Петровск – современная Махачкала – как и другие города Северного Кавказа, возник как русское военное укрепление. В 1844 г. на месте нынешней Махачкалы было заложено военное укрепление, названное Петровским в честь пребывания в этих местах в 1722 г. русского царя Петра I. По преданию на месте укрепления был лагерь императора. Укрепление представляло собой крепость из дикого камня, с башнями по углам и высокими стенами. Крепость строили греческие мастера и войска, стоявшие лагерем около стройки.
Шла Кавказская война, и в укрепление Петровское морем из Астрахани поступали продовольствие и снаряжение для царской армии.
За два года до окончания войны – 24 октября 1857 г. – император Александр подписал указ об учреждении портового города Петровск. По Положению об управлении портового города Петровска «здесь могли поселяться жители торгового и промышленного класса». Каждый житель города в течение трех лет должен был обзавестись прочной оседлостью, т.е. построить или купить дом, развести сад и огород, приносящие им доход.
Люди, переселившиеся в Петровск из других частей Российской империи, на 10 лет освобождались от уплаты государственных повинностей, их не брали в рекруты, т.е. в армию. Выгодное географическое положение, льготы горожанам способствовали динамичному развитию Петровска. Ко времени обретения статуса города в конце 50-х годов XIX в. его население составляло немногим более 2 тыс. человек. Для сравнения: в селениях Ахты было 5 600 чел., а в Губдене – 5 400 чел. К концу XIX в. оно достигло 10 тыс. человек, а к 1914 г. – более 20 тыс. человек.
По этническому составу первоначально это был русский город, потом в нем появились армяне, горские евреи, персы, постепенно сюда переселялись дагестанцы, в основном кумыки из окрестных селений.
Петровск был промышленным центром Дагестанской области. Губернатор Вольский писал в 1912 г.: «Что касается рабочего класса, то таковой сосредоточен исключительно в Петровске, в порту и на железной дороге». В Петровске находились несколько десятков мелких промышленных предприятий: гвоздильный завод, завод минеральных вод, пивоваренный завод и т.д. В самом конце XIX в. – в 1899 г.
в городе была построена самая крупная на Северном Кавказе хлопчатобумажная фабрика «Каспийская мануфактура», на ней производили бязь из хлопка, привезенного из Средней Азии, и затем продавали ее в Иране. На «Каспийской мануфактуре» работало до 1000 рабочих.
Обращает на себя внимание тот факт, что в Петровске с самого начала женщин проживало меньше, чем мужчин. Так, в 1870 г. женщин было в 4 раза меньше, чем мужчин. Это объяснялось, на наш взгляд, характером работы, на которой были заняты горожане: на железной дороге, в морском порту, на рыбных промыслах, на текстильной фабрике и т.д., т.е. эта была «мужская работа». С годами разница уменьшилась, но все равно мужское население в Петровске преобладало.
Население Петровска росло в основном за счет русских крестьян, переселявшихся из других частей империи. В 1913 г. сельские сословия составляли 52 % населения Петровска, городские сословия, т.е. купцы и мещане, составляли 28 %, около 3 % составляли дворяне и 6,5 % военные сословия. Количество военных в Петровске неуклонно сокращалось (с 19 % в 1896 г. до 6,5 % в 1913 г.), что свидетельствует о превращении военного укрепления Петровское в торгово-промышленный город Петровск.
Город начал расти от крепости на горной гряде Анжи-арка на юг и на запад, строились дома, формировались улицы. В начале XX в. в Петровске было 15 улиц. Вот их названия: Барятинская (ул. Буйнакского), Инженерная (Ленина, Гамзатова), Садовая (Маркова – Даниялова), Соборная (Оскара), Персидская (Малыгина), Тюремная (Левина), Маячная и т.д. До наших дней сохранилось только название Маячной улицы.
Петровск играл важную роль в дореволюционном Дагестане. Здесь шло формирование рабочего класса из представителей коренного населения. Петровск был одним из направлений отходничества горцев. Здесь они работали на промышленных предприятиях, в ремесленных мастерских, работали каменщиками, прислугой, перевозили на арбах в горные районы грузы, поступавшие в порт и по железной дороге.
В Петровске горцы продавали сельскохозяйственную продукцию, ремесленные изделия и покупали фабрично-заводскую продукцию.
Петровск был островком капитализма в Дагестане. Здесь раздавались гудки пароходов и паровозов, непривычные для слуха горцев, больше привычных к стуку молотка ремесленника. Петровск, как и другие города Дагестанской области, способствовал интеграции народов Дагестана в экономическое и социокультурное пространство Российской империи.
Новый этап в развитии Махачкалы связан с советским периодом нашей истории.
14 мая 1921 г. Дагестанский революционный комитет издал приказ № 59 о переименовании города Петровска в Махачкалу, а 15 декабря 1923 г. Президиум ЦИК ДАССР объявил Махачкалу столицей Дагреспублики. Таким образом, в декабре следующего года исполняется 90 лет, как Махачкала стала столицей Дагестана.
В 20-30-е годы XX в. в Дагестане, в том числе в Махачкале, восстанавливали экономику, пострадавшую в период Гражданской войны, строили новые промышленные предприятия. Были восстановлены и расширены фабрика III Интернационала, бывшая «Каспийская мануфактура», гвоздильный завод, канатная фабрика, пиво-мыловаренный завод. В 1925 г. в Махачкале заработал нефтеперегонный завод «Красный пролетарий», в 1933 г. начал работу ремонтно-механический завод, которому в 1942 г. присвоили имя Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. В 20-30-е годы в Махачкале были построены мебельная фабрика, рыбоконсервный завод, была проведена реконструкция Махачкалинского порта.
Большое значение для улучшения водоснабжения города и его дальнейшего развития имело строительство в 1923–1925 гг. канала Сулак – Махачкала, получившего название канала им. Октябрьской революции (КОР).
Махачкала была не только промышленным, но и культурным центром Дагестана. В 1931 г. здесь открылся пединститут, в 1932 г. – медицинский и сельскохозяйственный институты. В 1924 г. был открыт научно-исследовательский институт, ставший базой научных исследований Дагестана, ныне это Дагестанский научный центр РАН. В 1924 г. в Махачкале был открыт Дагестанский государственный русский театр.
Поступательное развитие республики, в том числе и Махачкалы, было прервано вероломным нападением фашистской Германии.
Вечером 22 июня 1941 г. состоялся массовый митинг жителей Махачкалы, на котором они заявили о своей готовности выступить на защиту Родины и сокрушить врага. 26 октября 1941 г. был создан махачкалинский комитет обороны, мобилизовавший трудящихся на помощь фронту. Промышленность города в короткие сроки была перестроена на военный лад и стала выпускать продукцию для фронта. В промышленность вернулись рабочие-пенсионеры, к станкам встали женщины. Работники махачкалинского отделения железной дороги быстро и бесперебойно доставляли военные грузы на фронт, напряженно работал морской порт. Многие рабочие, работая сверхурочно, стали давать 300–400 % 10-сменного задания.
В Махачкале были размещены эвакуированные предприятия с Украины и из Ростовской области: заводы «Красный молот» и «Красный металлист».
Тысячи эвакуированных в первый период войны были приняты и трудоустроены в Махачкале на промышленных предприятиях и в учебных заведениях города.
В Махачкале размещались эвакогоспитали, где поправили здоровье более 10 тыс. раненых.
В планах гитлеровского командования городу Махачкале отводилось особое место. Он занимал важное стратегическое положение, являясь крупным портом на Каспийском море. Он был одним из основных оборонительных пунктов на подступах к Баку и базой снабжения Северокавказского и Закавказского фронтов, поэтому особое внимание было уделено укреплению обороны Махачкалы. В 1942 г. строительство оборонительных сооружений на махачкалинском участке велось на протяжении 21,5 км. Здесь трудилось много махачкалинцев, в том числе много женщин. Город превратился в сильно укрепленную крепость. Многие женщины, работавшие на махачкалинском участке, были награждены правительственными наградами.
В 1945 г. закончилась длительная кровопролитная война, махачкалинцы приступили к мирной жизни. Дагестан не подвергался фашистской оккупации, но все же понес большие потери в промышленном производстве, на треть сократились его объемы. После войны началась большая работа по реконструкции и расширению нефтедобывающей, пищевой, машиностроительной промышленности, в махачкалинском отделении железной дороги, в морском порту.
Большую роль в восстановлении экономики республики сыграла помощь Центра, который выделял необходимое оборудование, капиталовложения, направлял в Дагестан специалистов.
В 60-е годы в Махачкале были построены современные промышленные предприятия: «Дагэлектромаш», заводы Приборостроительный, Стекловолокно и Сепараторов и т.д. Их продукция пользовалась спросом в стране и за рубежом. Так, сварочные аппараты, изготовленные на заводе «Дагэлектромаш», использовались на
900 предприятиях в 13 союзных республиках и экспортировались в 25 стран, продукция завода им. М. Гаджиева – в 40 стран.
В первой половине 60-х годов начал работать Махачкалинский домостроительный комбинат. Строительство жилья в городе было поставлено на промышленную основу. Толчок к ускоренному развитию строительной индустрии дало землетрясение 1970 г. Если с 1959 по 1970 г. в Махачкале было введено в строй 470 кв. метров жилья, то за 3 года после землетрясения – около 700 тыс. кв. м, т.е. в 1,5 раза больше, чем за 11 лет.
В 70-е годы в Махачкале вступили в строй судоремонтный, керамзитовый заводы, завод железобетонных изделий.
В 80-е годы в промышленности Махачкалы, как и Дагестана в целом, нарастали трудности, наметился спад производства.
Третий этап в развитии нашего города – это постсоветский период: с 90-х годов до наших дней. 90-е годы были тяжелыми для страны, для нашего города. Экономический кризис, лимитированная продажа продуктов питания по карточкам, задержки с выплатой зарплаты, развал промышленности. Город находился в плачевном состоянии: испорченные дороги, застроенные тротуары, бессистемное частное строительство, самозахваты, нехватка питьевой воды. Многие коренные жители Махачкалы в поисках лучшей доли уезжали из города.
В 2000-е годы ситуация стала меняться к лучшему. Началась реконструкция центральных улиц, въездных магистралей с полной заменой подземных коммуникаций.
Были приведены в порядок площади Ленина и Университетская. В Редукторном поселке около озера Ак-Гель был создан парк с аттракционами для детей. Широкий современный мост соединил Редукторный поселок с городом. Городскому руководству удалось решить болезненный вопрос о снабжении города водой, теперь ее хватит даже на 1 млн горожан.
Махачкалинцы, которые не были в городе 10-15 лет, не узнают его. Махачкала динамично развивается, появляется все больше красивых зданий, радующих глаз, благоустраивается территория вокруг них. Как историк не могу не сказать о том, что важно сохранить исторические здания, которые облагораживают облик города, придают ему респектабельность. Надо бережно относиться к историческому прошлому Махачкалы.
На наших глазах Махачкала из маленького провинциального города превращается в мегаполис, население которого стремительно растет. За последние 20 лет оно удвоилось и сейчас составляет более 700 тыс. человек.
Администрация города смотрит в будущее и поэтому развивает городские сети энерго-, тепло- и водоснабжения с расчетом на миллион населения.
К 155-летию города Махачкалы было реализовано 28 крупных инвестиционных проектов, среди которых строительство мусоросортировочного завода, завода по производству энергосберегающих газобетонных строительных блоков, тарнаирских водоочистительных сооружений и т.д. Планируется строительство города-спутника Махачкалы «Лазурный берег».
В Махачкале, как и в любом другом городе, есть много проблем, которые надо решать. Но наш город с уверенностью смотрит в будущее в встречает свой юбилей полным сил и оптимизма.