок и превращается в странника. Но поэт не был слепым подражателем Имру-уль-Кайса. Поэт жил в иной эпохе, в других природных условиях.
Высокий взлёт поэтического творчества Махмуда заключается не только в природном таланте, но и в знакомстве поэта с культурой народов Кавказа, Украины, России, расширявшем мировоззрение поэта, о чём свидетельствуют поэмы «Мариам» и «Сон».
Заслуга Махмуда в развитии поэтического творчества народов Дагестана заключается не только в раскрытии многогранности характера человека, но и в противоречии между телесной и духовной красотой человека.
Во вступительной статье «Песни любви» Махмуда переводчик С.Липкин пишет: «Если вы спросите горцев, почему им нравится поэзия Махмуда, то получите примерно такой ответ: «У Махмуда богатая лексика, упоительная музыкальность стиха. Глубина мышления поэта в поэзии сочетается с обнаженной искренностью душевных качеств человека, что так близко каждому горцу».
В конце XIX – начале XX века горянка не имела права как равноправная находиться в обществе мужчины и выражать свои чувства любви открыто возлюбленному. В своем творчестве поэт открыто выступает против социального и полового неравенства, призывая горянок не считаться с социальными преградами, мешающими в проявлении любви.
В песнях любви поэта горянка увидела себя романтически возвышенной, свободной, равноправной в любви:
Скажи мне, какую бумагу избрав,
Две брови твои начертил каллиграф?
Сравнили с вершинами горными люди
Твои молодые упругие груди.
Словам не под силу и перья не властны
Создать на бумаге твой образ прекрасный.
Твоей красоте не смолкнет хвала,
От этой хвалы ты пышней расцвела.
Поэтическое творчество народов Дагестана XIX века формировалось на основе традиций народного творчества, совершенствовавшегося тысячелетиями творчески одаренными личностями. В ней отразились представления народа о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. Однако самобытность поэтического творчества не означает её изолированности от влияния культур других народов и стран. Шёл интенсивный обмен и взаимообогащение культур арабо-мусульманских стран и Дагестана, России и Дагестана. Поэтому поэзия народов Дагестана останется предметом пристального изучения для последующих поколений, явившимся основой дальнейшего развития художественной культуры и эстетики народов Дагестана XX и XXI веков. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан в топ-7 российских регионов для хайкинга

Республика Дагестан попала в топ-7 регионов Российской Федерации для занятий хайкингом и трекингом. Об этом рассказал сервис туту.ру. Если вы планируете пеший...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...
spot_imgspot_img

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам