Листая дней своих страницы

Герой моего очерка – Абдулла Алиевич Фаталиев – человек с интересной и красивой «линией жизни». Нет, он не достиг начальственных высот, не хватал звезд с неба, не сколотил многомиллионного состояния. Он честно работал и искренне дружил. Будучи многогранной личностью, реализовал и приумножил заложенный в него природой потенциал. Ведь, как никто другой, он прекрасно усвоил простую истину: нет ничего ценнее человеческой жизни, и нет ничего страшнее попусту потраченного времени.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
– Я родился в один день с Владимиром Лениным, – улыбается Абдулла Фаталиев, – 22 апреля 1939 года. Так совпало…
Влияет ли дата рождения на характер человека, доподлинно неизвестно. Но слушая историю жизни Абдуллы Алиевича, прихожу к выводу, что в нем сочетаются два замечательных качества: талант и упорство. С детства его притягивала музыка, особенно нравилось звучание гитары. К восьми годам он самостоятельно освоил премудрости игры на этом струнном инструменте, что вызывало восторг у соседских ребят и неудовольствие отца. Именно поэтому за несколько лет Абдулла Фаталиев успел сменить три гитары: каждый раз его отец, то ли поддавшись на жалобы соседей, то ли руководствуясь собственным побуждением отучить сына от несерьезного, на его взгляд, увлечения, ломал инструмент. И каждый вновь купленный постигала участь предыдущего. После третьего раза Абдулла решил не испытывать терпения отца, оставив на время свое увлечение.
Будучи родом из селения Согратль Гунибского района, учился он в хунзахской, буйнакской и согратлинской школах (школы сменялись в зависимости от места работы его отца, который в то время работал одним из руководителей райотдела милиции).
Учась в буйнакской школе, Абдулла посещал Дом пионеров: там функционировало несколько кружков по интересам. Фаталиев выбрал кружок танцев, где и научился превосходно вальсировать, танцевать танго и краковяк. Вместе с тем активно занимался легкой атлетикой – бегом. А еще посещал авиамодельный кружок и с удовольствием мастерил модели самолетов, мечтая, что когда-нибудь сбудется его заветная мечта: он сядет за руль воздушного корабля и покорит небесные просторы. Ведь в то время все ребята мечтали непременно стать летчиком или же – предел мечтаний – космонавтом!
– Мы с ребятами пропадали на аэродроме в Хунзахе, а если видели самолет в небе, то, затаив дыхание, провожали его взглядом, пока он не превратится в маленькую точку, – вспоминает Абдулла Алиевич. Тогда им, мальчишкам, казалось, что летчик – это профессия для настоящих мужчин. Да, небесная высь была необыкновенно притягательна для детей того поколения, настоящих мечтателей и романтиков. Так вот, когда Фаталиев приехал в Согратль, где он и окончил седьмой класс, директор школы Магомед Махатилов предложил ему вести авиамодельный кружок, причем назначил плату – 4 рубля 50 копеек. И вскоре в небе над Согратлем начали планировать мини-модели дельтапланов, приводя в неподдельный восторг и детей, и взрослых.
Ныне согратлинская школа носит имя бывшего директора, известной в республике личности Магомеда Махатилова. А многие из ее выпускников добились больших профессиональных высот. Кстати, все, кто учился в этой школе, гордятся этим, называя себя махатиловскими воспитанниками.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ…
Окончив 7-й класс, Абдулла Фаталиев встал перед выбором: куда пойти учиться дальше. В советское время выпускники школ не торопились получить высшее образование, они поступали в учреждения среднего звена, скрупулезно постигая азы избранной специальности. Фаталиеву тоже предстояло сделать этот шаг, но сложность заключалась не в выборе, а в том, как убедить отца согласиться отправить его учиться в музыкальное училище. Ведь отец прочил сыну карьеру врача и настаивал на том, чтобы он поступил в медицинское училище. Абдулла упрямо стоял на своем, переубедить его смогла только бабушка. «В этом мире все изменчиво, а врачи нужны во все времена», – сказала она ему. Пришлось смириться…на время.
Признаться, меня удивило, что в то время выпускники школ поступали в техникумы после
7-го класса, ведь современные дети с трудом взрослеют и, чего греха таить, будучи в зрелом возрасте, благополучно продолжают сидеть на родительской шее, ожидая все земные блага за их счет. «Жизнь такова была: в нас с детства воспитывали любовь и уважение к труду», – объясняет Абдулла Алиевич.
Будучи уже студентом медицинского училища, Фаталиев записался в кружок парашютистов при ДОСААФе, где таких же, как и он, решительных ребят учили прыгать с парашютом. В то время ему было лет четырнадцать. «Первый прыжок дался удивительно легко», – говорит Абдулла Алиевич. Почти не помнит, как вышел на крыло планирующего на высоте 600 метров двухместного самолета и прыгнул с головокружительной высоты вниз. Зато при втором прыжке юношеский пыл слегка остыл: появился страх. Оказывается, у многих так бывает. Сначала человек не чувствует страха, его подгоняет любопытство и желание поразить окружающих. Потом приходит осознание высоты и серьезности всего происходящего. Особенно страшно было в момент, когда надо покинуть кабину и выйти на крыло. В эти минуты разум и чувство собственного достоинства боролись между собой, но победа всегда оставалась за последним. За этот период Абдулла совершил 13 прыжков. Таких смельчаков, как он, было немного, зато они по праву носили значки парашютистов, вызывая чувство восхищения у товарищей.
Неудивительно, что он готовился пойти в воздушно-десантные войска. И другие варианты даже не рассматривал. В то время, чтобы взяли в армию, надо было иметь идеальное здоровье. Призывник проходил три комиссии: выездную, предварительную и окончательную. На одном из этапов Фаталиева «забраковали»: с сердцем якобы нелады. Для него эта новость была равносильна трагедии: неужели мечте не суждено сбыться? Он идет к своему бывшему преподавателю по медучилищу Ш. М. Бабаеву, просит прослушать его сердце. Тот руками развел: с сердцем полный порядок. И вдруг его осенило: отец против того, чтобы он пошел в воздушно-десантные войска и попросил терапевта «внести коррективы» в планы сына. Тогда Фаталиев на очередном этапе комиссии пошел в другой поток, избежав встречи с тем самым терапевтом, и в итоге все-таки попал в заветные списки десантников.

«КУЗНИЦА» НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН
Призванных в десантные войска отправляли в Белоруссию поездом. Везли в теплушках: молодые люди спали на лежанках, топили печку-буржуйку. Гарнизон располагался в 16 километрах от г. Полоцка в Витебской области. По прибытии призывников распределяли в соответствии с их специальностями. Фаталиева как выпускника медицинского училища определили в медсанчасть. Там он находился только в приемные часы, в остальное время служба шла своим ходом. Первые три месяца призывники проходили курс молодого бойца, включавший марш-броски, ходьбу на лыжах, потом шли тактические учения и все то, что объединяет такое словосочетание, как «боевая подготовка». Первое время было очень сложно, но постепенно все свыклись с ритмом армейской жизни. Новобранцы не отлынивали от работы, армия не дом родной, где «буду, не буду» учитывается родителями. Есть приказ – выполняй. И дедовщины никакой не было, вспоминает Абдулла Фаталиев, напротив, старшие помогали новобранцам по мере возможности. А уж о каких-либо конфликтах на межнациональной почве и речи быть не могло. Тогда идеология государства опиралась на дружбу народов, и сегодняшние «национальные вопросы» советским офицерам и солдатам могли привидеться лишь в кошмарном сне.
По окончании службы в армии Фаталиеву предложили остаться на контрактной основе. Он послал письмо домой, чтобы узнать родительское мнение. Отец дал добро… Абдулла Алиевич отслужил 25 лет, заочно окончил исторический факультет Белорусского государственного университета.
За это время он совершил 978 (!) парашютных прыжков. Участвовал в трех военных конфликтах: в Чехословакии, на Ближнем Востоке и в Афганистане. В каждый свой отпуск неизменно приезжал в Дагестан, хотя военнослужащим выдавали курортные путевки. «Для меня родная республика была лучшим санаторием», – улыбается он. На малой родине, в родовом селе, Фаталиева встречали с уважением и вообще всех, кто отслужил в армии, и военнослужащих в Согратле чествовали почти как героев, вспоминает он. Девушку замуж не выдавали за парня, если он не был в армии, ведь считалось, что именно армия воспитывает из юнцов настоящих мужчин.

НОВАЯ СТРАНИЦА ЖИЗНИ
Рассматривая его фотографии, просто диву даешься – годы берут свое, но только не стать и юношеский пыл Абдуллы Алиевича. Наверное, поэтому он и по сей день не сидит сложа руки, ведь в 55 лет он перевернул новую в своей жизни страницу – реализовал свои вокальные способности. А спустя некоторое время начал сочинять музыку к стихам: да, да, случилось так, что музыка, которой Абдулла Алиевич посвящал себя в молодости, вновь заиграла в его сердце, вдохновляя на творческие свершения. Нужно ли говорить о том, что это была идея его многочисленных друзей? А он еще долго себя переспрашивал: нужно ли это ему, не поздно ли начинать? Потом как-то все завертелось само собой, его приглашали на разные мероприятия, и он, обрадованный, буквально летел туда, окрыленный своей востребованностью. В какой-то период времени случилось так, что он был задействован одновременно в трех творческих коллективах: «Хрусталик» при ДГМА Шамхала Шамхалова, «Дагестан» Дабая Дабаева и в Дагестанском оперном театре, где его пригласили исполнить партию в опере «Хочбар». А в 1999 году с легкой руки ректора ДГМА Абдулла Алиевич был представлен к званию заслуженного артиста РД.
«В определенный период времени Фаталиева стало слишком много», – улыбается он, ему начало казаться, что песен в его исполнении слишком много на экране телеэфира и по радио. Абдуллу Алиевича, не привыкшего к популярности, смущало то, что его узнавали на улице. Да, скромность, безусловно, украшает человека, но чрезмерная не присуща актерской профессии, которая в принципе предполагает публичность. И не только. Его природная скромность не давала ему воспользоваться даже очевидным шансом там, где другие давно пошли бы напролом. Будучи знакомым с известными и влиятельными людьми, он никогда не старался обратить себе это во благо.
– Почему же? – интересуюсь у него, ведь это обычное явление в наши дни.
– Неудобно, – пожимает он плечами… Он благодарен тем, кто всегда готов его поддержать, без каких-либо обращений с его стороны: ректору ДГМА Абдурахману Османову, председателю Общественной палаты РД Гамзату Гамзатову, творческому коллективу при ДГМА, махачкалинскому городскому Совету ветеранов афганских событий во главе с председателем Алисултаном Алисултановым, председателю Общественной организации инвалидов-ветеранов Афганистана Махмуду Махмудову, художественному руководителю студенческого молодежного клуба при ДГМА Гаджи Баширханову.
Абдулла Алиевич не вписался в канву современного шоу-бизнеса, где балом правит легкая, необременительная музыка. Его это не тяготит, всему свое время, мудро рассуждает он, и со временем серьезная музыка вновь зазвучит в музыкальном пространстве. А пока он творит свою музыку, которую перекладывает на стихи. Процесс ее создания очень интересен: сначала Абдулла Алиевич заучивает наизусть текст стихов, затем пропевает их мысленно, причем музыка рождается не сразу, возникает несколько вариантов композиций, которые он записывает. А потом… отдает их на суд студентам ДГМА – вот его первые слушатели и первые музыкальные критики. И что удивительно, признается композитор, они всегда безошибочно указывают на лучший вариант. Он мечтает о том, что в скором времени организует сольный концерт, и даже если на него придет хоть один человек, он готов исполнить для него полную концертную программу – исполнит для того, кто по-настоящему ценит его творчество.
 В настоящее время Абдулла Алиевич работает в ДГМА директором студенческого молодежного клуба, является помощником ректора ДГМА по культуре, помощником председателя Союза композиторов РД. Он очень любит принимать участие в «Студенческих вёснах» и уже который год становится победителем в номинации «Лучший преподаватель». Его коронный номер – горизонтальная стойка на руках – свидетельствует о том, что годы военной службы не прошли даром, он по-прежнему в форме, несмотря ни на что…
Дело в том, что у Абдуллы Фаталиева есть один небольшой секрет: ко всем, доброжелателям и недоброжелателям, он относится одинаково хорошо, настраиваясь сам и настраивая других исключительно на позитивный лад, поэтому в его воспоминаниях только светлые мгновения жизни, а в будущем – перспективные идеи и проекты (в том числе сольный концерт), которые, вне всяких сомнений, будут воплощены в жизнь..
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам