«Виртуальная школа» распахнула двери

Тем самым гимназия сделала большой рывок, опередив все общеобразовательные учреждения республики по уровню оснащенности новейшими разработками в области модернизации образовательной сферы, ведь, как известно, такого рода оборудование используется пока только в десяти образовательных учреждениях регионов Российской Федерации.

С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
– Суть проекта заключается в использовании нового интерактивного оборудования в образовательном процессе. Магомедсалам Магомедалиевич остановился на нашей школе, потому что в свое время сам учился в этой школе, здесь учились его дети, – рассказывает директор гимназии №1, депутат Махачкалинского городского Собрания, Эмирмагомед Давудов.
– И потому, что значится она под первым номером?
– Самое главное, что гимназия имеет хороший потенциал в плане внедрения современных технологий, а это значит, что есть преподаватели, которые могут реализовать этот проект. Вопрос ведь заключается не только в том, чтобы установить новое оборудование, но и в том, чтобы его могли еще и грамотно, эффективно использовать в учебном процессе. Это не программа одного дня, проект рассчитан на десятилетия. Поэтому Президент Дагестана принял решение оборудовать именно нашу гимназию.
– Руководство гимназии с радостью восприняло это решение?
– Мы восприняли это известие с полным пониманием того, какая ответственность на нас ложится. Мы знали, что надо иметь определенный потенциал, что задействовать оборудование – это сложный процесс, не ограничивающийся несколькими днями. Даже сейчас, имея какой-то опыт, мы затрудняемся использовать мини-компьютеры, которые включает «Виртуальная школа», в учебном процессе. Много сложных моментов, к примеру, нужны обучающие занятия для учителей. Фирма «Ситроникс», занимающаяся установкой оборудования, дважды проводила семинары, но этого недостаточно. Нужно время, чтобы программа полноценно заработала.
– У вас было время на то, чтобы педагогический коллектив ознакомился с новым оборудованием, освоился в работе с ним?
– Установка технического оборудования проходила в период летних каникул, а серверную программу устанавливали накануне открытия «Виртуальной школы», поэтому определенные недоработки пока сохраняются. Ими сейчас вплотную заняты наши специалисты. Опять-таки повторюсь: чувства эйфории мы не испытываем, напротив, прекрасно понимаем, что в скором времени к нам будут приходить из других образовательных учреждений, и мы должны будем им показать, как этот проект работает. То есть, в первую очередь, мы сами должны в полной мере освоиться. В фойе нашей гимназии установлен монитор, который по идее должен демонстрировать всю информацию, начиная с истории школы и заканчивая сведениями об успеваемости учеников. На сегодняшний день оборудование установлено в пяти кабинетах, но, думаю, что на этом мы не остановимся. Если бы сегодня к каждому классу подвели интернет-связь плюс к этому электронную библиотеку, то можно было бы говорить о проведении комплексной работы и степени реализации проекта. Но это в перспективе.
– Вы являетесь депутатом Махачкалинского городского Собрания, членом Комитета по образованию, здравоохранению, культуре и науке. В предыдущих двух созывах Вы возглавляли Комиссию по науке, образованию и здравоохранению. Скажите, пожалуйста, какая работа проводилась и проводится депутатами МГС по линии внедрения модернизационных подходов в образовательный процесс школ города.
– Еще будучи председателем Комиссии, мы с депутатами рассматривали вопрос о приоритетных национальных проектах в образовании и медицине, уделяя большое внимание вопросу реализации этих проектов непосредственно на практике в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения. Большое значение придавалось вопросам эффективного применения нового оборудования. По этим вопросам нами были выработаны рекомендации для полноценного использования нового оборудования в образовательных учреждениях Махачкалы и в учреждениях здравоохранения для повышения качества медицинского обслуживания горожан.

ЕСТЬ СТИМУЛ УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ
Получить полное представление о проекте «Виртуальная школа», ознакомиться с основными его составляющими мне помогла заместитель директора по информатизации гимназии №1 Маиса Ахмедова. «Виртуальная школа», как и упоминалось выше, включает пять классов, оборудованных интерактивными досками. К ним прилагаются проектор и компьютер. Интерактивные доски установлены в кабинетах истории, биологии, химии, физики и кабинете начальных классов. В отличие от обычной школьной доски на интерактивной мелом, конечно, не напишешь, зато диапазон ее возможностей несравнимо шире: она сенсорная (одним прикосновением можно перелистывать иллюстрации, открывать разные текстовые документы). На этой доске можно, к примеру, демонстрировать сложнейшие химические процессы, реакции, акцентируя внимание на мельчайших составляющих, показывать отрывки из фильмов (на уроках литературы и истории), информацию, выбранную из Интернета, в целом по степени демонстрации практического материала она превосходит все формы наглядности. Доска очень удобная в обращении. Ее можно использовать на всех уроках вне зависимости от предмета, при желании даже на уроках физкультуры.
– Каков был принцип распределения интерактивных досок между классами?
– Устанавливали тем, кто изъявил желание, а потом, когда другие увидели, как это работает, оказалось, что хотят все, – говорит Маиса Ахмедовна.
Одна из тех, кому довелось первой использовать новое оборудование, – учитель истории Патимат Ибрагимова. Первоначально ей все это было в новинку, педагог с большим опытом и стажем работы не сразу способен переключиться на новую форму ведения уроков.
– Конечно, учителям нужно время, чтобы освоиться. Специалисты-консультанты говорят, что требуется минимум полгода, максимум – год, прежде чем педагог вникнет в суть, научится пользоваться техническим инструментарием, чтобы урок получился целостным, – поясняет заместитель директора по информатизации.
– Это оборудование очень удобно в использовании, – говорит Патимат Гасановна, – во-первых, учитель избавлен от обязанности раздавать тесты, все проецируется на доску, и это облегчает работу. Во-вторых, в компьютере имеется специальная программа, которая позволяет проверять результаты тестовой работы на месте. Для этого надо открыть электронный журнал класса, затем раздать пульты ученикам. Вопросы тестов проецируются на экран, а учащиеся отвечают на них нажатием кнопок на пульте. Компьютер обрабатывает полученную информацию и выставляет оценки.
– Можно ли говорить о том, что «Виртуальная школа» оптимизировала вашу работу, сделала ее более эффективной?
– Времени на подготовку к уроку стало уходить больше, – признается педагог, – а ведение урока намного облегчилось, потому что использование интерактивной доски оптимизировало проведение урока. Не нужны громоздкие наглядные пособия, всю необходимую информацию можно записать на диск и использовать в процессе обучения. Учитель становится как бы режиссером своего урока, который моделирует мини-фильмы и при необходимости своеобразные слайд – шоу. Меня, как человека с ограниченными возможностями зрения, заинтересовало, насколько безопасно воздействие интерактивной доски на зрительное восприятие. Оказалось, что доска не используется в течение всего урока, потому и о нагрузке на зрение ученика говорить не приходится.
Учитель начальных классов Гюльпери Гасратова также поделилась своими впечатлениями о новом оборудовании.
– С введением этого проекта несравнимо облегчился сам процесс ведения уроков. Обычно уходило много времени на подготовку доски к уроку, а сейчас все уже готово, осталось только спроецировать материал на экран. Не надо стирать с доски, чтобы записать новую информацию, просто переключаешь – и на доске уже совершенно новая информация. Причем, если раньше, работая с мелом, дети часто пачкались, то сейчас этой проблемы вообще нет.
Интересно и то, что, когда мы изучаем новую тему, доска помогает детям, подсказывает и не позволяет неправильно выполнять задание. А когда ученик выполняет контрольную работу, то доска не подсказывает ему и ждет правильного ответа. Задания интересно иллюстрируются, и у детей больше и желания, и стимула работать во время урока.
Еще один интересный момент: доска сама оценивает результат работы ученика. Если всё верно, то поощряет его: молодец!
– Таким образом, родители не могут упрекнуть Вас в необъективном подходе к оценке знаний их ребенка.
– Так и есть, даже если допустить, что учитель необъективен, то автоматизированный механизм в этом никак не обвинишь. Он беспристрастен ко всем.
– Все-таки работа с интерактивной доской предполагает несложные манипуляции руками. Это не мешает развивать моторику пальцев у учеников начальных классов?
– В процессе урока мы работаем не только с интерактивной доской. Ученики выполняют все задания в тетради, у нас есть маркерная и обычная доска. Мы ведь не перешли полностью на технологический процесс обучения. Но учтите, что с интерактивной доской работать очень удобно: она включает программу, которая помогает наглядно и очень интересно объяснить тему урока, даже то, как правильно и красиво писать.
Разработчиками также предусмотрена программа, позволяющая использовать специальные ручки в процессе работы с доской. И детям нравится.
Вот и учащиеся старших классов Шамсият Ашурбекова и Карина Алиева признаются, что с интерактивной доской им работать удобно. Во-первых, на уроках можно не просто слушать тему, но и просматривать фильмы. Особенно это удобно на уроке истории, а во-вторых, много наглядного материала, который демонстрируется на уроке и помогает в процессе усвоения полученных знаний.

В РЕЖИМЕ ОН-ЛАЙН
Завуч по информатизации Маиса Ахмедова согласна с коллегами: «Все новое, внедряемое в образовательный процесс, гарантирует повышенный интерес детей к урокам. Конечно, современных детей удивить интерактивной доской трудно, потому что они ушли вперед в плане освоения технических новинок, да и редкий ребенок в городе сегодня не имеет компьютера дома. Но если для них техника в большей степени – игрушка, то для учителя это облегчение повседневного труда. Использование технических ресурсов дает возможность разнообразить формы проведения урока или его отдельные этапы, разнообразить форму опроса учащихся, проведение внеклассных мероприятий с детьми, формы проведения педсовета, методических объединений.
Большой интерес детей вызвал мобильный сейфовый компьютерный класс – это так называемые компьютерные классы «на колесах». В каждом сейфе 15 ноутбуков, мы их можем развернуть в любом кабинете. В день открытия «Виртуальной школы» был дан открытый урок по русскому языку в 5-м «б» классе, в процессе которого были задействованы ноутбуки. На первый взгляд казалось, что учитель не видит, чем занимаются ученики. Но в действительности учитель наблюдает за учениками, потому что может контролировать происходящее, заглядывая на рабочий стол ученика через свой компьютер. То есть учитель знает, какому ученику требуется помощь, а кто опережает выполнение задания и ему надо дать дополнительное.
Интерес к занятиям у учащихся возрастает еще и потому, что они могут одновременно входить в Интернет. То есть учитель может сказать: «Давайте откроем такой-то сайт, посмотрим и оценим содержание определенного текста». И все это в режиме он-лайн на уроке. В интернет-сети много литературных произведений, можно просматривать отрывки из фильмов и давать характеристику главному герою. Прежде учитель искал и подбирал картинки, чтобы дети могли писать изложения с элементами описания, а сегодня он может наглядно продемонстрировать отрывки произведения, где наиболее ярко очерчен характер того или иного героя.
На уроках математики, прежде чем задать вопрос, где график функции пересекает ось иксов, надо было чертить ось иксов. И это отнимало время. Сейчас с помощью нового оборудования можно все сразу спроецировать на экран.
На уроке физики можно проследить то или иное явление в динамике, к примеру, наблюдать вспышки на поверхности Солнца во всех этапах процесса. И можно остановить просмотр на любом этапе, дополняя увиденное устными объяснениями.
А на уроках биологии учителя и вовсе вздохнули с облегчением, они говорят, что можно демонстрировать динамику развития растительного и животного мира. У учителей и детей повышается стимул идти на урок.
Нельзя сказать, что техника освоена полностью. Нам обещали несколько курсов обучения, но проведенных на сегодняшний день занятий недостаточно для полноценной работы, правда, мы настроены позитивно, потому что с «Виртуальной школой» у нас есть возможность совершенствовать процесс обучения и задействовать все имеющиеся механизмы обучения школьников».
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сегодня в Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Мэр Махачкалы проинспектировал реконструкции на нескольких городских локациях

15 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своим заместителем Нариманом Темуркаевым провел инспекцию реконструкции в парке Сулеймана...

Самолет не смог вылететь из Махачкалы в Сургут

Минувшей ночью произошло сразу два инцидента с авиарейсами в Югру. Один самолёт не смог с первого раза вылететь из...

ФАС выявил картельный сговор участников торгов на поставку продуктов в соцучреждения Дагестана

ООО «Рамкейт», ООО «Молторг», ООО «Масленица» и ООО «Экофуд» участвовали в закупках на поставку продуктов питания в медицинские и...
spot_imgspot_img

В Махачкале состоится всероссийская акция «Библионочь – 2024»

20 апреля в 19:00 в Национальной библиотеке РД состоится ежегодная всероссийская акция «Библионочь». Тема 2024 года – «Читаем всей...

Предстоящим летом в махачкалинском аэропорту ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов

В аэропорту столицы Дагестана летом текущего года ожидается рекордное число обслуживаемых рейсов. Как рассказал глава Министерства по туризму РД...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам