На большом воздушном шаре…

Инженер-строитель по специальности в доперестроечное время работал по специальности. Поняв, что так семью не поддержишь, ушел в малый бизнес. Степенная взрослая жизнь… Казалось бы, откуда в ней место подзабытым детским мечтам. Разве есть время оглянуться назад и вспомнить, что там было несколько десятков лет назад?
Но, бывая в Москве, он не раз наблюдал полеты воздушных шаров, и нет-нет в голове проносилась мысль: а когда же я полечу? Идея совершить небольшое путешествие на воздушном шаре прочно обосновалась в сознании. И такой случай представился. Обдумывая, как привлечь внимание клиентов к свадебному салону, открытому в Кизляре его супругой, он как будто нашелся: почему бы не сделать это с помощью воздушного шара. Затея показалась ему чрезвычайно заманчивой. Финансовая сторона вопроса, конечно, немного смущала, покупка воздушного шара – достаточно дорогое удовольствие. Но и отказаться от этой мысли он не мог. Мысленно уже представлял себе парение на воздушном шаре, обзор городских просторов с высоты птичьего полета. Близкие поддержали его, без них это было бы сложно сделать, признается он. И, казалось бы, чего проще – купил шар и пользуйся им на здоровье, но оказалось, что это лишь полдела – надо научиться им управлять. Для этого Ибрагимхалилов прошел специальные курсы в аэроклубе
г. Дмитрова Московской области, причем курсы вел Сергей Баженов – личность широко известная в кругах аэроплавателей. И главный вопрос, которым задавался Камалутин Ибрагимхалилов, – сможет ли он сам сесть в аэростат с тем, чтобы совершить полет, – в процессе обучения решился сам собой.
Первый свой полет в Дагестане Камалутин Маммаевич совершил в родном Кизляре. Это случилось 30 апреля текущего года, причем первыми пассажирами аэростата согласились стать мать, дочь и племянница. После полета все были в невероятном восторге. Интересно, что мать не испугалась составить сыну компанию, объяснив свое решение очень просто: что с моим сыном, пусть и со мной случится. Летать ей очень понравилось, она не прочь еще раз подняться в воздух. Кстати, видео этого полета можно посмотреть в ютубе, задав «воздушный шар в Дагестане», можно самому полюбоваться и восхититься этим поистине красивым зрелищем.

И это еще не предел
Приобрев аэростат, родные Камалутина задумались над тем, что неплохо было бы объединить вокруг «воздушного» проекта таких же любителей воздушной стихии – с этой целью решили создать аэроклуб «Орлан». Причем отважившиеся совершить полет будут получать свидетельства – своеобразные дипломы от аэроклуба.
На своем воздушном шаре Камалутин Маммаевич имеет право подниматься в воздух на территории всего Дагестана. Но есть нюанс, который нельзя обойти стороной. Для совершения полетов требуется разрешение муниципалитета, на территории которого планируется поднять воздушное судно, и, кроме того, согласование с органами внутренних дел. То есть использовать воздушное пространство без спросу не получится. И еще один не менее важный момент. Это погодные условия. Прежде чем совершить полет, необходимо заручиться хорошим прогнозом от «небесной канцелярии».
– На разных высотах – разные направления ветра. И меняя высоту, можно изменить направление полета. Можно полететь и, поднявшись выше, вернуться на исходную точку, – поясняет он.
Все эти знания Камалутину Ибрагимхалилову не пришли сами собой. Вместе с наставником они принимали участие в шестнадцатом ежегодном Международнм фестивале воздушных шаров.
Оказывается, полеты на воздушных шарах – это целая культура. Вот почему и фестивали проводятся, где такие же, как и Камалутин Маммаевич, увлеченные небом люди демонстрируют свое мастерство полетов на воздушном судне. Существует около 25 упражнений, которые предполагают определенные навыки управления воздушным шаром. Например, «вальс сомнений» – пилоту задаются три точки на карте: надо, взлетев с исходной точки, не сбиваясь с курса, долететь до двух других. Другое упражнение «локоть» – долетев до обозначенной точки, надо направить аэростат назад, максимально сжав угол возврата. Для этого, долетев до означенной точки, надо резко поднять судно вверх, и струи воздуха помогут отнести аэростат назад. Кто верно угадал направление воздушных струй, тот и выиграл.
И все же, насколько опасны полеты на воздушном шаре? Мне, как человеку, привыкшему ощущать твердую почву под ногами, любопытно было это узнать.
«Под опасностью подразумевается возможность возникновения каких-то непредвиденных ситуаций», – говорит Ибрагимхалилов. И поясняет: из всех категорий воздушных судов аэростат считается самым безопасным. А все потому, что, если даже горючее закончится, шар сам по себе выполнит функцию парашюта и совершит посадку со скоростью парашютиста. Теоретически шар может развивать скорость до 550 км в час. Но это очень редкий случай и не для наших мест. А в основном шар идет на скорости 15-20 км в час. Это даже ниже средней скорости автомобиля.
Для полетов применяются свойства нагретого воздуха, который при нагревании расширяется и вытесняет холодный из-под купола. Средний вес воздушной конструкции достигает 975 кг. Грузоподъемность меняется в зависимости от температуры окружающей среды. В корзину помещается до 4 пассажиров, и вес корзины рассчитывается согласно руководству летной эксплуатации. При температуре воздуха 30 градусов в полет можно взять людей общим вестом около 200 кг.
Сам аэростат представляет собой лавсановый шар, пропитанный силиконом. Нижняя часть оболочки, называемая «юбкой», изготовлена из огнеупорной ткани. Кроме этого есть тканевый воздухозабор, также из огнеупорной ткани. Корзина изготовлена из ивовой лозы. Это единственная часть воздушного судна, которая не претерпела изменений со времени изготовления шаров, которое относится к средним векам. Пробовали пластмассу и алюминий, но бесполезно – пластмасса ломается, алюминий при ударе о землю, сплющивается. А корзина из ротанга очень прочная, претерпевает любые механические воздействия извне.
Расспрашивая Камалутина Маммаевича обо всех деталях, все же не могу удержаться, чтобы не поинтересоваться: когда он решился совершить полет?
– На тот момент мне было 50. – Да, друзья говорили мне: в твоем-то возрасте… А я им отвечал: вы постарели, ко мне не подходите, – шутит он. – Я считаю, что пока могу шагать по этой земле, я должен быть в постоянном поиске. И это еще не предел…
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям

МегаФон расширил возможности голосового помощника Елена, которому доверено общение с клиентами компании. В результате замены речевых технологий на решение...

Махачкалинцев призвали бережно относиться к благоустроенным территориям и общественному имуществу

В мэрию столицы Дагестана поступил сигнал о том, что недобросовестные местные жители занимаются уничтожением зеленых насаждений, срывают цветы, нанося...

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

Вчера, под руководством Главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом градоначальник...

Больше половины махачкалинцев не хочет менять свою профессию

Сервис по поиску работы SuperJob провел опрос среди трудоустроенных жителей столицы Дагестаны, которых спросили хотели бы они сменить свою сферу...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявили абонентов, незаконно потреблявших электричество

Бригадами ПАО «Россети Северный Кавказ» был усилен комплекс мер по выявлению абонентов, которые потребляют электричество без заключения договора. Об...

20 новых социальных объектов откроют в горной зоне Дагестана в этом году

Как сообщил премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов, в 2024 году предусматривается финансирование строительства 35 социально значимых объектов с суммарным объемом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам