К ним относятся не только пригороды, а ещё и отдельные микрорайоны, одним из которых является Махачкала-1, находящаяся в северной части дагестанской столицы. Кумыкское население здесь представлено в основном людьми, имеющими корни из селения Параул Карабудахкентского района. Как нетрудно догадаться, здесь и сосредоточено подавляющее большинство проживающих в Махачкале выходцев из этого села. При этом появление и расселение их в столице (если не считать параульцев, переселившихся в Тарки в начале прошлого века) началось более семидесяти лет назад, так что даже среди стариков немало тех, кто родился и вырос в городе. Но найти людей, являвшихся очевидцами и участниками переселения, оказалось не так-то просто. Воспользовавшись любезно предоставленной нам информацией от Багаудина Закарьяева, удалось собрать некоторые сведения, которые помогли ответить на возникшие в ходе исследования вопросы. Большую часть этой статьи составляет информация, полученная из рассказа Джамалутдина Умарова – бывшего жителя селения Параул, добропорядочного мусульманина, честного труженика, в возрасте восьмидесяти пяти лет, пребывающего на пенсии.
На момент начала переселения из Параула в селе не наблюдалось серьёзных потрясений природного, социального или политического характера, однако некоторые причины всё же способствовали местной миграции. Первые переселенцы из Параула в немалой части были религиозными деятелями, которые вынуждены были покидать село, преследуемые советской властью. Выбор первыми переселенцами нового места проживания и предопределил дальнейший выбор односельчан. Причины основного переселения в Махачкалу носили социально-экономический характер. В условиях организации коллективного хозяйства наблюдался низкий уровень жизни, выражавшийся в мизерной оплате тяжелого труда сельскохозяйственных работников (помимо обычных сложностей, имело место практически полное отсутствие необходимого сельхозинвентаря и сельхозтехники, при возделывании старались обходиться использованием крупного рогатого скота), при этом наблюдалось привилегированное положение лиц, имеющих отношение к руководству колхоза, лиц к ним приближённых.
Первые факты переселения можно отнести к 1935-1937 гг. Процесс интенсифицировался в период Великой Отечественной войны, когда переезжало еще большое количество людей, а пик этого процесса пришёлся на послевоенные семь-десять лет. Несмотря на появившиеся в 1952 году указания властей вернуться домой и работать там, параульские кумыки в основной массе остались в Махачкале. Как это обычно бывает в Дагестане, к первым переселенцам приезжали их братья, а также другие родственники, таким образом микрорайон активно заселялся параульцами, став для них как бы второй родиной. Конечно, нелегко жилось и в Махачкале: невысокая заработная плата, необходимость содержания и обустройства детей, отсутствие постоянной крыши над головой – все это вынуждало вчерашних сельчан обустраиваться на необжитой местности.
Изначальное заселение, связанное с работой на кутанах и занятиями рыбным промыслом (матагъа), имело место в районе Чёрных камней, Карамана, Сулака. В самой Махачкале рабочие селились так же в месте, именуемом по-кумыкски Аркъабаш – территория находящаяся в Махачкале-1 на некотором возвышении в районе улиц Гаджиева, Громова, Дубинина, Орджоникидзе. Расположенные ниже данной возвышенности участки занимались параульцами позже. Первоначально эти участки занимались без разрешительной документации в самовольном порядке. Однако начиная с 1950 г. начался процесс распределения земель, при этом необходимые документы на недвижимость оформлялись быстро – волокиты со стороны органов власти не наблюдалось. В местах, занятых переселенцами, земельные участки предоставлялись в размере 4 соток (также по 4,5 и 6), появлялись и улицы (например, улица Казбекова), заселялись территории в районе нынешних улиц Маяковского и Депутатской.
Трудоустройство переехавших параульцев в советское время, помимо рыбной отрасли, обеспечивалось нуждами находящейся рядом железной дороги, а также нефтебазы, в микрорайоне было много буровых вышек. На аналогичной работе параульцы были заняты и в Пятом посёлке в районе дач, в других местах города, где велись разведка и добыча нефти. Женский труд был востребован на фабрике III Интернационала – предприятии текстильной промышленности. Естественно, со временем сферы занятости населения менялись.
Выходцев из Параула за пределами села сейчас проживает больше (в столице их примерно 15 тысяч), чем в самом населённом пункте. Кумыки с параульскими корнями проживают в Шамахал-Термене, Ленинкенте, Хушете, Сулаке, Карамане и Карамане-2. Параульцы, живущие в Махачкале-1, в большинстве своём заняты в сферах торговли, а также грузовых и пассажирских перевозок. Молодёжь, поддерживая связь с родным селом, не стремится там жить, не имея работы или даже при наличии таковой – достаточного и устойчивого дохода. Но говорить о наличии «городских» или «сельких» родов нельзя – параульцы частично живут в обоих населённых пунктах.
В настоящее время переселение параульцев в Махачкалу не является интенсивным, однако наблюдается внутренняя трудовая миграция, так называемая «маятниковая» – люди приезжают в город работать, возвращаясь домой по месту прописки на выходные.