«Тайна чести» – зеркало национально-освободительной борьбы народов Дагестана

Книга посвящена драматическим и героическим событиям, многолетней и кровавой Отечественной национально – освободительной борьбе ополченцев Табасарана против иранских захватчиков во главе с легендарными предводителями народа Джигер Мажвадом и отважным воином, талантливым поэтом и мыслителем Калук-Мирзой.
«Тайна чести» – крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных событиях истории Дагестана XVIII века. Героизм табасаранских ополченцев, их совместная с другими народами Страны гор героическая борьба против персидских завоевателей нашли в романе правдивое историко-художественное воплощение.
Как описывает автор, табасаранские ополченцы первыми принимали удары персидских полчищ,
Интерес Б. Раджабова к теме борьбы с завоевателями побудил его откликаться на события как историка, как поэта и прозаика. Он сумел извлечь из анналов истории самые существенные эпизоды, факты и события. По сути, они и стали становым хребтом романа.
В книге автор выступает как писатель-реалист. Он обращается к действительности общественной жизни, конфликтам эпохи, социальной психологии людей, их повседневному быту и духовному миру, показывая все это в образах жизненного правдоподобия, выясняя закономерные тенденции общественного развития того времени.
Дагестан, как свидетельствуют источники, несколько столетий был ареной геополитических и стратегических интересов великих держав, яблоком раздора между ними, особенно между Персией, Турцией и Россией. В первой половине XVIII века Страна гор была раздроблена на феодальные владения и союзы сельских общин, подвергалась непрекращающимся нашествиям иноземных захватчиков, страшнейшими из которых оказались неоднократные нашествия персидских завоевателей во главе с тираном, грозой вселенной Надир-шахом. Его нашествия, как справедливо и правдиво воспроизводит автор, не ограничивались грабежами и разорениями сел, убийством народных героев и их семей, оказавших яростное сопротивление. На всем пути по табасаранской земле захватчики оставляли разоренные и сожженные дотла села, огнем и мечом убиенных и искалеченных на «шах-харманах» под копытами вражеских коней мужчин, женщин, стариков и детей. Оставшиеся в живых подвергались унижениям и оскорблениям.
Сама эпоха, суровые ее вызовы повелительно требовали устранить угрозы человечеству со стороны могущественных агрессивных стран, развернуть активную народно-освободительную борьбу против их гнета, произвола, порабощения и тирании.
В романе выразительно отражена жизнь табасаранского народа, запечатлены его высокие нравственные идеалы, патриотические чувства и стремления к свободе и независимости, ярко и правдиво воспроизведен образ неспокойной эпохи, события и конфликты того времени. В нем утверждаются освободительные, патриотические идеи дагестанского народа, воплощены его высокие морально-нравственные качества, исследуются сложные социальные перипетии и коллизии, связи и взаимоотношения, с большим мастерством утверждаются идеи дружбы дагестанских народов, их естественная любовь к своему горному краю. Велика сила воспитательного воздействия романа на читателей. В нем не только рельефно, выразительно и правдиво воспроизведены события истории того времени, но и показана самоотверженная героическая народно-освободительная борьба горцев против персидских завоевателей, правдиво раскрыт духовный мир людей той эпохи.
Текст книги изложен высоким, выразительным слогом. Характерная особенность речевой ткани – его афористичность. Она свойственна авторской речи и разговорам персонажей. Автор зарекомендовал себя владеющим искусством диалога.
В своем воззвании к андалалскому старшине Калук-Мирза призывает его и всех предводителей других народов к объединению и тесному сотрудничеству, устранению бессмысленных преград, разъединявших дагестанские народы. В объединении он видел ту силу, которая сделала бы Дагестан более мощным. Воззвание Калук-Мирзы пронизано призывом к единению дагестанских ханов и беков перед угрозой нашествия персидских завоевателей.
В романе создано множество положительных образов. Каждый из них неординарен и индивидуален. Героический дух, жажда подвигов ради того, чтобы покончить с нашествиями иноземных завоевателей, присущи всем им. Это, по сути, и было одной из форм протеста, борьбы ополченцев за свободу и независимость.
Образы Джигер Мажвада, Калук-Мирзы, Муртазали, Тавакала, Гаджи Билала, Лингер Шабана, Гаджи Бата, Магомед Мирза Аги, Гюлназ, Лейлы, Арзи, Зублар, Гиджар идеальны. Они наделены многими внешними и внутренними достоинствами.
Оригинален образ отважного сына-воина, талантливого поэта и мыслителя Калук-Мирзы, душа которого откликалась на все события того времени выразительными образами, метафорами и афоризмами. Он наряду с философскими стихами создавал и образы лирической поэзии, в которых воспеты тончайшие чувства человеческой души. Они отличаются романтической приподнятостью и изяществом поэтического повествования. Калук-Мирза – сын своего времени и своего народа в полном смысле этого слова. Он олицетворяет собой дух национального единения Страны гор и является активным и деятельным борцом.
История Дагестана знает немало бессмертных имен, но имя Калук-Мирзы в пантеоне общечеловеческой истории возвышается не только с теми, кто самоотверженно боролся за свободу и независимость своей Родины, но и с теми, кто создавал неувядаемые образцы крылатой поэзии. Он хорошо знал свой язык, фольклор, пословицы и поговорки, метафорически емкие выражения народной речи, и они, как яркие звезды на небосклоне, рассыпаны в изящных его стихах и памфлетах. Он один из родоначальников табасаранской литературы. Поэт наполнял поэтическое слово социальным и философским содержанием и обогатил его новыми выразительными средствами. Он достойно воспевал и восславлял человека. Его поэзия звучит как гимн человеку тогда, когда в самой жизни он был подавлен, унижен и обречен.
Калук-Мирза от природы призван был стать поэтом. Его стихи «Ответ хану», «Воззвание к народу», песня, посвященная традиционной восточной теме «Счастливый Соловей», – шедевры табасаранской и дагестанской литературы. Они наполнены проклятиями к палачам народа, призывами к сплочению, восхвалениями свободы и счастья.
Судьба Калук-Мирзы – типичная по тем временам судьба мужественного и талантливого человека, который позволял себе быть вольнодумцем, свободомыслящим и независимым.
Калук-Мирза был образованным человеком своего времени. Будучи в Стамбуле у родственников, покинувших родные места при нашествии полчищ хромого Тимура, он изучал вопросы истории, философии, астрономии и естествознания. Духовное развитие поэта проходило в старинном Стамбульском университете, основанном еще в 1453 году. Поэт обладал даром глубокого, оригинального мышления, умел сопоставлять и обобщать познания.
Все беды своего народа и родного края он видел в разобщенности его народов, их хозяйственной и культурной отсталости, в отсутствии своей государственности и институтов его управления. Выступая на сельских сходах, он призывал народ обрести свою судьбу. При этом поэт, вытягивая свою руку вперед, говорил народу: «Посмотрите на мои пальцы, они тонки и слабы, их можно легко сгибать». И он по одному сгибал их. «А вот когда мы их сожмем в кулак, – говорил он, – то обретем неодолимую силу. Мы отстаем от других народов. У нас нет своего пачахлуга, как у турок, кизылбашей и урусов. У нас нет, как у них, шахов, султанов… У нас нет кушума (войска), жаллатов (стражей порядка) и других институтов управления. У нас нет самбала (узды), чтобы надеть на людей». При этом один шутник – Мазай даже бросил ему реплику: «Эй, алим, разве на людей самбал надевают?» – «Да, Мазай, – отвечает за поэта его сподвижник Джигер Мажвад. – Узда, Мазай, – это власть, бразды правления в руках хакимов – пачахлугов».
К сожалению, его богатое поэтическое наследие и научные труды до нас не дошли. Они уничтожены, когда кизылбаши в отмщение сожгли и стерли с лица земли родное село поэта – Калук.
Поэт, как все мы, был земным. Ничто человеческое ему не было чуждо. Его любви к Лейле автор книги придал лиризм, и моменты их встречи отображал выразительными художественными средствами, близкими народному фольклору.
Индивидуальны и изящны в романе образы представителей ополченцев: Тавакала, Муртазали, Гаджи Билала, Чуналава и других. Ярко выраженными и обаятельными предстают перед читателями образы народных героев – мстителей: Гаджи Бата, Лингер Шабана, Пулата, Булага, Алихана, Джабара, Гаджи Юсуф Эфенди и других.
Автор намеренно применял к отрицательным героям мерку мошеннической морали, чтобы подчеркнуть фальшь, моральную низость, пошлость и несостоятельность изображаемых им лиц, не жалея темных красок. Малла Эфенди, Мазая и многих подручных Надир-шаха и самого шаха автор изображает как людей, лишенных признаков человечности. Они кровожадны и хищны в своих стремлениях.
Идейные лейтмотивы романа решены. Наконец, сплотившись, объединенные силы горцев Дагестана с позором изгоняют из Дагестана непрошенных гостей, реабилитируют опороченных гнусной мистификацией недобрых людей сестру семи отважных пехливанов Гюлназ, а также и другую такую же невинную жертву таких же гнусных интриг – Джюгея.
В канун 270-летия исторической победы народов Дагестана над грозным врагом – персидскими завоевателями, издание романа, в котором правдиво воспроизводятся грандиозные героические сцены борьбы дагестанских ополченцев – разгром и крушение грозы вселенной, затмения в горах Дагестана звезды многих триумфальных побед – Надир-шаха, – это поистине знаковое событие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...
spot_imgspot_img

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам