Мадина КАВТАРОВА: «Моя жизнь, как розовый куст»

О том, что посвятит свою жизнь работе с детьми, Мадина и не помышляла. Выпускница художественного училища имени Джемала мечтала о своей мастерской, любила рисовать, была полна идей и творческих замыслов. Работая в трикотажном объединении художником-модельером, по ее эскизам хореографический ансамбль ДГПУ в 1989 году заказывает костюмы для выступления в городе Орджоникидзе, ныне Владикавказе. Выйдя замуж, по собственному признанию, она на долгие двадцать лет выпала из общественной жизни. Но семейная жизнь сулила не менее приятные хлопоты и радости материнства. В браке Мадина родила четверых детей, вторая из которых, дочь, по состоянию здоровья требовала к себе большего внимания.
– С ней было очень сложно, – рассказывает она, – мы много рисовали, эти занятия и сподвигли меня на то, чтобы искать методы решения имеющейся проблемы посредством творчества, ведь я как художник могла найти только такой выход из положения. Тогда я и увлеклась арттерапией. Как оказалось впоследствии, очень много родителей были охвачены той же проблемой, как и у меня с ребенком. Моя подруга, видя положительные результаты в моей работе с девочкой, посоветовала заняться арттерапией профессионально.
Вскоре Мадина Кавтарова поступает в ДГПУ на факультет психологии для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень, ведь чтобы проводить арттерапевтические сеансы, недостаточно иметь только профессиональные художественные навыки, нужно быть еще и психологом.
– Я хорошо помню свой первый рабочий день, – рассказывает она, – когда я впервые вошла в здание прогимназии. Дети во все глаза с любопытством рассматривали меня: уверенность пришла сразу. В процессе работы с детьми я поняла, что они – самые интересные создания на свете, и нет среди них таких, которые ничего не могут или не хотят работать над собой. Главное – это способность увлечь их.
Мы общаемся в аудитории, где работает психолог. Здесь не очень просторно, но зато светло и уютно, нет лишних предметов, лишь только то, что необходимо для занятий. Сама же Мадина Шамильевна удивительно «подходит» на роль психолога. В манере говорить, в общении с детьми, в рассказе о работе, о своих задачах – мягкость, естественность, нелюбовь к прямым углам и откровенной декларативности. С таким человеком так и хочется поделиться чем-то сокровенным, своими проблемами в надежде получить ответы на многие волнующие тебя вопросы.
– Мадина Шамильевна, расскажите для начала, что такое арттерапия, – интересуюсь я.
– Арттерапия – это исцеление творчеством, одно из направлений в психотерапии, ориентированное на выражение эмоционального состояния человека при помощи различных художественных средств, таких как рисование, лепка, танец и т.д. А исцеляющая сила в том, что она в скрытой символической форме позволяет корректировать, а впоследствии и вовсе выводить из травматических ситуаций. Здесь важен не столько рисунок, сколько процесс его создания, и очень часто ребенок выносит на бумагу свои внутренние переживания.
Ее «пациенты» – это дети в основном с задержкой психического развития, с диагнозом аутизм, а также совершенно здоровые дети, одержимые фобиями различного вида. Занятия проводятся как индивидуально, так и коллективно, что очень важно для детей, которые обучаются созидать, взаимодействовать друг с другом, взаимообогащаться. Как признается психолог, курс терапии включает в себя 12 сеансов. Для того чтобы раскрыть каждого ребенка, его индивидуальность, найти его «рацзерно», за ним надо долго наблюдать. У одного редкие нравственные качества, он добр, терпелив, открыт в общении. Другие, напротив, замкнуты, и лист бумаги для них – способ «вселиться» в этот мир, и ключ к этому миру трудно подобрать, настолько он загадочен. Третьи не хотят рисовать, но у них развито образное мышление, они находят неожиданные сравнения, объясняют что-то новое, увиденное ими. Про таких говорят, что они врут, но это не так, они всего лишь выдумывают. Есть такие дети, которые не идут на контакт – аутичные дети, они рисуют, смотря на свое отражение в зеркале.
– Когда человек приходит в общество, он себя изначально позиционирует с положительной стороны. И, рисуя себя в зеркале, дети всегда улыбаются, – признается она.
Во время арттерапии, работая на чистом листе бумаги, ребенок ненавязчиво раскрывает свои проблемы, и выясняется, что одни боятся большого пространства и рисуют очень мелкими образами в 1-2 сантиметра – это говорит о том, что у детей проблемы с адаптацией, кто-то боится темноты, и здесь мы работаем с визуализацией. Очень важно владеть целым пространством листа, если у кого-то это получается, значит, он хорошо проецирует себя в окружающем его обществе. Для экстравертных детей, обращенных в общество, используются больше холодные цвета, а для интровертных, тех, кто больше замкнут в себе, только теплые.
Работая с Магомедом, 7 лет, с диагнозом задержка психического развития (имя изменено), по его рисункам психолог определяет, что он довольно хорошо ощущает себя в семье. Если во время занятий он спокойный и равнодушный, ничем не выделяется, то вдруг выясняется, что дома он подробно обо всем, что происходило в студии, рассказывает матери, сестре. Значит, есть у него какая-то опора, которая поможет «раскрыть» его.
Развитие ребенка, его творческих возможностей, ассоциативного мышления способом рисования является целью занятий.
Причем это не единственный способ. В своей работе Мадина Кавтарова использует и природный материал: аквариумные камешки, шишки, ракушки и т.д. Через мир природы развивает видение ребенка, его эмоциональный мир. В простой деревянной палочке дети могут разглядеть многое, и каждый – что-то свое.
Рисование на песке – это еще один способ, помогающий улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, развить внимание, образно-логическое мышление, мелкую моторику рук.
Вместо песка используется более чистый продукт – манная крупа. Выводить на панно пальчиками различные образы, пейзажи – любимое занятие малышей. Это своего рода релакс, который и я не преминула испробовать. И в самом деле, есть в этом занятии что-то такое, легкое, что дает возможность расслабиться, забыться и мысленно перенестись в другое измерение.
Один взмах руки – и все мои грезы смешаны в одну кучу, пора возвращаться в реальность.
– Родители участвуют в работе с детьми, даете ли вы задания на дом? – спрашиваю у нее.
– Конечно, даются рекомендации каждому, я и родителям тоже предлагаю рисовать. Это помогает взрослым понять язык ребенка, его мышление, совершенно отличное от мышления и восприятия взрослого человека. И в то же время открывается возможность выплеснуть, выявить свое внутреннее состояние.
Многие мамы в процессе рисования признавались: это, оказывается, очень увлекательно!
Не каждый родитель может рассказать о своих проблемах, вследствие которых они часто срываются на детях, бывают раздражительны, это большая ошибка. От этого у ребенка повышается уровень агрессии. Часто бывает так, что по работам детей я многое узнаю о той домашней атмосфере, в которой ребенок растет. К примеру, я готовила на конкурс рисунков девочку лет семи, мы говорили с ней о вреде курения, наркомании. А она мне говорит: «Да, да, я и маме своей говорю, если ты будешь продолжать пить, то окажешься на небе!» В своем рисунке она изобразила маму, над которой нависла туча из дыма сигарет, а над тучей ее душа. И таких примеров – что очень печально – много.
Завершающий этап курса арттерапии – рисунок ребенка, выполненный им же на листе обоев в полный рост, где, помимо него, нарисованы и все его увлечения, переживания, победы. Этот рисунок Мадина Шамильевна советует родителям повесить дома на самом видном месте, тем самым привлечь к нему внимание общества. Ребенок таким образом начинает верить в себя. Здесь создается ситуация маленького успеха.
– Необходимо научить ребенка любую работу выполнять творчески, тогда в будущем вы получите творческого руководителя, человека, который даже красивый хлеб испечет!
Говорят, что рецептов счастья нет, а вот Мадина Кавтарова знает такой «рецепт». Знает, потому что сама счастлива. Каждое утро она с радостью идет на работу, потому что знает, что является нужной, а вечером с радостью возвращается домой, в семью, где ее ждут, где тепло и уютно. Настроение учителя не может оставить равнодушными детей.
– Был период в моей жизни, когда у меня были проблемы, – делится она, – тогда я для себя сделала визуализацию (представление).
«Моя жизнь, как розовый куст». Я просто взяла лист ватмана и начала рисовать. Розовый куст у меня выходил за пределы бумаги, и недостающее пространство я, сделав аппликацию, наклеила. Вы знаете, как изменилась моя жизнь после этого? Выйдя за пределы листа, за его пределы вышла и моя жизнь.
Возьмите листок бумаги, нарисуйте что-нибудь, повесьте на стену, и вы увидите, сколько внимания окружающих вы к себе привлечете. Просто улыбайтесь людям, тогда и вам самим будет уютно, тепло и радостно!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Начальника махачкалинского Управления спорта, туризма и работы с молодежью наградили благодарностью

Сегодня, начальник Управления спорта, туризма и работы с молодежью Администрации столицы Дагестана Мурад Мирзагаджиев получил из рук председателя Комитета...

Махачкалинским волонтерам объяснили, как проводится процедура голосования по благоустройству территорий

Сегодня, в столице Дагестана в стенах Актового зала Дома Шахмат представители Городского молодёжного центра, по поручению начальника Управления спорта,...

Юный махачкалинец занял призовое место на Первенстве России по шахматам

В Екатеринбурге завершилось Первенство России по шахматам среди мальчиков и девочек до 11, 13 лет, юношей и девушек до...

В Махачкале прошла пресс-конференция начальника Госавтоинспекции РД

В Госавтоинспекции МВД по РД прошла пресс-конференция начальника ведомства Александра Шалагина. Он рассказал об итогах деятельности Госавтоинспекции за первый...
spot_imgspot_img

Прокуратура добивается сноса очередной самовольной постройки в Махачкале

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана добивается сноса незаконно возведенного объекта. Об этом заявили в пресс-службе республиканского надзорного ведомства.   Удалось...

Махачкалинку подозревают в истязании 4-летней дочери

Следователи возбудили уголовное дело в отношении уже ранее несколько раз судимой 32-летней жительницы столицы Дагестана. Ее подозревают в истязании...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам