«Какой ты станешь розой?..»

В творчестве каждого поэта и писателя, если он настоящий талант, бывает ключевое произведение, в котором отражается весь спектр его видений на мир, нравственных и иных позиций автора как в собственной, так и в общественной жизни. В прозе и драматургии эту роль могут играть отдельные эпизоды, а также поступки главных героев, их внутренние переживания и монологи, а в поэзии – отдельно взятая строфа, и даже строка. Мне кажется, что завершающая строка легенды «Три розы», выведенная в заглавие настоящих размышлений о книге народной поэтессы Дагестана Ханбиче Хаметовой «Корона», выдвинутой Союзом писателей республики на соискание Государственной премии РД, является ключом к ее творчеству в целом. А легенда гласит о том, как недобрым ветром занесенные на кручи Дагестана воины хромого Тамерлана выбирают трех красавиц, чтобы «род поганый свой чужой красой поправить». Избранница первого воина, недавняя вдова погибшего «в кровавой сече» джигита-мужа, «во вражье сердце нож по рукоять вонзила», а сама, обезглавленная клинком врага, «вдруг стала красной розой…» Вторая, мать и жена другого джигита, «грудью бросилась она на острие кинжала, и, вражьей сталью сражена, вдруг белой розой стала…» А третьей, принявшей желание вражеского воина ответным взглядом и готовой предать землю родную, горы ответили громом и молнией, и, смятая вместе с врагами, она «вдруг стала черной розой…» Завершается легенда строфой:

Легенду дочке я прочла,
Быть скоро дочке взрослой…
Какие ждут тебя дела,
Какой ты станешь розой?
На этой нравственной платформе базируется все творчество Ханбиче Хаметовой, жанровое разнообразие которого очень велико, а тематический диапазон очень широк. Как пишет сам автор в предисловии к книге «Корона», в нем «нередко легенде сопутствует песня, а балладе – драма». И добавляет: «Это не капризы буйной фантазии, а просто характер моего народа…»
Что касается характера народа – это, конечно, бесспорно. Но то, что отличает поэзию Ханбиче Хаметовой от поэтического наследия ее предшественников и предшественниц, а также от творчества ее современников и современниц, не объяснить и не понять лишь знанием характера народа. Дагестанская поэзия, в том числе и лезгинская, до определенного периода была личностной. Стихи сочинялись о состояниях собственной души, о личных радостях и горестях, о любви и разлуке. В лезгинской литературе, например, до Саида Кочхюрского и Етима Эмина было именно так. Многие поэты не уходят с этого пути до настоящего времени, их не волнует то, что недавало покоя и разрывало сердце великому Эмину. И не спроста любимый всеми лезгинами Эмин для Ханбиче Хаметовой – «…это не просто всеми признанный, хрестоматийный классик, а живая душа, тоска и переживание, одиночество, доброта, любовь, беспокойство». И еще: поэзия Эмина – это моральный кодекс и конституция нравственности его народа. Она совестлива: от любовной лирики до поэм о бурных событиях ХIХ века в Дагестане, от сатирических песен до глубоко философских шедевров о жизни и смерти. И все это еще с детства наложило глубокий отпечаток на мировоззрение будущей поэтессы. Как сама признается, она отлично помнит, «над какими стихами Эмина горько плакала».
Само собой разумеется, что в собственном творчестве для поэтессы Эмин должен был стать образцом. Так и получилось. Ханбиче Хаметова признается, что «Эмин – это образец того, как извечная слепота современников по отношению к незаурядным личностям приводит к ощущению общественного одиночества, духовного вакуума. Затем этот вакуум рождает строки, исполненные болью». По примеру классика она, начиная с самых ранних произведений, уходит от личностных чувств и эмоций, ибо над душой их автора довлел груз вечно движущегося времени и судьбоносных событий, истории и современности. А в первых поэтических сборниках «Гордая волна», «Капля и камень», «Белая песня» и др. Ханбиче Хаметова утвердилась как большой мастер эпического жанра. Обращаясь к известным и неизвестным фактам истории, а также подвигам тех или иных личностей, она подводит читателя к проблемам, касающимся всего мира и всех народов. Заявляя: «Я горькую, скупую соль земли переберу вот этими руками», Ханбиче Хаметова видит свое предназначение в следующем:

Поэты…Сквозь всемирной ночи мрак
Мы путеводным светочем пребудем.
И тех, кто сеет смуту или страх,
Перстом пронзим, указывая людям.

Любое произведение из книги «Корона», как и в остальных поэтических сборниках Х.Хаметовой, отвечает на это требование творческого выбора поэтессы. Простое перечисление названий, например, венков сонетов и поэтических драм – этому свидетельство: «Раненое небо», «Предвосхищая будущего зов», «Духовная крепость», «Слезы», «Лицо и изнанка», «Он искупил собою век жестокий», «Каменный мальчик»…По примеру Етима Эмина она и в этих, сложных по художественной структуре крупных произведениях, и в отдельных стихотворениях выступает поборницей справедливости, ответственности за судьбу человека и человечности, родной земли и всей планеты. По твердому убеждению поэтессы, в основе всех человеческих дел должна быть востребована совесть, ибо:

Поправ устои отчего завета,
Вовек не станет человеком тот,
Кто совесть, как истертую монету,
По всем статьям пускает в оборот.

Но поэту, который в настоящем не слышит «голосов ни чести, ни любви, ни веры жгучей, где все объято пошлостью дремучей и прогремел за правдою засов», живется очень трудно. «Пусть этот век еще бездумьем дышит», – верит она в будущее и ожидает защиту в своей жизни, подобно Хазранскому роднику, к которому припадает «лицом, опаленным невзгодами лет». Она уверена, что «Родина – как талисман, от беды меня сбережет и позволит напиться мне досыта этой студеной воды», «… и вся земля – как матери ладонь, утешит, примирит и приласкает, и первозданный дерзостный огонь опять в глубинах сердца засверкает».
Еще одна немаловажная особенность творчества Ханбиче Хаметовой заключается в том, что поэтесса не уходит ни на секунду ни в одном произведении от своего главного предназначения – быть женщиной и матерью. В стихотворении «О поэтах» поэтесса говорит:

Да – женщина. Да – женщина и мать,
Я на полу пристроюсь на айване
И буду масло медленно сбивать,
Но душу не оставлю без вниманья.

Прекрасен цикл «Колыбель» Х.Хаметовой, куда вошли легенды «Три розы» и колыбельные песни. Как мать поэтесса в ответе за все: за настоящее и будущее дитя своего, за благополучие и мир в его жизни. Она еще и женщина, способная любить и ненавидеть, радующаяся счастью и тоскующая в разлуке, которая даже в самые трудные минуты не теряет самообладания и верит, что «в ночи не только лишь сумрак угрюмый», что непременно загорится звезда и излечит угрюмое сердце. Даже в доме, где «мужчины нету и даже некому понять…», поэтесса видит жизнеутверждающую картину:

Луна сияет. Воздух ясен.
В разгаре полном звездный пир,
Я знаю – этот мир прекрасен,
Лишь только б в нем держался мир.

Прекрасна и поэзия Ханбиче Хаметовой, названная в трудах дагестанских литературоведов элитной, и она достойна самых высоких и престижных премий.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024. Представить декларацию о доходах, полученных в 2023 году, необходимо до 2 мая 2024 года....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам