Терпсихора дагестанского балета

Так легок ее прыжок, так воздушен ее полет! И сегодня, глядя на эту удивительную женщину с плавной, горделивой походкой, величественной осанкой, глядя на аристократическую тонкость ее жеста, верится с трудом в то, что совсем недавно балерина отметила свой юбилей. Неизменно женственная и обаятельная, о ней можно сказать, что она высшая степень грациозности.
Родилась Тарият Капиева в Каспийске – в тихом, уютном приморском городке, курортном оазисе, где жизнь протекала легко и размеренно. Она росла в доме, украшением которого были таинственно поблескивающие старые пластинки, патефон, в котором всегда звучала музыка. Как сегодня, помнит она эти удивительные мелодии, вальсы, фокстроты, под которые пятилетней девчонкой неумело совершала свои первые балетные па.
Родители вовремя заметили в своем первенце неординарные способности: удивительную гибкость и большое желание к познанию искусства танца. В городе в те времена было очень развито дополнительное образование детей, работали различные кружки при Доме пионеров, Дворце культуры. Здесь в балетном кружке и началось становление юной Тарият как танцовщицы.
Первым ее педагогом в то время была балерина Мария Лямина, приехавшая из Средней Азии – фанатично преданная балету. Она была крайне строга и крайне скупа на похвалы, настойчиво искореняла руки-«тряпки», руки-«палки», добиваясь непринужденности в передаче тончайших человеческих эмоций. Это сейчас, с годами, Тарият оценила, каким счастьем было попасть в класс такого замечательного педагога.
На одном из смотров художественной самодеятельности в Каспийске девятилетней Тарият посчастливилось быть замеченной одним из выдающихся корифеев танца, художественным руководителем Государственного академического ансамбля танца «Лезгинка» Танхо Израиловым, который на тот момент отбирал группу одаренных детей для участия в Декаде литературы и искусства в Москве. Тоненькая и стройная, как тростинка, гибкая, воздушная, нельзя было не отметить выразительность движений и чарующую улыбку Тарият. Впоследствии она стала одной из самых юных участниц Декады, которая к тому же дебютировала в небольшой партии. Это, наверное, был для нее самый счастливый и памятный момент, когда тебе, такой маленькой девочке, рукоплещет огромный зал.
Вернувшись из поездки в Москву, Тарият влилась в работу коллектива Каспийского Дома пионеров. Проучившись до четвертого класса в студии, она поступает в хореографическое училище, в одно из элитных в то время учебных заведений города Перми, куда ее привезла бабушка Муминат Бутаева. Начались тяжелые будни, требующие постоянного напряжения и невероятных усилий над собой. Жесткая дисциплина, высокая требовательность, которую не все выдерживали, бросали все и уезжали обратно домой. Оставались только самые выносливые, имеющие твердый характер, силу воли, и главное – огромную любовь к искусству. Здесь судьба свела Тарият с такими известными педагогами-балетмейстерами, как Хицелиус С.В., Пидемская Н.А., Сахарова Л.П., Сильванович Н.В., которые требовали от своей подопечной выразительности и экспрессии, доселе ей неведомых. Наверное, именно тогда ее классический танец видоизменился, стал более конкретным, более четким по рисунку и, наверное, более раскованным.
В училище Тарият танцевала в классических балетных партиях, старалась приблизиться к мастерству своих кумиров – Улановой, Дудинской, Плисецкой. Много репетировала, работала над координацией, осанкой, растяжкой, подолгу стоя у станка.
Однако суровым и трудным было не только обучение, но и климат города Перми, к которому Тарият быстро привыкла: зимы там очень холодные, часто выпадало столько снега, что сугробы вырастали выше колен. Но снег был только в радость юной Тарият, выросшей в южной стороне, где такая белоснежная роскошь в диковинку.
Познав азы классического танца и получив заветный диплом, Тарият после училища по распределению направили в Нальчик, в Музыкально-драматический театр (в Дагестане в то время подобного учреждения не существовало). К тому времени там уже сложилась своя труппа, свои солисты, и сразу получить первые партии было не совсем просто, хотя с той подготовкой и нагрузкой, к которой привыкла Тарият, она могла на них и претендовать. Каждый раз она будто начинала все сначала, все заново. Приходила в театр и работала, работала подолгу, не думая о времени. Ей был приятен сам процесс, когда, входя в новую роль, начинаешь ощущать, как тебе с каждой минутой становится все легче и легче. В каждом ее танце свой урок поэзии, живопись каждого движения и внимания к малейшим деталям.
Список исполненных ею ролей достаточно велик. Она выступала в балетах «Эсмиральда» «Лебединое озеро», «Спящая красавица», были и национальные балеты «Даханаго» и другие. Жизнь не останавливалась для нее ни на минуту. Тарият была все время в движении, отдавала всю себя без остатка работе, работала и днем и ночью. Постоянно повышала свой профессиональный уровень. Ездила с гастролями по России. Были и трудности, связанные с материальной стороной. Тогда на балетных артистов как на публичных людей все равнялись, им подражали, необходимо было всегда быть на высоте, выглядеть отлично, хотя при той зарплате, которую получали артисты, делать это было сложно. Но она умудрялась на сэкономленные от обедов деньги покупать какую-либо обновку, которая еще долго заменяла ей весь имеющийся гардероб. Но такова проза жизни.
Отработав в Нальчике три года, по семейным обстоятельствам Тарият Капиева вернулась в родной Дагестан. Здесь она вышла замуж, родила двоих детей – сына и дочь. Для того, кто находится в балетной среде, это непозволительная роскошь. Многие стараются оттянуть момент рождения детей, так как гастрольный график бывает очень плотным, а также из-за боязни упустить свою партию. Но Тарият Давудовна не представляет, как жила бы, не родив детей. Каждое утро встает со словами: «Я должна быть красивой и счастливой, чтобы мои дети были довольны мной».
Сегодня Тарият Капиева остается такой же нужной и востребованной, а ее ритму жизни можно только позавидовать и непрестанно восхищаться. Более 15 лет она проработала со студентами факультета культуры Дагестанского государственного университета, выпустила совместно с ними множество спектаклей, раскрыла таланты многих ребят. Около восьми лет возглавляла республиканскую Школу искусств на базе интерната горянок.
С 1993 года работу в ДГУ совмещает с работой в Школе-студии государственного, академического ансамбля «Лезгинка», в которой является директором, готовит кадры для основного состава легендарного ансамбля. В 2000 году она окончила в Санкт-Петербурге балетмейстерское отделение, ездила на курсы повышения квалификации в Москву и другие города. Как говорится, нет предела совершенству, всегда есть чему учиться, к чему стремиться, считает она.
Ее любят, ею восхищаются, ее приглашают к сотрудничеству почти все республиканские театры (русский, лакский, кумыкский, аварский и Дагестанский театр кукол), ведущие модельеры Дагестана.
В проекте «Кавказский стиль» «Боди-арт» она занималась пластикой манекенщиц, постановкой показов на многих мероприятиях и занимается этим и по сей день.
На мой вопрос: «Есть ли будущее у балета в Дагестане?» – Тарият Давудовна задумалась: «Вопрос этот очень сложный, поскольку само искусство и взращивание балетного танцовщика – это процесс не одного года. Это уже отработанная система, и для того, чтобы работа велась на профессиональном уровне, необходимы специализированные закрытые учебные заведения – интернаты с круглосуточным проживанием и обучением детей. Нужны хорошие педагоги, и нужно привлекать их из России и из-за рубежа. Я думаю, что реализация этой идеи не за горами. В Дагестане очень много школ искусств, училищ, где сегодня работают очень опытные и хорошие педагоги, есть и выпускники Вагановского и других ведущих учебных заведений страны. Меня очень часто приглашают на смотры-конкурсы хореографических коллективов и школ. Интересно наблюдать за творческим процессом моих коллег и радоваться их успеху.
Классический танец требует очень кропотливой работы. Здесь самое главное – не навредить, есть своя методика, которой необходимо придерживаться. Очень важны красота линий, прыжок, легкость вращения, плавность перехода от позы к позе, я бы даже сказала, чувство позы, во многом определяющее сценическое обаяние балерины.
Дети очень увлеченно занимаются этим видом искусства. Главное – чтобы детский репертуар соответствовал возрасту».
В прошлом году в Кумыкском театре к выпускному отчетному концерту Хореографической школы-студии академического ансамбля «Лезгинка» был приурочен и юбилей Тарият Капиевой. Замечательную балерину и хореографа чествовали видные государственные деятели, деятели искусств, почитатели ее творчества. И снова море цветов, шквал аплодисментов. Ощущения она испытывает уже привычные, стоя на сцене, но каждый раз переживает их по-новому.
Она благодарна судьбе за все: за хороших людей, за добрые улыбки родных и близких, за те добрые эмоции, которые испытала и испытывает в жизни.
Тарият Капиева не просто талантливая танцовщица, она прежде всего гениальная личность. И пусть занавес, разделяющий ее со зрителями, раскрывается снова и снова.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам