И роль, и музыка, и песня…

Уместнее думать, что это произошло по наитию. Отец любил наигрывать на пандуре мелодии, и к семи годам пальцы сына уже уверенно перебирали струны музыкального инструмента. Настоящим праздником для него были концерты дагестанских певцов. Душа Абдулы Магомедмирзаева пела вместе с голосами, звучавшими из радиоприемника… А какие это были голоса! Муи Гасанова, Манарша Дибирова, Магомед Абакаров, Даку Асадуллаев, Ахкубек Гаджиев, Шагав Абдурахманов – он вспоминает, как мог слушать их пение часами. Мечтал ли он в те годы о собственной славе? Нет. Разве мог он подумать тогда об этом? Сейчас, по истечении многих лет, он понимает, что его внутренняя потребность петь была сравнима разве что с потребностью дышать.

ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ…
Признание природных вокальных способностей Абдулы Магомедмирзаева пришло еще в школьные годы. Ни одно школьное мероприятие не проходило без талантливого мальчика. А потом его стали приглашать и в другие села. Он пел на различных творческих мероприятиях и участвовал в конкурсах, проходивших в райцентре Чародинского района – селении Цуриб. Много грамот сохранилось с той поры, и до сих пор греют сердце воспоминания о детстве. Как и те любимые аварские народные песни, которые он слышал в родном высокогорном селении Сачада Чародинского района.
Он вспоминает, как из соседнего села к ним на свадьбы приезжал певец Хирадов. В сталинском кителе и папахе он пел, ритмично встряхивая бубен. И дети подпевали ему, запоминая стихи, проникаясь красотой фольклора. (С его «Песни о пандуре» Абдула Магомедмирзаев начнет свой юбилейный творческий вечер
9 ноября в Русском драматическом театре.)
«Все сельчане у нас поющие. Почти в каждом доме пандур», – так объясняет он свою любовь к музыке. Как знать, может сачадинская земля плодородна на творческие таланты…
Он никогда не сомневался, что поступит в музыкальное училище. И пусть за плечами не было профессиональной музыкальной подготовки, зато было безудержное желание петь. Сразу после школы приехал в Махачкалу, но опоздал с документами. Отец, искренне поддержавший выбор сына, переживал. Абдула решил не терять времени зря: поступил и на отлично окончил техническое училище в Буйнакске. И вновь приехал в Махачкалу – на сей раз поступил. На экзамене проверяли слух, вокал, умение играть на музыкальном инструменте. На тот момент он свободно владел «языком» пандура, мандолины, балалайки, немного аккордеоном и без особого труда прошел испытания экзаменами. Первые два курса пронеслись молниеносно. Ему, всецело поглощенному занятиями, всего было мало. Через два года его призвали в армию. Наверное, это время можно назвать переломным моментом в жизни – в армии (в Ленинградском военном округе) Абдула вдруг понял, что ему интересна медицина. Пройдя ускоренные курсы за полгода, он получил специальность санинструктора и полтора года проработал в санчасти. Его хотели направить в мединститут г. Ленинграда. В какой-то момент заколебался: что выбрать? Но все же вернулся в Махачкалу и перевелся на вокальное отделение.
Да, сегодня те годы, отданные учебе и армии, он считает лучшими в своей жизни. В училище все ему было в новинку. Да, он умел играть на струнных инструментах, но теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература – все это приходилось постигать за годы учебы, что он и делал с большим интересом. А еще… Нет такого предприятия в Махачкале, где бы он не выступил с сокурсниками. Молодые задорные ребята – они получали огромное удовольствие, когда их приглашали на разные мероприятия, и пели от души. А благодарный зритель восторженно хлопал молодым исполнителям. После училища его пригласили в Государственный ансамбль песни и танца Дагестана. «Так сразу?» – спросите вы. Еще в годы учебы его в числе других талантливых студентов привлекали петь в ансамбле. Так что вышел он из стен училища готовым артистом академического ансамбля и хора. С этого момента и началась его гастрольная жизнь по Советскому Союзу.
Дальний Восток, Север, Средняя Азия, Прибалтика, Украина… назовите хоть один уголок страны, где бы он не побывал вместе с коллективом ансамбля. Кому-то это может показаться романтикой: с песней путешествовать по разным городам, узнавать культуру других народов, знакомиться с новыми людьми, но гастрольная жизнь не так уж и легка.
Спустя годы в Ансамбле песни и танца Дагестана прошла реорганизация, и Абдулу перевели в Даггосфилармонию, в ансамбль «Ай лаззат». Теперь уже с коллективом этого ансамбля он объездил весь Дагестан, заново открывая для себя свою малую родину во всей ее красе.

В ВОДОВОРОТЕ ТВОРЧЕСКОЙ СТИХИИ
Хоровое исполнение – особенное… «Когда поешь соло, никого не слушаешь, кроме оркестра. А в хоре надо слышать соседа, чтобы его не перекричать, смотреть на дирижера, смотреть в ноты. В ансамбле важно соблюдать баланс», – рассказывает Абдула Магомедмирзаев.
Над голосом он работает ежедневно. Для профессионального певца это важно. Сначала идет «распевка», доверенную партию певец разучивает с концертмейстером и только затем имеет право выйти на сцену к зрителю.
Абдула Магомедмирзаев – востребованный певец, он задействован в разных классических произведениях: «Хочбар», «Валида», «Иоланта», «Странствия Бахадура». И кроме этого выступает в составе прославленного квартета «Горцы». В репертуаре квартета народные песни на разных языках, песни, проникнутые философией жизни, непреходящими истинами. Все участники квартета – известные люди, преданные подлинному искусству, – это Тагир Курачев, Хайбулла Магомедов, Абусупьян Аликараев. Их творческий коллектив достойно представляет нашу республику на разных фестивалях международного и российского уровня.
Насыщенная творческая жизнь… Интересная, захватывающая… К каждому своему выступлению он тщательно готовится: подлинное искусство требует от артиста вложения душевных и творческих усилий, исполнения вживую, о фонограмме тут и речи быть не может. Того же он требует от артистов, приглашенных участвовать в его юбилейных вечерах. Сам Магомедмирзаев никогда не отступает от этого принципа: зритель должен верить ему, должен чувствовать энергетику песни, проникнуться глубиной ее смысла. Он исполняет песни на стихи Расула Гамзатова, Махмуда из Кахаб Росо, Абдулы Даганова, Магомеда Ахмедова и многих других поэтов, вошедших в золотой фонд дагестанской литературы. Поэтический винегрет, а именно так певец называет тексты отдельных современных песен шоу-бизнеса, – слушатель с высокими эстетическими запросами не приемлет. А именно на такого – притязательного адресата и ориентируется Абдула в своем творчестве.
Да и таких высоких эпитетов, как «золотой голос», он не признает. Мужской голос бывает трех видов: тенор, баритон и бас. Но отношение к искусству должно быть возвышенным, причем как со стороны артиста, так и зрителя, считает он.
– Мне показалось, Вы требовательно относитесь к своему зрителю.
– Я могу войти зал и по зрителям определить, кто выйдет на сцену, – говорит он.
Сегодня люди избалованы музыкальной продукцией. Понравилась музыка, можно купить диск и прослушать дома с помощью новейшей техники. А можно пойти на концерт, прослушать фонограмму под пение «звезд», не знающих родного языка. А как, не зная нюансов языка, передать всю красоту смысла песни зрителю, который тоже не знает родного языка? И как передать смысл, если его нет в песне? Вот те немногие вопросы, на которые сегодня Абдула Магомедмирзаев не может найти ответов.
У него свой зритель. Когда интересуюсь, кто же он, узнаю, что это серьезный зритель – он вдумчив и внимателен к словам песен, он любит народные песни и знает родной язык. Серьезный зритель внимателен к тому, что ему преподносят со сцены. И Абдула Магомедмирзаев всегда со сцены объявляет, кто написал музыку и на чьи стихи, потому что взыскательный слушатель должен знать имена поэтов и композиторов. Он сравнивает поэзию с любовью. Любовь есть чистая и грязная. Ни у одного поэта в стихах не найти слова, опошляющего это светлое чувство, оно воспето стихами. А в современных эстрадных песнях любовь утратила свою возвышенность. Поэтому лучше народных песен ничего нет. Не потому ли многие из великих композиторов брали прекрасные народные песни за основу своих произведений? Вот почему Абдула Магомедмирзаев уверен, что подлинное искусство не терпит посредственности.

ЕСЛИ БЫ НЕ ИСКУССТВО…
Самоотдача артиста велика. Абдула Магомедмирзаев в каждый свой выход на сцену испытывает волнение. На мой вопрос, почему, отвечает гамзатовской строчкой: «Если мир погибнет, то только от равнодушных людей». И каждый артист, считает он, если ему не безразлично, должен чувствовать ответственность за то, что он делает.
Любая песня – это отдельная история: если поешь о герое, чувствуешь себя героем на сцене, о матери – сыном. Певец должен не просто технически верно подать песню, но и передать ее настроение слушателю.
– Получается, настоящий артист не знает слова «минимум». Иногда мне кажется, что работники разных сфер действуют по принципу «отработал и с меня хватит». Зачем тратить дополнительные усилия?
– Можно обмануть себя, но не народ, который пришел к тебе на концерт. Если к работе относишься с душой, то это чувствуется, и концерт проходит на одном дыхании. Петь под фонограмму – это имитация пения, это все равно, что актер театра не будет играть и поставит вместо себя куклу, – рассуждает Абдула Магомедмирзаев.
Но реалии сегодняшнего дня таковы, к сожалению, что за подлинное искусство – игру актера сегодня зритель платит не более 200 рублей, а на «звезд» с фонограммой может выложить до 3000 рублей… Об этом мне и самой приходилось задумываться не раз, и объяснения я пока не нахожу.
Все артисты – люди ранимые. Может, у них пленка на сердце тоньше, чем у других на сердце, шутит А. Магомедмирзаев. Он не отрицает: в искусстве встречаются и случайные люди. Но искренне не понимает, когда родители не дают детям выбрать близкое их сердцу направление. Нельзя заставлять человека быть кем-то, иначе сделаешь его несчастным, уверен он, и сам как отец от этого принципа не отступил, предоставив своим детям самим определиться в жизни.
Работа для него никогда не превращалась в рутину. Любовь к музыке обогатила его внутренний мир, дала работу и осчастливила друзьями. Если бы не искусство, он не зачитывался бы произведениями Расула Гамзатова и многих других ярких поэтов современности и прошлых веков. И, возможно, не интересовался бы историей родного края. За каждым музыкальным произведением стоит целая история, и певец должен знать ее, считает Абдула Магомедмирзаев, чтобы качественно подать материал на сцене. Поэтому, готовясь выступать на мероприятиях, приуроченных к 200-летию имама Шамиля, он прочитал немало исторической литературы, чтобы быть осведомленным о событиях того периода. Не прочувствовав их, не выстрадав в своем сердце эмоций, он не смог бы воссоздать перед слушателями всей гаммы чувств, переживаний, вложенных в музыкальные произведения. Он участвовал в международных фестивалях в Германии, во Франции, Бельгии, Литве, во многих российских фестивалях. С радостью вспоминает поездку в Баку вместе с другими дагестанскими коллективами, когда прежний руководитель Республики Азербайджан Гейдар Алиев после концерта поднялся на сцену, выразив желание сфотографироваться с дагестанскими артистами. Знающие Гейдара Алиева люди с удивлением отметили, что такое с ним впервые.
Абдула Магомедмирзаев – активный участник многих городских и республиканских мероприятий. Он является лауреатом первой премии как исполнитель песни о Махачкале (2006 г.) на стихи Магомеда Гамидова и музыку Магомеда Касумова.
За 25 лет непрерывной работы в сфере музыкального искусства он еще ни разу не позволил себе остановиться и сделать что-то вполсилы. Наверное, поэтому те, кто знает Абдулу Магомедмирзаева, отзываются о нем, как о человеке большого трудолюбия. В
2002 году ему заслуженно присвоили звание народного артиста Республики Дагестан. Сам Абдула Магомедмирзаев относится к званию как к оценке его работы в ведущих музыкальных государственных учреждениях республики, в составе которых ему не раз приходилось выезжать с гастролями за рубеж и по всей стране. Но выше всех званий и похвал для него по-прежнему остается любовь зрителей. Если они прочувствовали хоть одно исполненное им произведение и в их памяти осталась хотя бы одна строчка из текста – значит, его труды дают богатые плоды эстетического воспитания. Разве это не высшая похвала?
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам