Опираясь на тезисы 1-й Всероссийской видеоконференции «Ресурсы культуры для общероссийского народного фронта», в которой участвовали министр культуры РФ А. Авдеев и ректор Московского государственного университета культуры и искусства
Р. Абдулатипов, директор ИЯЛИ ДНЦ РАН Магомед Магомедов прокомментировал культурные мероприятия, прошедшие в этом году в республике, и акцентировал внимание на негативном влиянии западничества на народное творчество.
– Опора на культуру приведет к развитию общества, – эту фразу вслед за Магомедом Ибрагимовичем интерпретировали докладчики.
Директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой Салихат Гамзатова ознакомила участников форума с выставочной, научно-исследовательской и издательской деятельностью музея в современных условиях. Действующая в данное время экспозиция работ Рувима Мазеля, созданных во время его творческой экспедиции в Дагестан в тридцатых годах прошлого века – одно из свидетельств просветительской миссии ДМИИ. Дагестанский музей изобразительных искусств – один из немногих музеев, владеющих произведениями еврейского художника, сохраняющего «национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру». За этой последует другая выставка – произведений Халилбека Мусаева.
Музей изобразительных искусств на конференции был представлен широко, активность его сотрудников выражалась не только их присутствием. Искусствоведу нужно быть не только хорошим знатоком культуры, но и историком, так как творческая жизнь является отражением социальных процессов. О том, что искусствоведам приходится думать не только о высоких материях, напомнила заведующая отделом ДМИИ Джамиля Дагирова, в научных размышлениях о кураторстве отметившая, что «сегодня одинаково важно, что производит искусство, и как все это продвигается».
Торговля как стимул для распространения и сохранения особенно выражается в развитии художественных промыслов. О том, как это происходит, рассказал участникам конференции заместитель директора ИЯЛИ Амирбек Магомедов.
Понимание процесса развития культуры важно для расшифровки идей, которые авторы пытались выразить в своих творениях.
Профессор Международной академии архитектуры Владимир Бесолов, председатель Дагестанской организации Союза архитекторов России, профессор ДГТУ Гасан Газаев и главный архитектор города Махачкалы Руслан Умалатов консолидировались в изучении художественных традиций и современных проблем развития в архитектуре. Развернутая в обстоятельном докладе с видеоиллюстрациями летопись современного искусства в камне получила не совсем однозначный резонанс в аудитории. Радовавшие глаз изощренные строения в различных стилях вызывали и недоумение.
Так как, согласно Цицерону, «Все искусства состоят в исследовании истины», при научном характере этого процесса выявляются и побочные явления.
Панибратские отношения проявляются даже в развитии национальных театров. Правда, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ Гулизар Султанова на конференции говорила о других проблемах дагестанского театра.
Профессиональное чутье и умение абстрагироваться от непреложного восприятия позволяет специалистам выйти к истокам и перспективам. Путь этот не прост. Лингвистические изыскания главного научного сотрудника ИЯЛИ Исы Абдуллаева – пример кропотливости ученого в поиске истины. Ученый, проследив зарождение и распространение таких инструментов, как пандур, чагана и чонгур, констатировал, что эти музыкальные термины относятся к «кавказизмам». Варианты произношения у разных коренных народов Кавказа – это лишь орфоэпические нюансы. Перечислив все версии наименования чаганы и чонгура, Иса Халидович, как заметили в зале, упустил искомое аварское название пандура – тIамур, что дает дополнительную информацию для выводов о генезисе этого струнного инструмента.
Тему музыкальной культуры продолжили председатель дагестанского отделения Союза композиторов РФ Рамазан Фаталиев, научный сотрудник ИЯЛИ Алла Шабаева и заведующая отделом истории искусств ИЯЛИ Эльмира Абдуллаева. Охарактеризовав работу каждого государственного музыкального коллектива, Эльмира Башировна, отметила площадки, где реализуются культурные программы:
–…Впечатляющие результаты были достигнуты в сфере организации и строительства концертных площадок, санкционированных беспрецедентной деятельностью команды нынешнего Главы города Махачкалы – С. Д. Амирова. Открытые и регулярно действующие концертно-развлекательные комплексы «Россия», «Хазар», «Пирамида», стали, наряду со сценами Русского, Кумыкского (построен в 2000 г.), Аварского и Лакского театров, Государственной филармонии, Республиканского центра культуры (РЦК), местом постоянного проведения различных общественных и музыкальных акций, – заметила искусствовед. Как можно предполагать, очерченный контекст развития современного музыкального рынка создает условия для участия различных субъектов эксперт-культуры, которые должны занять подобающее место в структуре постсоветского социокультурного производства и оказать решающее воздействие на повышение эстетико-художественного качества и экономической рентабельности музыкальной продукции.
По творчеству конкретных авторов и на примере отдельного ремесла или обряда были проведены исследования сотрудников Института языка, литературы и искусства Лейлы Гейбатовой, Муслима Хавчаева, Зарипат Ахмедовой, Анжелы Саидовой, Патимат Шахназаровой.
Роль художественного авангарда в системе национального искусства и новые направления развития искусств Дагестана проанализировали кандидат философских наук Сабир Гейбатов и кандидат исторических наук Мадина Абдуллаева, возглавляющая кафедру теории и истории музыки ДГПУ. «Последствия от культурного шока арабо-мусульманской экспансии могут быть непредсказуемыми, вплоть до элиминации этнокультурной специфики, – считает Мадина Шамильевна.– Однако за многие века Дагестан успел сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры. В качестве защиты от элиминации дагестанской полиэтничной культуры выступит традиционность как в социокультурной сфере, так и в религиозной».
Как заметил французский историк и политик Эдуар Эррио, культура – это то, что остается, когда все остальное забыто.