Саид АМИРОВ: «Махачкала – экономический локомотив Дагестана»

– Саид Джапарович, население Махачкалы за последние 20 лет удвоилось и превысило 700 тысяч человек. В связи с этим возникает вопрос: как городская инфраструктура справляется с возросшими потребностями горожан?
– Я возглавил Администрацию города в 1998 году. Как вы понимаете, за 90-е годы инфраструктура не развивалась; ничего нового не строилось и мало что ремонтировалось, а население города быстро росло.
При этом многие дагестанцы уезжали в город в надежде найти работу. Быстро разрастался частный сектор, люди застраивали пустующие участки. Поэтому нагрузка на инфраструктуру быстро росла.
Своим безусловным приоритетом в деятельности Администрации г. Махачкалы я считал развитие коммунальной инфраструктуры.
Сегодня для сравнения скажу, что Махачкала обеспечена основными ресурсами: водой, газом, светом, канализацией, электроэнергией и пр. из расчета на 1 миллион человек. В частности, мы коренным образом модернизировали городское электрохозяйство. Подвели к Махачкале новые водоводы, построили новое водохранилище и модернизировали два существующих. Построили вторую очередь очистных сооружений канализации и начали строительство третьей очереди. Ведем строительство уникального подземного самотечного железобетонного коллектора к очистным сооружениям канализации.
Вы сами понимаете, какой огромный объем работы пришлось для этого провести. Это потребовало огромных затрат и усилий большого числа людей – как служащих Администрации города, так и работников муниципальных предприятий и подрядчиков.
В последние 20 лет ни один другой город в России не испытывал такой мощной демографической нагрузки. Но при этом вряд ли другой город России может похвастаться таким «запасом прочности».
– В столице Дагестана, несмотря на постоянный рост, нет ни одного мусороперерабатывающего завода. С чем это связано? Как городские власти решают проблему отходов?
– За два десятка лет Махачкала из заштатного областного центра превратилась в один из крупных городов России. Мы ожидаем, что в ближайшее время население города превысит один миллион человек.
Естественно, что в советские годы для небольшого областного центра строительство мусороперерабатывающего предприятия не предусматривалось.
Построить его самим нам долгое время мешала не совсем справедливая система распределения средств через бюджет республики. Эта система сложилась в прошлом и только сейчас начинает меняться.
Ряд городских проблем власти Махачкалы пытаются решать путем государственно-частного партнерства. Такой подход выбран и для создания мусороперерабатывающего завода.
Практическая реализация проекта по строительству завода возложена на подрядчика – ОАО «Мадала».
Специалисты уже подготовили всю необходимую документацию. Требования города довольно жесткие: в связи с малоземельем и ограниченностью площадей под полигон для захоронения ТБО новый завод должен обеспечить глубокую переработку мусора. Такого завода в России пока никто не строил.
Махачкала и ОАО «Мадала» получили более десятка предложений от различных иностранных компаний, специализирующихся на поставках технологического оборудования по переработке отходов.
Сейчас идут коммерческие переговоры с поставщиками оборудования и частными инвесторами. Надеемся, этот вопрос в ближайшее время будет решен.
– Правда ли, что Махачкала испытывает острый дефицит в социальных объектах, особенно детских садах, роддомах, больницах? Как власти города намерены решать эту проблему?
– Действительно, такая проблема существует.
Сегодня по существующим нормативам городу нужно вдвое больше социальных объектов: больниц, школ, детских садов, роддомов, женских консультаций, поликлиник и т.д. Но у города нет средств для самостоятельного решения этой проблемы. Здесь мы рассчитываем на помощь республики и федерального центра.
Пока же мы делаем то, что можем, своими силами. В детских садах и школах увеличивается число групп и мест. Расширяются медицинские учреждения. На базе 1-й городской больницы строятся центры специализированной медицинской помощи. За последние годы мы своими силами построили и ввели в эксплуатацию несколько поликлиник, школ и детских садов. Но этого, к сожалению, недостаточно.
Дагестан в целом дотационный регион. Однако Махачкала является донором и республиканского, и федерального бюджета. В 2011 году во все уровни бюджета по Махачкале собрано 15,6 миллиарда рублей налогов, в том числе в федеральный бюджет – более 1,8 миллиарда рублей, во внебюджетные фонды РФ – 5 миллиардов рублей, в консолидированный бюджет республики – 6,5 миллиарда рублей. В муниципальный бюджет поступило около 2,2 миллиарда рублей собственных доходов. В городе собирается примерно две трети всех налогов республики. Однако почти все деньги уходят из Махачкалы.
В итоге, к примеру, бюджет сопоставимого с Махачкалой по численности населения города Краснодара несопоставимо больше нашего бюджета.
Мы обратились к президенту республики с просьбой, чтобы один миллиард рублей из 6,5 миллиарда рублей, которые из города поступают в республиканский бюджет, возвращался в городской бюджет.
– В сентябре прошлого года в пригороде Махачкалы началось строительство крупного инвестиционного проекта – города-спутника «Лазурный берег». На какой стадии сейчас проект?
– На нынешнем этапе важнейшая для нас задача – согласование проекта и прохождение государственной экспертизы.
В прошлом году был построен и введен в эксплуатацию городок строителей. Там будет жить примерно тысяча специалистов и рабочих.
Была проведена большая работа по подъему грунта, поскольку будущий город находится на берегу моря. В среднем грунт необходимо поднять почти на пять метров.
В настоящее время также ведутся работы по подведению инфраструктуры к будущему городу.
Ведем переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе с частными лицами; ведем переговоры и с подрядчиками.
– Как в целом городские власти работают в направлении привлечения инвестиций? С какими трудностями сталкиваетесь в этой работе? Какие инвестпроекты еще планируют реализовать городские власти в ближайшее время?
– Махачкала – экономический локомотив Дагестана, самый привлекательный для инвестиций город.
У нас практически нет безработицы. Более того, Махачкала ежедневно дает работу десяткам тысяч дагестанцев из прилегающих районов и других городов. В Махачкалу приезжают в поисках работы сотни, может тысячи людей из ближнего и дальнего зарубежья: Азербайджана, Вьетнама, Китая, Таджикистана…
Частными инвесторами в Махачкале построены тысячи объектов: многоэтажные жилые дома и целые микрорайоны, супермаркеты, развлекательные центры, дома отдыха, гостиницы, частные цеха, заправки, медицинские учреждения.
Частные инвесторы вложили миллионы рублей в благоустройство муниципальных территорий, прилегающих к своим собственным объектам, в том числе в озеленение.
Проблем с привлечением инвестиций, с инвесторами у нас нет. Мы по возможности стараемся поддерживать инвесторов.
«Узким местом» считаем недостаток тех, кто хотел бы вложить деньги в строительство крупных производств.
Главным здесь является гарантия безопасности инвестициям. Этим вопросом мы совместно с федеральными правоохранительными органами занимаемся постоянно.
– Власти Дагестана говорят о развитии туризма в республике. Махачкала как столица должна первой двигаться в этом направлении. Что в Махачкале делается в этом направлении? Есть ли места, где можно отдохнуть?
– Повторюсь, в Махачкале с помощью частных инвесторов в последнее время были построены несколько тысяч ресторанов, кафе, баз отдыха, гостиниц и иных объектов. А за последний год сдан в эксплуатацию реконструированный санаторий «Талги» с уникальным сероводородным источником – некогда жемчужина Дагестанской медицины. В Махачкале начал работу женский пляж «Горянка» – единственный женский пляж для купания. Построен большой оздоровительный центр «Одиссей».
В городе есть где отдохнуть, есть на что посмотреть. К примеру, мы построили парк развлечений в экологически чистом районе столицы – у озера Ак-Гель, и работы по его расширению продолжаются. В 2011 году там введен в строй самый высокий на Северном Кавказе комплекс фонтанов. Парк «Ак-Гель» становится излюбленным местом отдыха горожан.
– Сейчас очень много говорится о строительстве в Махачкале. Идет ли изменение облика столицы по единому архитектурному плану?
– Действительно, темпы строительства в Махачкале чрезвычайно высоки.
Для примера скажу, что в городе одновременно строится несколько сотен многоэтажных жилых домов – от 9 этажей и выше.
Естественно, что работы ведутся в соответствии с утвержденным архитектурным планом.
– В рамках программы «Город нашей общей заботы» в 2011 г. в Махачкале было посажено свыше 17 тысяч деревьев, однако город, по мнению некоторых, все еще выглядит «серым». Продолжат ли власти работы по озеленению города?
– Не соглашусь с тем, что Махачкала выглядит «серым», бетонным городом. Действительно, есть районы, где зелени мало. Но такие районы есть в любом городе мира. В центре любого города земля слишком дефицитна и дорога, чтобы разбивать новые парки. Но мы продолжаем работы по озеленению и благоустройству города. Убежден, Махачкала будет одним из самых красивых, благоустроенных, зеленых городов России. Каждый год осенью и весной производится посадка деревьев, кустарников, цветов. Озеленение города продолжается. Конечная цель Администрации города – добиться того, чтобы Махачкала стала самым благоустроенным, самым зеленым, уютным и удобным городом на побережье Каспия.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам