Хайбула АБДУЛГАПУРОВ: «Знание меры – это высшее достижение человеческого интеллекта и порядочности»

Мысленное рассуждение о своих поступках, соотнесение их с поведением литературных героев, начавшееся еще в школьные годы, могло бы остаться главным житейским методом анализа и понимания, кем бы ни стал в будущем Хайбула Абдулгапуров. Когда юноша, год проработавший заведующим сельской библиотекой в родном селении Ратлуб, в стремлении гармонизировать мир подал документы на исторический факультет, он интуитивно ощущал, что его жизненная гуманистическая миссия гораздо масштабнее. И как положено в таких ситуациях, дело решил случай: невзначай попавшееся на глаза объявление о наборе аварской группы студентов в Грузинский государственный театральный институт им. Шота Руставели. Актерский, затем режиссерский факультеты явились в некоторой степени преломлением грез юноши, впервые смотревшего на игру актеров на импровизированной сцене – крыше сакли, стали чудесным образом явью.
В сегодняшних размышлениях художественного руководителя Аварского музыкально-драматического театра
им. Г. Цадасы, признанного дагестанского режиссера Хайбулы Абдулгапурова о его взаимоотношениях с Фортуной лирические отступления создают некоторые помехи в осознании четких позиций. Для большого художника беспощадно черно-белое мышление, и в постоянном стремлении сбалансировать помыслы и поступки сложилась насыщенная жизнь, сыгравшая в определенной мере просветительскую роль в формировании дагестанского общества.
– Если меня спросят сейчас, что главное, чему меня научила жизнь, в двух словах можно сказать: находить золотую середину во всем. Знание меры – это высшее достижение человеческого интеллекта и порядочности. Не будь ни к чему фанатичен.
Золотая середина, названная так за условную равноудаленность от крайностей и свою взвешенность, находится практически в постоянном движении в зависимости от объекта рассмотрения. Объективная середина, как говорят ученые – это динамическое равновесие противоположностей. Лишь в своем увлечении чтением Хайбула Абдулович придвинул эту срединную отметину почти вплотную к фанатизму. Чтение – единственная слабость, которую себе позволяет режиссер, это стихия, которая его питает, заряжает, оберегает от общественно-политических страстей и напастей и подвигает на созидательное. В остальном же он верен «ЗЗС» – «закону золотой середины», к которому его подталкивает и генетический опыт, и собственные наблюдения в различных ситуациях и сферах.
Богосский хребет, на одном из своих склонов приютивший село Ратлуб Шамильского района, вглядывается четырехкилометровой вершиной Адало-Шухгель-Меэр и в Европу, и в Азию. Между Востоком и Западом, между Севером и Югом, между небом и землей, между морем и горами формировалось мировоззрение режиссера Абдулгапурова, и, естественно, это не могло не отразиться на репертуаре театра, за полвека ставшего ему, как ни банально это звучит, родным домом.
Начав театральную деятельность актером, Хайбула искал свое амплуа. Размениваться на второстепенные комедийные роли ему претила цельность натуры. Чтобы реализовать свои хореографические данные, воспитанник балетной студии взялся даже за постановку «Учителя танцев» Лопе де Вега, но заметил, что к этому времени несбалансированное гастрольное питание в основном хлебом, сахаром и водой «поработало» над его фигурой. Играть Гамлета Хайбула уже не мечтает, но вот поставить Шекспира – особая честь для любого режиссера.
– Актер должен быть колоритным, но не перебарщивать, знать меру в создании образа.
Неограниченность свободы ведет к анархии, даже в любви чрезмерность обесценивает отношения мужчины и женщины, утверждает постановщик спектаклей «Девушка любит меня», «Лгунья», «Тропинка любви», «Коварство и любовь», «Миллион за улыбку». Золотая середина помогала избежать рискованных действий героям его постановок по пьесам Таймаза Арсланова «Повесть бурной реки», Анатолия Галиева «Игла и штык», Вацлава Михальского «Герои в шубах».
Отказываясь от тривиального противопоставления крайностей, режиссер пришел к троичному балансу: левое – середина – правое. Истина посередине.
Хронологически оказавшаяся на сегодняшний день в центре репертуарного списка поставленных Хайбулой Абдуловичем спектаклей драма Юрия Черняка «С правом решающего голоса» соседствует с трагедией Магомеда Абасила «Сабу Меседу» и комедией Александра Вампилова «Старший сын».
Драма, по сценическим средствам условно находящаяся между комедией и трагедией, использующая методы и того, и другого жанра, более соответствует мироощущению режиссера Абдулгапурова и среди его постановок занимает ведущее место. А вариации внутри жанра – от музыкальной до героической драмы – говорят о диапазоне восприятия жизни постановщиком.
– Сиротская доля, брата нет, отца в тринадцать лет лишился, отрочество и юность прошли в общежитиях, и я иду через туннель и темный лес к свету…
Сын фронтовика, двухлетним мальчиком прошедший гнетущую стезю переселенца, Хайбула знаком с понятием «трагизм» не по институтским учебникам, и в процессе постановки спектаклей военно-патриотической темы он не раз испытывал состояние «дежа вю».
Среди героических драм, поставленных Хайбулой Абдуловичем на сценах дагестанских театров, классикой сценического искусства признан «Аманат» Абдулмажида Хачалова. Новое поколение может стать зрителем этого спектакля, вошедшего в золотой фонд театра, в возобновленном варианте 25 апреля текущего года. За две недели до этого состоялась премьера лирической драмы «Ох уж это время» по пьесе эстонского драматурга Ханса Луйка «На пылающей палубе». Проблемы постсоветского пространства объединяют и прибалтийскую, и кавказскую молодежь: безработица, социальная незащищенность, коррупция и, как следствие, деградация культуры. Хайбула Абдулович, остановив свой выбор на этом произведении, опубликованном в журнале «Современная драматургия», очередной раз бьет в набат, пытаясь пробить какую-нибудь брешь в стене имеющего место показного участия государства в судьбе своих граждан. Хотя тех, кто избегает крайностей, часто характеризуют как нерешительных и бесконфликтных людей, режиссер убедился, что взвешенное решение бьет точнее в цель, чем бессмысленный эпатаж.
Метания главного героя спектакля «Ох уж это время» в исполнении молодого актера Салима Батырова, его отношения с неимущим другом (Магомед Абдулатипов), с одной стороны, и преуспевающим юристом, квартирующим у его матери (Исмаилов Шамиль) – с другой – это тоже поиски «золотой середины». Прохождение через конфликт в драме – стремление к стабильности.
А между этими двумя апрельскими спектаклями в постановке народного артиста Дагестана Хайбулы Абдулгапурова сцена и зал Аварского музыкально-драматического театра им. Гамзата Цадасы сольются в конгломерат поклонников творчества художественного руководителя этого театра. Аншлаг 23 апреля станет очередным жестом поклонения его соотечественников перед одним из самых совестливых деятелей современной дагестанской культуры. Столкновения и противоречия, которые его окружают и противоборствуют внутри, найдут временный компромисс в торжественном освещении рампы. Пик творческой жизни позволит отделить зерна от плевел юбиляру и его поклонникам.
– Я уже потерял чувство любви и ненависти, потому что деятельная часть жизни прошла в советский период, когда человек меньше всего думал о себе, а творил общее дело, – Хайбула Абдулович особенно склонен к ностальгии, когда речь заходит об ушедших актерах Аварского театра.
Чтобы они не канули в забвении, он кропотливо собрал имеющийся материал и выпустил первый том энциклопедического издания «Артисты Аварского театра». Третий том будет посвящен молодой актерской поросли, в становлении которой его наставническое умение определит будущее лицо театра. А посередине – сегодняшний день, когда коллектив еще поднимает актуальные темы, но в целях привлечения зрителя все больше обращается к развлекательным жанрам, и все чаще театр превращается в концертный зал.
– Развлечение публики тоже одна из функций театра, – режиссер усмиряет творческие стремления и возможности коллектива. – Станиславский говорил: все искусства хороши, кроме скучного. Зрителю не должно быть скучно. Когда внутреннее состояние актера продиктовано решаемой проблемой, когда он загорается игрой, аккумулирует душевные порывы – это привлекает и гипнотизирует зрителя. Если сам актер социально мало активен, то становится скучно. Сегодня в труппе есть актеры, которые не знают даже языка, на котором играется спектакль. Я не могу даже провести собрание на аварском языке, чтобы всем было понятно. Еще недавно сетовавший на отсутствие смены, главный режиссер театра работает с молодыми артистами, вопреки непрестижности профессии пришедшими в этот храм культуры.
Актеров, как и других людей искусства, Хайбула Абдулович разделяет на «животоносцев» и «головоносцев». Вторые интересуются всем и золотая середина в этом случае к ним ближе.
– Если я до сих пор жил больше интуитивно, сейчас смотрю на процессы и людские деяния осознанно, – признается режиссер, – и возникают вопросы, на которые страшно искать ответы. Когда в мемориалах и названиях улиц запечатлеваются все больше банкиры или олигархи, а культура воспринимается прислужницей, хочется напомнить о морально-этических нормах, зародившихся из стремления людей к стабильной, справедливой жизни.
Посредственность в искусстве или политике не может стать эталоном умеренности, в человеческом совершенствовании это правило действует по-иному. У высокой духовности имама Шамиля (спектакли по драмам И. Вакели «Имам Шамиль» и Х. Авшалумова «Толмач имама Шамиля»), фанатичной преданности идее вождя пролетариата (постановка по драме А. Шефова «Горцы у Ленина») или безграничной верности (театрализация восточной легенды «Тахир и Зухра») есть начало, но нет конца.
Вертикаль бесконечного стремления к возвышенному проходит через золотую середину горизонтали, уравновешивающей крайности.
Утверждения некоторых, что Абдулгапуров европеизирует Аварский театр или что он не отрывается от узких местных тем, – это противоположности. Чтобы увидеть многоликость его творчества, достаточно перечислить хотя бы часть авторов, к чьему творчеству он обращался: от классиков аварской литературы Махмуда, Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Гаджи Залова, Магомеда Сулиманова, Абдулмажида Хачалова, Машидат Гаирбековой, Мусы Магомедова, Фазу Алиевой, Газимагомеда Галбацова, представителей дагестанской литературы на других языках Гамида Рустамова, Сулеймана Рабаданова, Хизгила Авшалумова, Ибрагима Гусейнова, Наримана Алиева, Арбена Кардаша, Зарипат Атаевой, кавказских авторов Коста Хетагурова, Георгия Хугаева, Сайгида Чахкиева, Ваниона Дарасели, Раисии Хубецовой, Абдуллы Хамидова, Авксентия Цагарели, Александра Ширванзаде, Сагатела Арутюняна, Александра Шалуташвили, российских писателей Льва Толстого, Александра Островского, Максима Горького, Мустая Карима, Романа Фатуева, Сергея Михалкова, Абдулхая Вахитова, Василия Чичкова, Ирины Тануниной, белорусского драматурга Алексея Дударева к мировым литераторам разных времен и стран Софоклу, Гарсиа Лорке, Сомерсету Моэму, Ивану Пейчеву и другим.
Премьера каждого спектакля Хайбулы Абдулгапурова – событие в культурной жизни республики, и средства массовой информации с воодушевлением знакомили с ними своих читателей. Перипетии жизни самого режиссера тоже нередко становились темой газетно-журнальных публикаций, радио- и телепередач. Хайбула Абдулович сам прекрасно владеет литературным слогом и периодически выходит не только к зрителю, но и к читателю с волнующими общество темами. Член Союза журналистов России с
2004 года, он к своим наградам за театральные постановки приобщил дипломы Всероссийского конкурса «СМИротворец-2008» и Всероссийского конкурса средств массовой информации на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития.
Способный к рисованию, увлекавшийся спортом и хореографией, Хайбула Абдулгапуров не думал обеспечивать равновеликий рост всем своим талантам и наклонностям.
– Человек, преданный целиком и полностью течению, в котором он находится, должен постоянно совершенствоваться, и стимулом к этому является постоянное недовольство собой. Если человек уверен в полноте своих знаний – это подобно страшной болезни.
Кокетничает ли режиссер, когда признается, что никогда не чувствовал себя избранным, остается пока тайной, но одним из основных проявлений гениальности человека Хайбула Абдулович считает работоспособность, поглощение трудом, дающие результат.
– Я замечаю, – делится он, – что многие люди пробиваются за счет других, используя связи и деньги, но по-настоящему ценно только достигнутое собственными усилиями.
Унаследовав высокие способности от отца, а духовную возвышенность от матери, не представлявшей без труда ни дня, ни ночи, воспитанник известных режиссеров театральных Тбилиси, Москвы и Ленинграда над собственной ролью в этой жизни задумывался лишь ассоциативно. Судьбу свою не режиссировал, жил по наитию, опираясь на мудрые наблюдения предшественников.
– Чехов сказал, что если бы каждый мог сделать жизнь, какой он захочет, – как красива она была бы. Ценность человека и его деяний определила восточная пословица: «Когда ты рождаешься, люди смеются, а ты плачешь; когда ты уходишь, пусть люди плачут, а ты будешь улыбаться». Это значит, уходя, ты оставил что-то людям.
Находясь на равном расстоянии от начала и конца, рождения и смерти, четче видишь свое предназначение, пройденные извилистые пути и предстоящие продуманные шаги.
– Самое важное – не отходить от честности и добра. Может всего лишь раз встретиться человек и сразу вызвать доверие. Содержание человека – это главное.
Насколько может быть естественным Хайбула Абдулович, знают его коллеги из всех дагестанских театров, из Союза театральных деятелей России, коллеги из других городов, которые приезжают на гастроли, друзья и друзья друзей. Как-то переводчица поэта Магомеда Исаева Инна Лиснянская заметила, что в течение часа Хайбула Абдулгапуров изменился восемь раз. Человек, вошедший в роль, так часто не меняется. Естественность и независимость окрыляют правдолюбца, избравшего путь служения Мельпомене. Внучка-студентка, носящая имя матери режиссера, Хадижат – самый непосредственный критик театрального творчества Абдулгапурова – сквозь все постановки видит всеохватывающую доброту дедушки. Надо бы ее умерить для преумножения актерской отдачи. А зритель пусть чувствует безграничную любовь к себе, и особенно юный, которому были адресованы не только детские постановки Аварского театра, но и усилия президента благотворительного фонда детского творчества «Юность Дагестана» Хайбулы Абдулгапурова.
Деятельно участвуя в общественно-политической жизни республики, возглавляя в разное время региональные отделения партии «Духовное наследие» и Социалистической единой партии России, Хайбула Абдулович задумывается о создании партии экологии искусства. Экстремизм в культуре, как и во всех областях человеческой жизни, ведет к ограниченности или вседозволенности, развращая и обезнадеживая общество. Открытое им в прошлом году Дагестанское региональное общественное учреждение «Адабият» («Культура») поможет засеять ниву культуры зернами разумности и справедливости.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам