C ПРОБКАМИ СПРАВИМСЯ
– Как вы относитесь к идее введения в Махачкале легкого наземного метро? Можно ли рассматривать это как вариант решения проблемы автомобильных пробок?
– Во-первых, метро можно строить, если отметка численности населения перевалила за один миллион, во-вторых, нет возможности создать отдельную линию для этого транспорта: придется ломать строения. Махачкала находится в ограниченном пространстве: с одной стороны горы, с другой – море. И так неоднократно городские дороги расширялись, больше просто некуда.
– За последние годы правоохранительные учреждения в целях собственной безопасности стали перекрывать улицы, устанавливая шлагбаумы и всевозможные препятствия на пути автовладельцев. Это законно, и есть ли смысл открыть улицы для свободного движения транспорта?
– Искусственное перекрытие дорог возникло в связи с усилением криминогенного фона в республике. Если говорить о законности: улица должна быть открыта для свободного прохождения автотранспорта. С другой стороны, есть опасность поставить учреждения и прилегающие к ним жилые дома под угрозу. Но перекрывать улицы тоже не выход, потому что, решая одну проблему, мы провоцируем нагнетание другой. В настоящее время ищем варианты решения этого вопроса.
– Как в целом можно решить проблему пробок?
– Во-первых – где возможно запустить троллейбусы и в том числе по периферии, создать альтернативу маршруткам в виде автобусов. Второе, должна быть задействована автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) для видеофиксации и регулирования транспортных потоков. Зная, что их снимает камера, при этом за нарушения они будут подвергнуты административным наказаниям и штрафам, автовладельцы будут вынуждены соблюдать и скоростной режим, и Правила дорожного движения. В-третьих, необходимо повысить эффективность работы Госавтоинспекции, доукомплектовать ГИБДД требуемым количеством сотрудников. Но поскольку ГИБДД относится к федеральным службам, решение этого вопроса от нас не зависит, хотя мы его неоднократно поднимали перед руководством республики и МВД.
– АСУДД и проект «Безопасный город» – это одно и то же?
– АСУДД входит в проект «Безопасный город». «Безопасный город» состоит из четырех направлений: это видеонаблюдение в местах массового скопления людей (площади, скверы, рынки и т. д.), Автоматизированная система управления движения – АСУДД (видеофиксация транспортных потоков и их распределение, периодичность включения светофоров), третье направление – вопросы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах жизнеобеспечения и потенциально опасных объектах, где технология производства требует применения опасных веществ, четвертое направление, которое охватывает «Безопасный город», – коммунальные сети. Все обязательства по линии проекта муниципалитет готов выполнить и выполняет. После обращений Главы города Махачкалы Амирова С.Д. к руководству республики Президент Дагестана обозначил вопрос о проекте «Безопасный город» на встрече с Президентом РФ. В результате на проект предусмотрено выделить 1,5 млрд рублей, из них 470 млн руб. – столице. Проект находится в работе, изыскиваются средства на его реализацию, с его внедрением мы получим решение многих на сегодняшний день проблемных вопросов.
ГИБДД, ЗАКОНЫ И… КУЛЬТУРА
– Не открою вам большого секрета, сказав, что характерным признаком дагестанского автовладельца является низкая водительская культура. Что предпринимается в этом направлении?
– Это действительно проблемный вопрос. В недалеком прошлом он не стоял так остро, потому что идеология была иная, и существовали определенные ограничения, которых люди неукоснительно придерживались. К сожалению, приход демократии наши люди восприняли в искаженной форме, многие поняли ее как вседозволенность. Это привело к тому, что сегодня не соблюдают Правила дорожного движения.
Проблема и в том, что современные водители получают права, пройдя обучение в ускоренном режиме. Раньше обучением водителей занимались только две организации: «Дагучкомбинат» по линии «Дагавтотранса» и автошкола ДОСААФ. К вопросу подготовки водителей подходили строго, и я знаю это на личном опыте, потому что преподавал в вечерней автошколе, работая в автоколонне города Дербента. Люди по полгода учились, чтобы получить права и, главное, хорошие навыки. Сегодня открыты десятки и сотни автошкол, которые работают не над качеством знаний и водительских навыков, а над количеством выданных прав. Поэтому надо ужесточить контроль над этими автошколами, чтобы они выпускали профессионально подготовленных водителей, а Госавтоинспекция выдавала права только по знаниям и умению вождения автомобиля, как и требуется по закону. А то получается так: сначала получают права, потом учатся управлять транспортом (после совершения нескольких ДТП), при этом подвергая свою жизнь и других участников дорожного движения опасности.
– А работа ГИБДД к чему сводится? Они же должны контролировать, чтобы водители не нарушали, не парковались на тротуарах, пропускали пешеходов на «зебре».
– Для эффективной работы службы ГИБДД необходимо добиться укомплектования штата сотрудников ГИБДД в Махачкале до нормативной численности. В настоящее время их штатная численность почти в два раза меньше.
Работа сотрудника сводится к тому, чтобы наказать нарушителя, но он не может доучивать его, заниматься разъяснением Правил дорожного движения. У нас такое понимание вопроса: пусть нас все со стороны контролируют. А почему он, водитель, сам себя не контролирует? Почему кто-то должен это делать за него? Во многих государствах в автомобилях предусмотрен контроль с помощью алкотестера. Если водитель выпивший, машина не заводится. Периодически в пути он должен дуть в алкотестер, как бы получая разрешение на езду и если водитель выпил, автомашина не поедет. А спросите у него, может ли он попросить своего трезвого пассажира подуть вместо него в алкотестер, и он обязательно ответит: «Я же не враг себе, чтобы пьяным за руль садиться».
– Но законы должны распространяться на всех граждан…
– Но при этом те, кто нарушает Правила дорожного движения у себя на малой родине, выезжая за ее пределы, неукоснительно их соблюдают и стараются лишний раз не привлекать внимания сотрудников ГИБДД.
– Применительно к нашим сотрудникам ГИБДД говорить об их строгости трудно, мимо них свадебные кортежи проезжают, молодые люди из окон палят перед носом, а они предпочитают не реагировать.
– Когда сотрудники ГИБДД в составе трех человек пытаются пресечь подобные нарушения, то попадают под удар десятков подвыпивших молодчиков, готовых доказывать свою правоту любыми способами и средствами. Это о чем говорит? Порядка не будет до тех пор, пока каждый из нас не будет подчиняться законам, и пока законы не будут работать. Как бы ни хотелось об этом говорить: торжества часто превращаться в трагедию. Это печально, но факт.
ДОРОГИ – ПО ВСЕМ СТАНДАРТАМ
– Как вы оцениваете качество столичных дорог, насколько они соответствуют стандартам?
– Качество вновь строящихся дорог в Махачкале в последние годы соответствует стандартам. Глава города Амиров С.Д. обозначил этот вопрос в числе приоритетных: на их ремонт расходуются значительные средства, а это значит, что дороги должны прослужить городу в течение многих лет. Правда, иногда случаются неполадки по линии коммунальных сетей, поэтому участки дороги приходится разбирать заново. Такого быть не должно, потому что в договоре изначально предусмотрено, что в процессе ремонта обновляется не только дорожное полотно, но и все коммуникации, находящиеся под землей. Значит, виноваты нерадивые подрядчики, недобросовестно выполнившие эту часть договора. Скорее всего, впредь такие подрядчики Администрацией города не будут задействованы. И потом, в договоре будет предусмотрено, что гарантийный срок по исполненным работам должен действовать в течение не менее 3 лет. Если в течение этого времени произошла неполадка, подрядчик будет решать проблему за свой счет.
– Какие улицы планируется ремонтировать в ближайшем будущем?
– Завершим все начатые улицы и после всего этого приступим к ремонту магистрали – проспекта И. Шамиля, при реконструкции которого рассматривается возможность выделения отдельной полосы для прохождения общественного транспорта. Это позволит повысить рентабельность транспорта и облегчить пассажирские перевозки.
– Возможно ли создать подземные переходы там, где транспортный поток достаточно плотный?
– Да, по проспектам Акушинского и Шамиля предусмотрены подземные и надземные переходы. Переходы начнут строить после того, как изыщем требуемые средства.
– На проспекте Акушинского построили надземный переход, но он не пользуется популярностью у людей.
– Он оказался смещенным немного ниже автостанции и рынка. Чтобы переход полноценно функционировал, нужно будет переместить остановки общественного транспорта ближе к нему.
Таксистов-нелегалов накажут рублем
– С 1 января 2012 города к таксистам, нелегально осуществляющим пассажирские перевозки, будут применять санкции. На Ваш взгляд, ужесточение федерального законодательства способствует наведению порядка в сфере таксомоторных перевозок? И отразится ли это как-то на ценовой политике?
– Два года назад, в 2009 году, Администрация города была подготовлена необходимая нормативно-правовая база, Постановление Главы города за №2379 по организации работы в сфере перевозок пассажиров легковыми таксомоторами. В соответствии с ним фирмы и лица, задействованные в этой сфере, должны были аккредитироваться, зарегистрироваться в реестре перевозчиков, встать на налоговый учет, уведомить УГАДН и только после этого осуществлять перевозки. Но с учетом того, что закон не был принят на федеральном уровне и соответственно не было республиканского закона, регламентирующего пассажирские перевозки, мы не могли реализовывать нормативно-правовую базу и применять штрафные санкции. Можно было привлечь к ответственности водителя за нарушение закона об индивидуальном предпринимательстве, и то при условии, если пассажир, сидящий в салоне автомашины, подтвердит, что воспользовался услугами таксиста. Но, учитывая менталитет наших людей, этот вариант было бы трудно реализовать.
Еще будучи депутатом Народного Собрания РД, в 2006 году я участвовал в разработке проекта Закона об организации пассажирских перевозок. Проект был представлен для принятия во втором чтении, но до сих пор по истечении 6 лет этот закон не принят. И по этой причине многие вопросы, связанные с улучшением организации пассажирских перевозок, не решаются.
21 апреля 2011 года был принят ФЗ №69, где предусмотрена ответственность перевозчиков за нарушения в сфере таксомоторных перевозок. Там же указано, что для легализации перевозок они обязательно должны получить разрешение у уполномоченных органов субъекта, которым в нашей республике является Комитет по транспорту РД. Однако со времени принятия закона только 10-12 водителей получили разрешение, остальные считают, что можно работать в прежнем нелегальном режиме. С 1 сентября 2011 года вступили в силу все положения закона, а наказание за их неисполнение в виде штрафных санкций отсрочили до 1 января 2012 года. Это сделано для того, чтобы таксисты успели произвести все необходимые действия, связанные с легализацией их рода деятельности. Неоднократно автоперевозчики ставились в известность о необходимости узаконить свой бизнес, но до сих пор они никаких мер не приняли. Естественно, все нарушения закона с 1 января будут пресекаться. Ведь речь идет не только об упорядочении в сфере организации таксомоторных перевозок, но и о безопасности пассажиров. Откуда пассажиру знать, в каком состоянии находится водитель, есть ли у него права, стаж, и вообще не опасен ли он для пассажира.
В соответствии с законом такси должно быть оборудовано таксометром, опознавательным фонарем, цветографической схемой легкового такси и т.д. Сам таксист должен иметь водительский стаж не менее трех лет, перед выходом на линию обязательно проходить предрейсовый техосмотр и медосмотр, должны быть все данные о водителе, чтобы при необходимости пассажир знал, куда предъявить претензии по качеству обслуживания. И, кроме того, таксисты должны работать по конкретным тарифам, по предварительным расчетам: 10 рублей за 1 километр.
В городе таксомоторными перевозками заняты около 60 операторов. И все эти фирмы работают в нарушение закона. В соответствии с законом такси должны находиться или в частной собственности или по лизингу. То есть сегодня отдельные лица, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны быть оформлены как частные предприниматели, а фирмы, оказывающие подобные услуги, должны обладать собственным автопарком или транспортом, приобретенным по лизингу. Арендовать транспорт они не имеют права.
– Кем устанавливается тариф?
– Тариф установлен расчетным путем в соответствии с законом одним из предприятий «Такси – Лайн», осуществляющим таксомоторные перевозки. Материалы представлены в Министерство экономики и в УФАС РФ по РД.
– Возможно ли создать муниципальные предприятия, чтобы обеспечить альтернативу частникам в этой сфере услуг?
– Вопрос упирается в финансовую сторону. Возможности бюджета не позволяют выделить средства на эти расходы. Если бы на программу развития транспорта выделялось около 1 млрд рублей, мы могли бы и троллейбусы купить, и автобусы, и такси. И можно было бы предусмотреть государственные социальные заказы. Речь идет о ветеранах, инвалидах, участниках войн, пенсионерах. В некоторых регионах этим категориям выдают специальные карточки, по которым они пользуются услугами такси с 50% скидкой определенное количество раз в месяц.
– Мне с трудом верится, что с начала следующего года все такси будут оборудованы в соответствии с законом. И я не исключаю, что штрафные санкции спровоцируют рост цен на таксомоторные перевозки.
– От одного желания руководства города ситуация не изменится, в этом процессе должны быть задействованы все заинтересованные структуры: Автодорнадзор, налоговые службы, Госавтоинспекция, прокуратура, экологические службы и др. Администрация города Махачкалы создает условия для организации таксомоторных перевозок и координирует их работу, а контрольно-надзорные органы должны наводить порядок. Многое зависит и от понимания ситуации таксистами. Они должны знать: время «бомбил» уходит в прошлое, наступают другие времена.Поэтому я хочу обратиться к водителям таксомоторов: пока есть возможность, легализуйте свой бизнес. Максимальное количество такси –1,5 тыс. единиц на город, в большем количестве автомашин столица не нуждается. Тем, кто не успел вовремя зарегистрироваться, придется перепрофилироваться на другой род деятельности. Мы будем стараться исключать из этой сферы случайных людей, останутся только те, кто считает, что это их основной вид деятельности, а таковых в Махачкале лишь 10-15% от общего числа автоперевозчиков.