Город, в котором мы учились

У каждого города свое лицо и своя душа. У Махачкалы они тоже свои – особенные. Его не спутаешь ни с каким другим. В нем много национальных и географических отличий, и, возможно, поэтому русские учителя, преподаватели, приезжавшие сюда в разные годы, влюблялись в нашу республику, в неповторимую атмосферу, овеянную романтикой гор и морской стихией, этническим многообразием, своеобразным колоритом, комфортом. И знания, которые они давали дагестанцам, попадая на благодатную почву, способствовали в последующем появлению хороших специалистов различных профилей, нужных и востребованных городом и республикой. Конечно, образовательная среда столицы не была столь насыщенной, как в наши дни, когда строительство образовательных учреждений не поспевает за демографическим ростом населения Махачкалы. А вот что происходило в образовательной среде столицы Дагестана почти век тому назад?
Из памятной записки основателей и попечителей Петровской начальной школы о 25-летии ее существования от 24 августа 1895 года можно узнать, что «27 августа 1870 г. в г. Петровск-Кавказском… была открыта так давно нетерпеливо ожидаемая Петровская первоначальная школа».
Первоначально число учащихся составляло 60 мальчиков разных сословий. В октябре 1872 года были открыты классы и для девочек, и с этого времени школа становится общей. Позднее, в 1879 году, при школе было открыто ремесленное отделение. Это означает, что в учебном заведении большое внимание уделялось не только образованию, но и возможности в последующем трудоустроиться. В записке выясняется, что, несмотря на хорошие результаты, само существование школы поставлено под угрозу, и это потому, что «полицмейстер г. Петровска ныне усиленно хлопочет, чтобы отпускаемые школе
400 руб. от города отпускались церковной школе, городскую же …. закрыть…». Такое положение дел огорчило попечителей этого учебного заведения, «положивших немало энергии и труда». Они обращаются к Превосходительному лицу с просьбой «произвести единовременную затрату на весьма необходимый ремонт своего помещения, некоторые части которого пришли в совершенную негодность…».
Из журнала Дагестанского областного по городским делам присутствия №22 об открытии петровской прогимназии следует, что «открытие в Петровске прогимназии разрешено». Предполагалось открытие классической мужской прогимназии в количестве четерых классов. Правда, в письме имелась оговорка, что, «если же ходатайство это не будет уважено высшим начальством, то отложить открытие до будущего 1906 года и уже в смету 1906 года внести требуемый расход».
Документы вековой давности, а в них те же проблемы, что и в дни сегодняшные. Только стиль изложения иной…
Проходит без малого тридцать лет, и вот уже живут дагестанцы в постреволюционную cоветскую эпоху, когда всеобуч требует сажать за парты людей разных возрастов и социального положения. Стране нужны грамотные, образованные люди, специалисты, которые будут работать на заводах и фабриках, поднимать промышленность и сельское хозяйство. Нужен научный потенциал, способный двигать технический прогресс, опережая другие государства. Декрет Дагестанского Ревкома о создании Дагестанской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности от 26 августа 1921 года гласил: «В целях срочной ликвидации неграмотности среди взрослого населения страны и юношества ДАССР в возрасте от 15 до 50 лет при Главполитпросвете учреждается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности». В серьезности происходящего сомневаться не приходится, ведь, как указано в том же Декрете, вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности, имеют обязательный характер и виновные в их неисполнении и уклоняющиеся от обучения привлекаются к уголовной ответственности».
По Махачкалинскому округу, как говорится в Декрете, работа по внешкольному образованию тормозилась отсутствием специалистов. А все потому, что организаторы встречаются с фактами нежелания некоторой части интеллигенции идти на эту работу. Поэтому приходилось иногда привлекать к процессу чуть ли не первого встречного. Среди работников просвещения, донельзя перегруженных работой, вместо порыва к самопожертвованию, нарастают моральное опустошение и нарушение норм правопорядка. Но уже в то время становится ясно, что учителей надо всячески поддерживать, в частности, в этом же документе среди предложений отмечается необходимость «обеспечить учительство материально и защитить его жилищные права, обеспечить школы деньгами, детей школ и детских домов – одеждой, обувью, продуктами и учебными пособиями».
Вопрос ликбеза стоял очень остро. Чтобы выстраивать социально-экономическую структуру города, требовались грамотные специалисты. Махачкале нужно было их растить на местах. Поэтому на предприятиях и фабриках проводились совещания, где обсуждались темпы и результативность борьбы с неграмотностью. Проводился своеобразный мониторинг текущих дел. Так, на фабрике им. III Интернационала силами культармейцев был произведен точный учет работающих, который выявил 414 человек, из которых неграмотных было 231 человек и малограмотных 183. Но, как следует из протокола, «тормозом в работе была текучесть кадров».
Нехватка специалистов разных отраслей требовала также ускорения организации работы высших учебных заведений. И представители дагестанской интеллигенции встречали подобного рода преобразования восторженными речами в духе времени. Из статьи Нахибашева, опубликованной в «Дагестанской правде» 12 мая 1932 года в связи с решением Правительства ДАССР об открытии Медицинского института в г. Махачкале, следует: «Прежний дореволюционный Дагестан, являвшийся забытой колонией Российской империи, жестко эксплуатируемый царскими чиновниками, имел всего 30-40 врачей». Далее говорится о достижениях и большой потребности в подготовленных медицинских кадрах.
Итак, в конце 20-х и 30-х годов прошлого столетия в Махачкале начали работу техникумы и вузы. И судя по тому, что одними из первых заработали медицинский, сельскохозяйственный и педагогический институты, становится очевидным, какие специалисты были востребованы в те нелегкие годы. Дагестанский государственный университет был создан на базе Дагестанского педагогического института в 1957 году. Всего за 10 лет своего существования университет под руководством ректора А.А. Абилова достигает больших успехов. В одной из отчетных, юбилейных, статей показаны результаты, которых удалось добиться ДГУ за десять лет существования: расширился профессорско-педагогический состав, выпущено 500 специалистов, в том числе 100 инженеров-строителей, технологов для консервной промышленности и радиоконструкторов; кафедры инженерных факультетов, ученые стали активнее участвовать в хоздоговорной научно-исследовательской работе по заявкам промышленных предприятий, а также в строительстве организаций предприятий.
Образовательная система города развивалась на потребу государства, выпуская востребованных специалистов. Сегодня несколько иная ситуация – ориентиры сместились в пользу выбора человека: он сам решает, на какой факультет ему поступить, а вузы на спрос выдвигают свои предложения… Иные времена, иные нравы, и специальности нынче в почете иные. Город дает возможность своим выпускникам получать качественное образование, не выезжая за пределы республики. Поэтому в учебное время Махачкала становится местом притяжения студенческой молодежи со всех концов республики, а также из разных российских регионов и зарубежных стран, решивших получить образование именно в Дагестане.
Празднуя свой 155-летний юбилей, Махачкала говорит спасибо тем, кто когда-то жил и учился в этом городе, строил и создавал его, вкладывая свои умственные, духовные и физические силы в его становление.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам