Электронное правительство – это неизбежно!

Ни для кого не секрет, что пресловутая «электронная революция» уже давно настигла Запад, а в нашей стране вся прелесть «небегания» с бумагами гражданам пока неведома.
В общем, беречь лес нужно, усаживать всех госчиновников за компьютеры – тоже. Обо всем этом мы говорили с Аскандаром Магомедовым, начальником Управления информатизации Администрации г. Махачкалы.
– Аскандар Маммадиевич, в своем комментарии после семинара Вы сказали, что сегодня идет третий этап перевода исполнения услуг в электронный вид. Это уже последняя стадия, и вообще сколько их?
– Я сейчас объясню. Речь идет о создании электронного правительства. Это когда граждане как юридические лица, так и физические могут общаться, взаимодействовать и обмениваться информацией с правительством и со всеми муниципальными и государственными органами посредством Интернета, то есть переход к оказанию муниципальных и государственных услуг в электронном виде. К таким услугам относятся: прием детей в школу, запись на прием к врачу, приватизация квартиры, получение паспорта, справки из налоговой, ну и так далее. Электронное правительство создается для того, чтобы упростить общение граждан с чиновниками, чтобы люди перестали стоять в очередях, не бегали из одной организации в другую, собирая справки. Допустим, чтобы встать на учет по какой-нибудь социальной государственной программе, гражданам необходимо собрать множество справок. После реализации третьего этапа перевода услуг в электронный вид гражданин, желающий встать в очередь, допустим, на улучшение жилищных условий, может подать свою заявку в электронном виде. Путь к созданию идеального электронного правительства разбили на пять этапов. Первый этап – информационный, то есть размещение информации об услугах на федеральном и региональном портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru, gu.e-dag.ru). Период реализации – до первого декабря 2010 года. Второй этап – одностороннее взаимодействие – был короткий. На него нам был дан всего месяц, до первого января 2011 года. В течение этого этапа нужно было разместить в Интернете необходимые формы заявлений и обращений. На этих двух этапах обязанность сбора всех необходимых документов лежит на гражданине. На сайте он просто получает информацию о том, какие документы нужны, в какие ведомства нужно для этого обратиться, фамилия руководителя, график его работы и т.д. Человек может скачать образцы бланков с Интернета и принести в нужную организацию.
– Все-таки ходить все равно придется?!
– Это в рамках второго этапа. Вы не торопитесь. Теперь с первого января 2011 года стартовал третий этап – двустороннее взаимодействие. По его окончании (первого июля 2012 года) заявитель сможет весь перечень необходимых документов предоставить по Интернету, то есть сидя дома, зарегистрировавшись на региональном сайте госуслуг. Сейчас идет создание необходимой для этого инфраструктуры. Гражданин пока сам собирает необходимые документы, но согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ( принят ГД ФС РФ 07.07.2010) с первого июля 2011 года сбор необходимой информации для предоставления государственных и муниципальных услуг ложится на плечи того органа власти, который и оказывает ту или иную услугу. То есть государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги, должны взаимодействовать друг с другом для сбора необходимой информации. К примеру, человек обращается в Администрацию города за какой-нибудь услугой, и для этого требуется справка о доходах. Зная место работы этого гражданина, Администрация сама должна будет обратиться в организацию, где он работает, и получить сведения о его доходах. Если человек сам предъявит какие-то документы, госучреждения должны их принять, а недостающие собрать сами. Далее идет четвертый этап – интерактивный. Он должен закончиться к первому января 2013 года. По окончании этого этапа любой гражданин, создав свой личный кабинет на сайте госуслуг, сможет контролировать ход предоставления услуги: где сейчас находятся его документы, на какой стадии находится предоставление услуги и т.д. Это называется удаленным мониторингом хода предоставления услуг. Последний этап, пятый – трансакционный – продлится до первого января 2014 года. По его окончании заявитель сможет получать результат оказания услуг в электронном виде. Конечно, это касается только тех услуг, результат которых может предоставляться в электронном виде. Например, услуга записи приема к врачу на этапе третьего периода уже заканчивается, а за самой услугой гражданин должен явиться к врачу и получить услугу. Все это и есть формирование электронного правительства. И к январю 2014 года оно должно заработать в полном объеме. (Рисунок №1).
– Мне почему-то казалось, что электронное правительство – это то, о чем уже давно говорят – переход в Парламенте страны, во всех министерствах и ведомствах с бумажных носителей на электронные. Ну, к примеру, депутаты. Хотите ознакомиться с текстом законопроекта – будьте добры читать с сайта, раздавать распечатки никто не будет.
– Эти процессы связаны между собой. То, что госучреждения с первого января 2013 года будут не в праве требовать необходимые справки от граждан, значит то, что эти учреждения сами должны будут их собирать. Для этого им понадобятся курьеры, которые будут идти в те или иные подразделения и вместо граждан стоять в очередях за справками. А должно быть не так. Должно быть налажено электронное взаимодействие всех ведомств и структур, должен быть механизм, посредством которого Администрация города сможет обращаться в республиканские и федеральные структуры по тем или иным вопросам в электронном виде, а последние в свою очередь отправят ответ. Каналы передачи этих данных должны быть зашифрованы и защищены. Необходимо определиться с форматом обмена, потому что в разных учреждениях используются разные системы для учета, контроля и создания базы данных. Нужны электронно-цифровые подписи руководителей. Как запрос со стороны одного учреждения, так и ответ со стороны другого должны быть закреплены электронно-цифровыми подписями их руководителей и отправляться с помощью единой программы. Многие могут сказать: ну что там сложного! Есть электронная почта, Интернет, отсканировать документ и отправить этот электронный вид. Подписанный руководителем и закрепленный печатью документ, отправленный электронной почтой, не является документом. Это просто копия, скан документа. Этому документу нельзя верить, потому что он должен быть закреплен электронно-цифровой подписью. Это зашифрованный код, полученный в специальных удостоверяющих центрах. Только зашифрованное и защищенное взаимодействие может быть использовано. И, естественно, в самих государственных ведомствах должна быть внедрена система электронного документооборота. Третий этап, на котором мы сегодня находимся, подразумевает создание инфраструктуры для всего этого: подключение к Интернету, создание локальных сетей, внедрение программы электронного внутриведомственного и межведомственного документооборота. Говоря о последнем, хочется отметить, что внутриведомственный и межведомственный документооборот – понятия разные. Для этого нужны разные программы.
– Такие программы еще не созданы?
– Они созданы, но не внедрены, подходящую систему нужно приобрести и внедрить.
– И когда ж они появятся? По окончании пятого этапа или ее создание и внедрение – это отдельный процесс?
– Этот вопрос уже нужно решать, то есть в рамках третьего этапа, который отведен на создание инфраструктуры для функционирования электронного правительства. Ведется активная работа с компаниями, которые смогут такие программы создать: «Кодекс», «Евфрат» и другие.
– Как все эти этапы реализует Администрация г. Махачкалы?
– На сайте Администрации (www. mkala.ru) более двух лет существует раздел «вопрос-ответ». Все вопросы с этого раздела отправляются на адрес того или иного подразделения в электронном виде. Ответ этого подразделения тоже должен быть отправлен к нам в электронном виде. Затем результат публикуется на нашем сайте. С этого года во всех структурных подразделениях Администрации г. Махачкалы началось внедрение локальных сетей. Осталась только Администрация Кировского района.(Рисунок №2).
– Какие объекты относятся к структурным подразделениям Администрации города?
– Администрации трех районов города, Комитет по имуществу, Комитет по спорту, туризму и делам молодежи, Управление архитектуры и градостроительства, Управление ЖКХ, Управление образования, Управление здравоохранения, Управление культуры и др.
Со временем все подразделения будут объединены с Аппаратом Администрации г. Махачкалы. Кроме того, у каждого подразделения есть официальные электронные адреса, утвержденные Постановлением Главы города. Также у каждого сотрудника Администрации имеется свой служебный электронный адрес. Посредством электронной почты сотрудники ведут служебную переписку, рассылаются протоколы совещаний и т.д. Постановлением Главы Администрации г. Махачкалы утвержден график, согласно которому все сотрудники Аппарата Администрации г. Махачкалы проходят курсы компьютерной грамотности. Всего десять групп по семь-восемь человек в каждой. На сегодняшний день 6 групп обучение уже прошли. Кроме того, планируем регулярно проводить в Администрации г. Махачкалы практические семинары, уроки, тренинги для закрепления знаний сотрудников, а также для обучения сотрудников современным системам и технологиям. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам