Таты – исторический этнос Кавказа

В последнее время в периодической печати опубликовано немало статей, посвященных различным вопросам истории и культуры татов.
Со статьями выступают не только специалисты, но и те, кто не имеет никакого отношения не только к науке, но и к затрагиваемым вопросам в целом. А между тем период плюрализма мнений – это не время вседозволенности, когда каждый думает, что он может что угодно говорить и о чем угодно писать. И в периодической печати сейчас нередко печатают что попало по тому или иному вопросу, не советуясь со специалистами. Это уже другая крайность. Мы не имеем права отрицать то, что было достигнуто наукой до перестроечного периода.
В современной историографии появляются «новые» концепции, в своей сущности не содержащие принципиально нового, а являющиеся всего лишь новым изданием ошибочных идей, выдвинутых еще авторами досоветского периода.
Подобный подход имеет место и при освещении проблем, связанных с татским этносом. Я не раз выступал на конференциях, на страницах печати об истории, происхождении, самоназвании татского этноса. И еще в очередной раз хочу убедительно подтвердить, как бы это ни было обидно некоторым лжеученым и лжепатриотам этого народа, что таты — один из древних этносов Кавказа иранского происхождения. Дагестанское население издавна контактировало с иранским миром. Еще в начале I тысячелетия до н.э. киммерийцы, затем скифы и сарматы длительное время обитали в Дагестане, затем совершали походы в Закавказье и Переднюю Азию. А в раннем средневековье южнее Дербента, на прикаспийской территории Дагестана, возникло владение ираноязычного племени, под названием маскат (маскут).
В III в. н.э. сасанидский Иран укрепился в районе Дербентского прохода, затем, в правление Иездигерда II (439-457 гг.), здесь были возведены фортификационные сооружения. В середине VI в. на их основе возникала грандиозная система оборонительных сооружений, возведенных из камня.
Чтобы укрепить свои позиции в Азербайджане и Дагестане, сасанидские правители переселили иранцев в район Дербента. Потомками этих переселенцев, как пишет известный знаток истории Кавказа XIX в.
А.-К.А. Бакиханов, являются жители селений Джалган, Рукель, Камах, Мугарты, Зидьян, Гимейди, Митаги и Бильгади, известные под названием «таты».
А.В. Комаров в работе «Народонаселение Дагестанской области», говоря о татах, пишет, что их язык уже в 70-е годы
XIX в. начал заменяться тюрко-азербайджанским.
В царской России татам иудейского вероисповедания дали название «горские евреи» по аналогии с так называемыми европейскими евреями, что не соответствовало ни происхождению их, ни даже самоназванию. С этим названием согласен И. Семенов. Касаясь вопроса о названиях и самоназваниях горских евреев, в своей работе «О происхождении горских евреев» он пишет: «В
XIX веке, после завоевания Кавказа Россией, официальные власти стали применять в отношении восточно-кавказских евреев эпитет «горские». С тех пор словосочетание «горские евреи» вошло и в русскую исследовательскую литературу».
Разве с названием «горские евреи», данным представителями царской власти целой исторической народности, можно согласиться? Разве это соответствует действительности? Ведь имя этноса – это выражение прежде всего того, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.
Профессор Н.А. Анисимов, автор первой татской грамматики, еще в 1932 г. писал, что предки всех татов являются единым народом, несмотря на разные вероисповедания.
На самом же деле «горский еврей» («дагджууд») – это не название народности, а кличка, утверждающая, что они горские жители. Несколько лет назад отдельные представители татского этноса, считавшие себя «горскими евреями», хотели доказать существование горско-еврейского языка, но в силу отсутствия аргументов их надуманные предположения, а именно таковыми они и были, с позором рухнули. Вероисповедание еврейского народа определяется словом иудей (иудаизм). Беда в том, что в силу своей некомпетентности и неинтеллектуальности многие спутали научные, философские и религиозные понятия. А может, и из политических соображений. Над этим тоже надо сегодня задуматься.
Хочу еще раз подчеркнуть, что слово «еврей» не самоназвание национальности, а понятие вероисповедания. Так, уже старые люди вместо того, чтобы сказать «мы иудеи», говорили и говорят «мы евреи, а точнее и вернее – «ишу джуурим». Горские евреи – это кличка татов, живущих в горной местности.
Дагджууд – горец-иудей, житель гор, исповедующий иудаизм. Так татов называли соседние народы. Так считали и считают специалисты, знатоки истории татского народа В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.А. Токарев, П. Семенов, И. Анисимов, Я. Агарунов, P.M. Магомедов, Х.Д. Авшалумов, И.М. Дьяконов, М. Бахшиев, И.Ю. Мататов, Ф.М. Бахшиев, Л. X. Авшалумова и др.
Если говорить о татском этносе, то, имея единый язык и социально-экономический уклад жизни, они в прошлом приняли и исповедуют три мировые религии: иудаизм, ислам, христианство. У татов с евреями-ашкенази нет ничего общего, кроме религии, религиозной атрибутики и религиозных праздников. Язык евреев (ашкенази) – идиш и иврит, а таты говорят на татском диалекте иранского (персидского) языка – фарси. У татов свои обычаи, традиции, ритуалы, свой уклад, менталитет. Даже в религии имеются расхождения. В частности, пожилые люди молельный дом никогда не называли синагогой; у них свое слово – нумаз. Пасху называют нисому, хрустящие хлебцы – не маца, а гогол.
В статье, посвященной истории создания татской литературы, ветеран татской культуры Я.М. Агарунов писал: «На Кавказе живут таты-иудеи, таты-мусульмане и таты-армяне. У них разные религии, но язык и быт общие. Они веками говорят между собой на татском языке. Правда, есть отличия в диалектах».
Тот факт, что таты и так называемые «горские евреи» – один народ, подтверждается и антропологическими материалами. Так, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи.
Территория, занимаемая татами, не представляла собой единого массива. Этноним «тат» на протяжении веков неоднократно менял свое содержание. Наиболее раннее его упоминание встречается в одной из нескольких монументальных надписей древнеперсидских царей из династии Ахеменидов (надпись относится приблизительно к V веку до н.э.). Там термин «тат» обозначает одно из древнеиранских племен».
В раннем средневековье слова «тат» и «таджик» считались однокоренными и близкими по смыслу, означая ираноязычное население Среднего и Ближнего Востока.
На протяжении многих веков история татов развивалась в русле истории дагестанских и других кавказских народов. Начиная с раннего средневековья переселившиеся таты несли с собой на Кавказ, в том числе и в Дагестан, свой духовный опыт, закрепившийся в памяти народа. Этот психодуховный опыт таты передавали из поколения в поколение.
Татский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков и составляет наречие новоперсидского языка. Все это нашло отражение в разделе «Татский язык», опубликованном в коллективном труде «Основы иранского языкознания» Во всяком случае, относить татов к так называемым европейским евреям (ашкенази), с которыми они не имеют ни общего языка, ни культуры, ни традиций и обычаев и не родственны по происхождению, нет оснований.
Постоянное общение с дагестанскими народами наложило отпечаток на жизнь татов, на их мировоззрение. Разделяя исторические судьбы народов Дагестана, восприняв большинство признаков духовной и материальной культуры дагестанских горцев, таты считаются одной из народностей Дагестана.
В постсоветский период отдельные лица пытаются изменить этническое название татов. Так, по мнению И.Г. Семенова, «наблюдавшийся во второй половине XIX – начале ХХ века взрыв интереса к истории и культуре горских евреев в советский период сменился чрезмерной политизацией вопроса об их этнической идентичности, что в конечном счете привело к так называемой татизации».
В чем же суть так называемой «татизации»? В том, по всей видимости, как считает вышеназванный автор, что таты (иудейского вероисповедания) в какой-то период активно стали менять в паспортах старое наименование «горские евреи» на «таты».
У народа должно быть название: аварцы, даргинцы и т.д. Это бесспорно. Уже в 20-30-е годы вопрос о наименовании народа обсуждался на Всесоюзном совещании работников татской культуры в Москве, во всесоюзном журнале «Просвещение национальностей» в статье «Власть Советов и таты (горские евреи)» и т.п. По инициативе представителей татской интеллигенции старшего поколения в 20-30-е годы XX в. Н. Анисимова, Е. Мататова, А. Бинаева, И. Беньяминова, Р. Разилова, А. Агарунова и многих других при одобрении и руководства республики и Научно-исследовательского института истории языка и литературы Дагестана этот вопрос был вынесен на Вседагестанский съезд Советов. Съезд принял решение записать в Конституцию республики наименование данного народа «таты», которое относилось бы ко всем группам населения с единым этносом и татским языком независимо от их религиозной принадлежности. Это положение было и в принятых позже Конституциях Республики Дагестан, запись в паспортах осуществлялась по волеизъявлению граждан данной национальности. Одни уже тогда стали записывать себя татами, другие по религиозному признаку – горскими евреями.
Во-первых, как выше отмечено, такой народности как «горские евреи» не существует – это кличка татов, проживавших в горах. Еще в 60-е годы XX века один из представителей интеллигенции татского народа из Дербента писал, что он согласится с прозвищем «горский еврей», если его убедят на фактах, что на земле проживают еще и такие народности, как степные евреи, приморские евреи, лесные евреи, полевые евреи и т.п.
Во-вторых, татизация этноса произошла не в советский период, таты известны истории тысячелетиями. Многие исследователи досоветского периода А.-К.А. Бакиханов, И.Ш. Анисимов и др. считали татов одним из древних этносов Кавказа. Так, И.Ш. Анисимов на основе разнообразных материалов пришел к выводу о том, что горские евреи – потомки татов. И. Семенов безуспешно пытается опровергать это. В книге «Таты – самобытная народность Кавказа» говорится: «Что касается мнения, будто ассимиляция евреев в татов-иудеев могла произойти позднее, когда они жили на Восточном Кавказе, то и оно не имеет под собой научной базы».
Известный публицист, ветеран труда, сын видного государственного и общественного деятеля Е. Мататова Михаил Мататов выступил с большой статьей на страницах «Экономической газеты». Называется она «ВААД (Федерация еврейских организаций и общин России) приватизирует татский народ» (№34, август 2001 г.).
Если проблему этнонимов можно было бы решать таким образом, как «деятели» ВААДа, то очень легко лишить каждый народ собственного имени. «Используя деньги еврейских толстосумов, – говорится в статье, – ВААДовцы и подобные им организации издают книги, брошюры, газеты, в которых грубо искажают историю и взаимоотношения татов с горцами других вероисповеданий».
Прав профессор ДГУ А. Абдусаламов, который пишет: «Что же касается «нового этнонима, то назвать татов «горскими евреями» все равно, что назвать кумыков «равнинниками», «степняками», представителей автохтонных этносов Дагестана – одним словом «тавлу» (горцы), чеченцев – «мичихич» (МД №29, 19 июля 2002 г.,с.8).
Татов в Дагестане считают своим историческим народом. Они получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью. Таты, как и другие народы, создали оригинальные в своем роде и однотипные с фольклорными произведениями народов Дагестана, Азербайджана, ираноязычных стран творения устной литературы. Написаны труды, посвященные татской литературе, изучению татского литературного языка, завершена работа над татско-русским словарем.
На татском языке издавался альманах «Ватан Советиму», издаются газета «Ватан» («Родина»), учебники, художественная и научно-публицистическая литература, ведутся республиканские радио- и телепередачи и т.д. В Дербентском педагогическом училище было открыто отделение татского языка и литературы.
Для меня таты – наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами в Дагестане. Как историка меня давно интересует татский вопрос.
В 1997 г. мной была издана книга «Загадки этнонимов Дагестана», в которой достаточное место отведено и татскому этносу.
Согласно заключению Института этнографии АН СССР горские евреи «образовались из татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар, и не имеют прямой связи с евреями Палестины». Далее в нем говорится, что «все группы населения Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР с татским языком, независимо от их религиозной принадлежности, следует считать единой татской народностью (Заключение Института этнографии АН СССР от 1 февраля 1979 г.)»
Таты уже давно трансформировались в местное население Кавказа. Дальнейшее изучение темы о татах позволит еще глубже и объемнее понять их прошлое, верования и этнопсихологию, т.е. все то, что способствует восприятию татов как неповторимого, уникального, как и любой другой народ, этноса Кавказа.
Но вот что меня сегодня удивляет и возмущает: откуда и от кого пошла эта татофобия? Ведь любой здравомыслящий человек, не говоря уже об ученых и подвизавшихся в науке людях, видят, какая малая доля татского населения осталась в Дагестане. И вместо того чтобы защитить самоназвание этого этноса и уберечь его от полного исчезновения с карты республики, которая гордится и кичится толерантностью, или, как говорят на языке народов Дагестана, «сабуром», (кстати это слово есть и в языке татов), некоторые лжеученые и лжепатриоты не унимаются.
А потому здравомыслящим ученым еще раз хочу напомнить слова писателя Фазиля Искандера: «Богу угоден каждый узор на ковре народов». Вчитайтесь и вникните в глубину этой мысли.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан в топ-7 российских регионов для хайкинга

Республика Дагестан попала в топ-7 регионов Российской Федерации для занятий хайкингом и трекингом. Об этом рассказал сервис туту.ру. Если вы планируете пеший...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...
spot_imgspot_img

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам