В нашей республике уже стало традицией (отмечу, не самой лучшей), что мы до последнего дня не знаем точную дату празднования мусульманских религиозных праздников. В этот раз вроде бы все на удивление единодушны, но… когда я интересовалась о дате празднования неделю назад, такого единодушия не было. Мне отвечали: «не знаю», «26-го», «27-го», «пока точно не известно». Последнее «пока точно не известно» и побудило меня задуматься: а почему, по большому счету, не должно быть заранее точно известно?
Чем обычно объясняют представители духовенства разницу в датах? Правильно: Луной. Среди возмущающихся моих знакомых, которые в преддверии праздников, как Ураза-байрам, так и Курбан-байрам всегда говорят примерно одно и тоже: «Почему они не видят Луну одновременно?! Она появляется для всех по-разному?!» Так вот, я попыталась понять, почему столько вариаций на тему «луны», и как должно быть на самом деле.
17 октября начинается первый день мусульманского месяца Зуль-хиджа. Общеизвестно, что День Арафа (день стояния паломников на горе Арафат) приходится на 9-й день этого месяца, а так как Ид аль-Адха наступает на следующий день после стояния верующих на горе Арафат, то есть на 10-й день месяца Зуль-хиджа, то, следуя логическим арифметическим расчетам, праздник мы отмечаем 26 октября и следующие три дня, так как последующие за Ид аль-Адха три дня (11-й, 12-й и 13-й дни месяца Зуль-хиджа) называют днями ташрика.
Естественно, все, о чем я написала, прекрасно известно духовенству, и они лучше нас с вами знают, что и когда наступает по календарю. Но вот Луну они могут в положенный календарем день не увидеть. Почему такое возможно?
Информационное агентство IslamNews приводило комментарий по поводу путаницы, связанной с датой празднования Курбан-байрама (которая еще сохранялась на прошлой неделе), главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтия Карачаево-Черкесии Исмаила Бердиева, который отметил, что в его республике праздник официально будет отмечаться 26 октября. Как в остальных Духовных управлениях, я не знаю, но у нас – 26-го. Это зависит от рождения Луны. Надо, чтобы Луна родилась и чтобы ее увидели. Луна в этом месяце родилась в 4 часа, а Солнце зашло в 6 часов. Разница всего в два часа, за которые Луну не увидишь. Есть такая фетва среди ученых: когда рождается Луна и заходит Солнце, если между ними хотя бы 5-6 часов, тогда эту Луну можно увидеть. И нынешних двух часов не было достаточно для того, чтобы возможно было ее увидеть. Поэтому среда
(17 октября) будет считаться первым днем месяца. День Арафата выпадает на 25 октября, а Курбан-байрам – на 26 число, пояснил собеседник агентства.
Член Общественной палаты РД Аббас Кебедов заявил агентству о том, что, согласно данным, поступившим из Саудовской Аравии, основанным на астрономических расчетах, празднование Курбан-байрама приходится на 26-е число. «В этом вопросе все идут за Саудовской Аравией, насчет Дня Арафата разногласий быть не может», – приводит слова Кебедова ИА. И даже Совет муфтиев России, который буквально на прошлой неделе заявлял о том, что праздник состоится 25-го октября, на своем сайте скорректировал дату, сославшись на «общепринятые астрономические расчеты».
История Курбан-байрама – праздника жертвоприношения ради Единого творца – уходит корнями в далекое прошлое. Начало этой традиции было положено Ибрахимом (Авраамом), который считается пророком во всех трех религиях (исламе, иудаизме и христианстве).
Согласно Корану, ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился во сне к пророку Ибрахиму и передал повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина, к тому месту, где сейчас стоит Мекка, и начал приготовления. Но это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил дал Ибрахиму в качестве замены барана. Праздник символизирует милосердие Всевышнего и то, что люди должны покорно исполнять Его повеление, каким бы трудным оно ни было.
Считается, что из всех животных в жертву можно приносить только верблюдов, коров, быков, буйволов, коз и овец. Животное, которое верующий собирается принести в жертву, должно соответствовать допустимым возрастным ограничениям. Возраст козы или овцы должен быть не менее года, буйвола, быка и коровы – два года, верблюда – не менее пяти лет. Животное не должно иметь какую-то болезнь или изъяны.
Считается, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего жертвоприношение. Мясо животного мусульманин должен раздать сиротам и нуждающимся.
Гору Арафат называют еще и горой Ар-Рахма – горой Милости. Это особенное место. По преданию именно у ее подножия после изгнания из рая встретились Адам и Ева.
Как отмечаем праздник мы? Начиная с захода солнца, накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза, мусульмане в мечетях и дома читают такбир. В жертву мусульмане нашей республики в основном приносят овец, или, как мы иначе называем, барашка. Хоть покупка животного для совершения священного обряда жертвоприношения сегодня – удовольствие достаточно дорогое, многие считают своим долгом совершить обряд. Начав интересоваться у знакомых, во сколько обойдется покупка барашка, единой цифры я не услышала. Цена может варьироваться от четырех до семи тысяч. Но, как говорят, не ниже четырех. Все зависит от возраста животного, веса, телосложения, курдюка и т.д.
Нам, дагестанцам, живущим в Дагестане, совершить обряд достаточно просто: купил барашка и зарезал его у себя во дворе (если дом частный), в специально отведенном месте, там же, где их продают, ну или, в крайнем случае, если совсем негде резать – просто на улице у дома. Но мусульманам (в том числе и дагестанцам), как мы знаем, совершить обряд жертвоприношения в Москве достаточно проблематично. Во-первых, негде. Специально отведенных под это мест столица не предусмотрела. Во-вторых, когда мусульмане режут баранов прямо во дворах, на глазах у немусульман (потому что иначе – негде), начинаются возмущения последних об «изуверском обряде, который совершается на глазах у всех, в том числе и детей», что необычайно ранит детскую психику.
Дагестанец, живущий в Москве, рассказал мне, как он совершает обряд в Москве и с какими трудностями сталкивается при этом. В прошлом году при покупке барашка он заплатил 7 тысяч рублей и еще плюс одну тысячу за то, чтобы ему его зарезали и разделали. Режут за городом. К примеру, ему пришлось поехать для этого в область, в деревню Жабкино, потому что резать в черте города мэр Собянин запретил. Но мой собеседник при этом признался, что вполне понимает недовольных москвичей, потому что это ужасно, когда разделывают животное под окнами (а так оно и было), а потом еще и не убирают за собой. «Надо это делать в специально отведенных местах. В том числе и в Махачкале. А не устраивать «резню» на улицах с реками крови», – говорит он. Почему власти Москвы не предусмотрели эти самые «специально отведенные места» где-нибудь в черте города, потому что, учитывая масштабы столицы, его пробки и т.д., на выезд в область, чтобы «освежевать» барана, можно потратить весь день? А если у человека нет собственного авто, то это еще проблематичнее. Перевозить барашка, а потом еще и его разделанную тушу на электричке или метро? Но, так как Собянин, комментируя возмущение москвичей строительством мечети в Москве, сказал: «Не факт, что Москве требуется строительство мечетей», то наверняка он посчитал, что и необходимость создания в Москве «специально отведенных мест» для совершения мусульманами обряда жертвоприношения – тоже не факт.
Как бы там ни было, и с какими бы противоречиями в суете повседневной жизни мы ни сталкивались, поздравляю всех верующих с этим великим праздником. Желаю всем здоровья, добра и душевной гармонии.