Шахмардан МУДУЕВ: «Мы будем биться за горную зону!»

– В принятом Правительством Республики Дагестан Постановлении, в котором утвержден план реализации мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития нашей республики до 2025 года, 2012-й год предусмотрен как год создания нормативно-правовой и законодательной базы для реализации этой Стратегии. Поэтому в текущем году с захватом первого квартала 2013 года мы должны разработать ряд стратегических документов, проектов, законов и постановлений по территориальному развитию. В Стратегии предусмотрено новое экономическое зонирование, разработанное с учетом реальной ситуации, природно-климатических условий, технической составляющей, экономического потенциала и территориального расположения. С учетом всего вышесказанного территория Республики Дагестан разделена на пять экономических зон, каждая из которых должна не только самостоятельно развиваться, но и взаимодействовать со всеми другими зонами, что составляет общее социально-экономическое положение и развитие Республики Дагестан.
Одной из первых задач в этом году является разработка Стратегий этих территориальных зон. Следующие задачи будут вытекать из Стратегии, в которой будет разработана программа социально-экономического развития горной зоны Республики Дагестан. Причем программа развития других зон «Стратегией–2025» не предусматривается, только программа развития горной зоны. Кроме того, все муниципальные образования должны иметь свои программы социально-экономического развития, тоже вытекающие из собственных стратегических целей и задач, но на более короткие сроки: 2013–2017 годы.
Главная задача разработки Стратегий этих зон – это выработка направлений в деятельности, опираясь на развитие реального сектора экономики, состояние инфраструктуры, с учетом всех демографических и миграционных процессов. Эти системные проекты будут направлены на строительство дорог, тоннелей, газо- и водопроводов и т.д. Это в том числе создаст Дагестану хорошие условия для развития туризма. Могу сказать одно: если мы и дальше продолжим работать так, как до сих пор работали или работаем сейчас, республика не сможет выйти из того экономического состояния, в котором сейчас находится. Если мы будем продолжать держать одну корову и стараться на этом выживать… У нас сегодня нет собственных бюджетов муниципальных образований. Девяносто и больше процентов дотационности муниципальных образований – как могут улучшить жизнь людей?! Как раз–таки задача общереспубликанской Стратегии и Стратегий территориальных зон – повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Совещание было посвящено горной территориальной зоне, куда входят пять экономических подзон. Уже состоялись выезды в эти пять экономических подзон, чтобы там, на месте, более детально и расширенно обсуждать, чего хотят муниципальные образования, чего хотят эксперты и чего хотят разработчики. Такие кустовые семинар-совещания проведены в МП «с.Касумкент», «Леваши», «Шамилькала». Состоялось основательное обсуждение состояния и перспектив развития, конкретные задачи, стоящие перед всеми. Взаимодействие всех этих интересов и должно дать какой-то итог, результат. В первом полугодии мы должны завершить разработку территориальных стратегий, параллельно идет и разработка Программы социально-экономического развития горной территории. Ближе к концу
2012 года мы уже должны быть готовы к тому, чтобы начать уже практическую реализацию Стратегии.
А если говорить, возможно это или нет… надо делать даже невозможное! К тому, что возможно, то есть поддержка государства и весь наш потенциал, мы должны добавить и невозможное – вовлечь людей в работу. И не просто так. Речь идет о квалифицированном труде, о новых производствах, о новых технологиях, подходах к землепользованию и т.д. Мы не должны ждать, пока нам кто-то что-то даст, мы должны сами добывать и добиваться качественного уровня жизни для себя. Как же иначе, нам самим необходимо шевелиться, и серьезно шевелиться.
– Видно, что Правительство республики и ваше министерство заинтересованы во всем этом. Я сидела на этом совещании: вроде все нормально, но, когда дело дошло до объявления о выездных совещаниях в горных зонах и последовала реакция на это, я поняла, что на муниципальном уровне это мало кому интересно. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление, что у них нет энтузиазма.
– Это правильное впечатление! Дело в том, что, если бы этот энтузиазм был и раньше, мы бы не сталкивались сегодня с теми проблемами, которые сейчас есть в нашей республике. Просто среди наших людей уже давно сложились иждивенческие настроения: дайте нам деньги и оставьте нас в покое! Дайте нам служебные машины – а приезжать мы не хотим: сейчас дороги плохие! И это у нас во всем: в учебе, в работе. Это не сегодняшнее явление, это уже следствие.
– Получается, что Стратегия – это способ заставлять людей работать?
– Да, это значит заставлять людей делать что-то, чтобы начать нормально жить.
– Но видите, не только муниципальным служащим лень браться за какое-то большое дело, но и рядовой дагестанец начнет искать пути ухода от работы: «а давайте не там, а там», «а давайте не это, а то»… Мне кажется, все равно будет неизбежно всплывать субъективный фактор и мешать реализации Стратегии.
– Естественно.
– А кто будет с этим бороться? Ведь не компания АV! Наверно, придется Министерству экономики!
– Министерство экономики и так борется! Все время! Мы не даем покоя муниципальным образованиям, муниципальным поселениям. Но иногда, да, приходится и убеждать, и заставлять. Есть сферы, в которых ответственность государство берет на себя: образование, здравоохранение и т.д., но не надо злоупотреблять этим. Есть сферы, где человек и общество в целом должны брать на себя ответственность, при гарантии государства защиты их прав и свобод.
– Почему Закон «О Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» принят именно сейчас? Наша республика достигла какой-то точки невозврата, когда без коренных преобразований дальше пути уже нет?
– Точка безысходности уже была. Дагестану нужны серьезные перемены, потому что нас уже не миллион человек, а три миллиона! И посмотрите, как расширяется наш столичный регион: сегодняшняя Махачкала – это уже не Махачкала начала
90-х! Совершенно другие дома, улицы, люди, потребности и возможности! И поэтому нужно выбирать свои стратегические направления. Мы должны куда-то идти! Мы выбрали себе государственность и свое место в составе Российской Федерации, и теперь надо не против этого идти, а двигаться с учетом этого вперед. Мы должны самостоятельно производить для себя материальные блага, используя для этого свой потенциал. И если сравнивать его с потенциалом многих других регионов и даже государств, он у нас не такой уж маленький. В Стратегии определены эти направления, и сегодняшняя задача всех государственных структур, начиная с муниципальных поселений – заниматься реализацией этой Стратегии. И у них не должно даже возникать мысли, что они могут не работать, а их должны кормить! У нас есть пример районов, где внутренняя самоорганизация дает очень хорошие результаты: Левашинский, Акушинский, Сергокалинский районы. В селе Куруш Докузпаринского района высочайший уровень самоорганизации населения! Они не ждут никого и ничьих решений, они сами работают, питаются, производят и даже умудряются продавать. Такая самоорганизация должна быть по всей территории республики. Это всегда дает хороший результат. Человек начинает работать только тогда, когда понимает, что он должен работать. И Стратегия должна его в этом убедить.
– Специалисты компании АV говорили об уникальном расположении Дагестана, о наших природных и климатических ресурсах, о международных путях, пролегающих через нашу республику. Почему Стратегию для нас разрабатывала компания АV, а не дагестанские экономисты?
– Не доверяют, наверно, (смеется). Компания АV выиграла конкурс, разработала Стратегию совместно и с помощью специалистов Минэкономики и теперь занимается бизнес-планами группы предприятий. Специалисты Министерства экономики (и других министерств и ведомств, муниципальных образований) тоже вовлечены в эту работу. Дагестанский Институт территориального развития и стратегических разработок «Интерис», надеемся, тоже будет востребован и задействован.
– Давайте теперь поговорим о Гайдаровском форуме, который проходил в Москве 18-21 января, и в котором Вы тоже приняли участие. Там обсуждались вопросы социально-экономического развития России и мира. Вы там услышали то, что может быть интересным именно для нашей республики?
– Гайдаровский форум – это ежегодный консилиум, в котором задействовано огромное количество очень сильных институтов, вузовской сферы, правительственных структур Российской Федерации и регионов страны. Это колоссальное мероприятие, в котором приняло участие немало представителей из Дагестана, в том числе и я. На форуме с анализом, прогнозами и возможными практическими решениями на ближайшие годы выступили федеральные министры. Прозвучали интересные доклады. В рамках форума один из круглых столов был назван «Северный Кавказ в контексте федерализма», и обсуждались проблемы различного характера, связанные с нашей республикой.
Нас, конечно, больше интересовал этот круглый стол, который проходил в рамках форума. На нем обсуждался вопрос земельных реформ и состояния землепользования в республиках Северного Кавказа и Ставропольском крае. Исследования в этой области показали, что есть серьезные проблемы. Я тоже на конференциях, совещаниях, коллегиях, в публикациях, аналитических записках и т.д. всегда поднимал вопрос неэффективного землепользования, земельных конфликтов и необходимости проведения земельной реформы. А земельная реформа, объявленная десятилетие назад, не реализована нигде в СКФО, кроме Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края. Остальные субъекты отложили этот вопрос и довели его до того состояния, которое начало порождать конфликты. На Гайдаровском форуме обсуждали пути решения этих проблем и выхода из сложившихся конфликтных ситуаций. Я тоже там выступил по этому вопросу. Да, с одной стороны, проведение земельной реформы может повлечь за собой некоторые недовольства и конфликты, но, с другой стороны, ее непроведение привело нас к конфликтам и будет дальше вести к еще более неразрешимым проблемам. Без обоснованной и правильно проведенной земельной реформы мы никогда не сможем получить от земли столько, сколько она может нам дать. Это, конечно, парадоксальная ситуация. И мы даже близко не сможем подойти к реализации Стратегии, если земля не будет в обороте.
– Земельная реформа вообще предусмотрена в общей концепции реализации Стратегии?
– Она была предусмотрена давным-давно, и в Стратегии она тоже предусмотрена.
– Ну а почему же тогда она не проводится?
– Должны проводить. И не проводить нельзя. Земля имеет свойство портиться. Склоновая земля, если там нет каждодневного ухода, очень быстро вымывается. Ежедневно во всем мире два миллиона гектаров склоновых земель выходит из числа плодородных земель. У нас в Дагестане очень много нужно сделать в этой связи, потому что у нас есть земли солончаковые, пустынные, полупустынные, степи, горные альпийские земли – кто-то же должен ими заниматься и задействовать. Сегодня идет борьба за присвоение арендных прав. И эти права отданы многим недобросовестным и неквалифицированным людям, поэтому сейчас в республике очень много бездействующей земли.
– На совещании Вы сказали, что горы – это лицо Дагестана, и Дагестан без гор – это будет уже не Дагестан. Как Вы считаете, Дагестану удастся сохранить свое лицо?
– Мы будем биться за это! Горная зона Дагестана должна возродиться. Она уже на пути возрождения! Нужно разрушить принцип собаки на сене: жители одного горного села сами не пользуются землей и не разрешают пользоваться этой землей другим людям только потому, что они из другого села или района. Ведь гостеприимство заключается не только в том, что ты поставил перед гостем большую тарелку хинкала и кучу мяса. Гостеприимство – это обустройство жизни вместе и обеспечение равных прав, будь ты коренной житель или приехавший сюда жить из другого села, региона, государства и.т.д. У нас в горных районах сегодня очень много населенных пунктов этнически чистых, потому что там не создаются условия для того, чтобы туда приезжали люди жить и работать из других сел, районов и вообще людей другой национальности. А как тогда мы собрались привлекать инвесторов в горы, если даже человеку из соседнего села ни за что не хотим предоставить даже клочка земли?! Еще надо серьезно думать о повышении качества нашего образования, чтобы иметь своих специалистов, способных что-то делать, а не смотреть на небо и ждать помощи из Москвы. Кроме того, известно, что только реально образованное общество может быть культурным, цивилизованным, толерантным и эффективным.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам