Обувных дел… маэстро

ВДОХНОВЕНИЕ ПРАВИТ МИРОМ
После выхода на НТВ репортажа о дагестанском мастере обувного дела Ризване Магомедове его буквально завалили заказами из разных городов и даже зарубежья. Неудивительно, ведь за день его просмотрела восьмидесятимиллионная аудитория. В 2011 году репортаж о нем на федеральном канале прозвучал как глоток свежего воздуха в потоке жареных материалов с Кавказа. И сейчас людская молва приводит к нему заказчиков. Это без рекламы. Ведь он из той редкой категории людей, которые сделали себя сами. И как он признается, начинал работать не на удивление кармана, а на удивление души.
Ризван Магомедов – мастер по изготовлению высококачественной и оригинальной обуви. Слушая его, понимаешь: он знает об обуви все. Не случайно один из его клиентов назвал его маэстро обувного дела. Иначе о нем и не скажешь, ведь весь процесс создания обуви в его руках несет в себе творческое начало. Он создает ее под музыку и не в одночасье, а как ваятель, ловя вдохновение в ночные часы. Именно в это время, признается Ризван, он может достичь наивысшего пика концентрации мысли и душевного подъема. Бешеная неутомимость, с которой работает он, впечатляет, как и результат его очередного творения. Каждая вещь уникальна в своем роде, и даже то, что изготавливается на продажу, не имеет собственного повторения. Если фасад похож, то салон обуви будет обязательно отличаться. Это непреложно, как аксиома.
Его обувь на респектабельного клиента. Ее невозможно представить в каком-то ином интерьере, нежели как в официально-деловой обстановке. Потому что обувь визуально требует соответствующего фона. Ее не наденешь под спортивный костюм в любую погоду. Обувь выдержит все «испытания», но этика превыше всего. Хорошая мужская обувь, как и безупречная репутация ее хозяина, должна быть без единой помарки. В этом суть мужской психологии и глубокое ее понимание. И в конце-то концов с этим действительно трудно поспорить.
С Ризваном вообще трудно спорить, да и не стоит этого делать – он профессионал. Его можно просто слушать и все. Он раскрывает секреты, о которых не хочется рассказывать, но некоторую часть из них все-таки открою…

ОБУВЬ, КАКУЮ ДУША ПОЖЕЛАЕТ
Я знаю, что его обувь рассчитана на клиента с широким карманом. Но, глядя на обувь, пропадает всякое желание говорить о цене. Изделие расскажет о себе само, и любые слова похвалы будут звучать ущербно – лучше все увидеть своими глазами. И я прихожу к пониманию, почему его салон называется «Испорченные туфли». После них, пропадает желание смотреть на другие экземпляры. Эта обувь действительно «портит» вкус, заставляя желать лучшего, а не то, что предлагается в стандартном обувном магазине, пусть даже с именитыми брендами на этикетке.
Он не рассказывает о своих клиентах, но я знаю, что среди них есть чиновники высокого ранга – и федерального, и регионального уровня.
– В репортаже НТВ на вашем сайте sit-tufli.com Вы сказали, что определяете, как сделать обувь, по походке заказчика. А как быть, если Вы человека в глаза не видели, а заказ поступил?
– Он присылает фотографию своей обуви и прилагает параметры: полноту, подъем, ширину и обхват ноги, – поясняет он.
Но и это не все. Ризван Магомедов выезжает к своему заказчику в любую точку мира. Работу он делает добросовестно и несет за нее полную ответственность. Заказчик может пожелать все, что его душе угодно: рептилию на верх, телячью кожу на подкладку. Но если человек идет в магазин, то он должен понимать: там ему предложат уже готовый товар, который продавец умело «впарит» покупателю. За брак в магазине никакой ответственности не несут: категорическая вывеска «Товар обмену и возврату не подлежит» и холодное «мы обувь не делаем, мы ее продаем» – вот и все, что услышит клиент в лучшем случае на свои претензии. Что ж, высокая цена обуви от мастера Ризвана Магомедова вполне оправдана, судите сами – дорогостоящие высококачественные материалы, ручная работа, авторский дизайн и тридцать с лишним лет труда – все это в совокупности стоит на кону и задает «тон» цене, которая, к слову сказать, не обсуждается!
А все потому, что мастер не штампует туфли по «конвейерной технологии». И не заглядывает в чей-то каталог или Интернет в поисках идеи. Работают только его голова и руки, копировать – ниже достоинства настоящего мастера. И только на одну пару обуви у него может уйти от одного до нескольких месяцев… Итальянцы как-то сказали ему, что он умрет в нищете, но с именем. Ризвана Магомедова это не пугает. Он придерживается известной пословицы: «Коней на переправе не меняют», и продолжает работать в своем неподражаемом стиле.
Отдельные его модели можно смело называть революцией в мире обуви. Он использует неподкладочные материалы в качестве подкладки, что делает салон обуви богаче, он может сделать мокасины из джинсы, он достиг совершенства в обработке кожи. Но мало кто знает, как упорно он шел к своему результату, ведь изготовление обуви, как выясняется, это целая наука.

СВОЙ КЛИЕНТ – СВОЯ ЦЕНА
– Чтобы стать мастером, нужен природный дар. У меня сейчас есть ученик Асхаб, он в свои 12 лет может полностью изготовить обувь. Причем не зависит от степени сложности. Он сам рисует модель, сам шьет, выкраивает, изготавливает каблук и подошву. Чтобы модель изобразить, надо много тонкостей знать, начиная с геометрии. Как не сказать, что у него природный дар? – говорит Ризван.
Да, для настоящего мастера важно иметь природное чутье, но надо много работать, читать, чтобы продвинуться в своей сфере. Сам Ризван Магомедов тоже начинал в 12, к 16 он изготовил пару, которую оценили на 5 по пятибалльной системе.
Начинал… с мусорной свалки. Здесь он искал более или менее пригодный материал из поношенной обуви, пробовал что-то делать самостоятельно, ходил в учениках у разных мастеров. Сейчас он с уверенностью говорит, что надо учиться у разных людей, потому что у каждого сапожника своя наука. Ризван не скрывает – на любой шаг в своей жизни он шел решительно. Иначе не стать мастером, отличным от других. Но и это еще на все: Ризван Магомедов посещал судомодельный и авиамодельный кружки, параллельно занимался спортом – ходил на вольную борьбу и на мотоспорт в ДОСААФ. И откуда только силы и энергия брались, удивляюсь я. Но спрашивать бесполезно, он скорее удивится моему вопросу, чем ответит, потому что по-другому, не выкладываясь по полной, он не умеет жить. Ризван признается, что иногда, создав обувь, может сидеть и смотреть на нее часами, и если вдруг что-то покажется не так, обувь в свет не выйдет. Сила в фантазии, в идее, с уверенностью говорит он мне и поясняет: «Если даже я выпущу ее в свет, обязательно найдется тот, кто что-то в этом деле смыслит, и он скажет: «Это же сбор кожи, а не обувь».
Кстати, о коже. Вся его обувь из лучших материалов, которые применяются при создании эксклюзивных моделей. В обычной продаже ее нет. Такой материал демонстрируют в «Крокус-сити» на ВДНХ в Москве. Цена соответствующая. Один сантиметр, к примеру, аллигатора-каена доходит до 80 или даже 100 евро. Только из высококачественного материала может получиться достойная модель, уверен мастер, а из мусора, кроме мусора, ничего и не вылепишь, максимум месяц продержится и лопнет.
И еще один момент, который выгодно отличает Ризвана от других мастеров: цвет обуви – его рук дело. Любой другой мастер из одного куска кожи может пошить две разные по модели, но одинаковые по окраске туфли, а он знает химические составы красок, знает, как добиться благородных оттенков, обогащающих внешний вид обуви. Он показывает мне туфли и спрашивает, как я думаю, какого цвета обувь. Недолго думая отвечаю: светло-коричневый.
– Обычно здесь, в Дагестане, мы говорим темно-рыжий. В Москве засмеют, если такое услышат. Темно-рыжего не бывает, его называют – цвет протертого седла. Это не природный ее цвет и не заводская обработка. Это я добился, чтобы кожа была именно такого цвета. Полностью, начиная от покраски и заканчивая подошвой – все ручная работа…
Меня, естественно, интересует, почему нет женской обуви. И тому есть объяснение: у Ризвана свой клиент, на которого он ориентируется. Женская обувь – это скорее исключение из правил, и нет-нет эти исключения он допускает…
Подарка лучше не найти
– Я мог бы посадить людей, дать им работу, а сам контролировать процесс, но я так не могу, – признается он.
Действительно, иначе эта обувь будет уже не его. Кстати, сам мастер не оставляет автографов и этикеток на изделии, правда, со временем пришел к мысли, что будет ставить на обуви свой товарный знак «sit» – Салон испорченных туфель.
– Можно ведь вложить деньги в другой бизнес, и вырученные средства вкладывать в рекламу обуви, в закупку материалов?
– Я всю жизнь занимался только этой работой. И я спокоен за качество своей обуви. Я знаю, меня никто не проклинает за мой труд. А что может быть в жизни ценнее покоя?
Он не нуждается в похвале. Этот этап уже давно пройден. Он не покупает дорогих машин и не тратит вырученные средства на развлечения. Он живет своим трудом и ему посвящает все свое свободное время. Он постоянно совершенствуется, и эта работа идет днем и ночью. Его обувь почти бессмертна, но клиенты не довольствуются одной парой. Кто хоть раз надел его обувь, обязательно вернется к нему вновь. И каждый раз он думает над тем, как удивить своих клиентов.
– А есть ли у Вас свои секреты?
– Даже если попытаться, словами эти секреты не передашь. Ты до мозга костей должен знать эту работу.
Когда он только начинал, у него и в мыслях не было разбогатеть, он мечтал стать профессионалом высокого уровня в изготовлении обуви. Он хотел превзойти в цене импортную обувь и добился своего. В кой-то момент показалось, что смысл работы утрачен, стало неинтересно. Сейчас понимает, это не так. Надо ставить новые цели и идти к ним. Возможно, помимо своего павильона «Испорченные туфли» в торговом центре «Меркурий», он откроет фирменный магазин в Москве. Поживем – увидим. А пока Ризван Магомедов отметил одну особенность. Его обувь пользуется спросом как лучший подарок мужчинам. Причем в прекрасном оформлении: в специально изготовленных, опять-таки по авторской идее Ризвана коробках из разных сортов дерева. Это настоящее произведение обувного искусства.
И наконец, мой последний вопрос:
– Какова простейшая технология изготовления туфель?
В ответ слышу категорическое: «Этот вопрос не ко мне».
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...
spot_imgspot_img

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...

Сергей Меликов потребовал повысить культуру вождения на дорогах республики

Выступая на конференции по развитию  общественного транспорта глава региона Сергей Меликов призвал повысить  культуру вождения на дорогах республики. «У нас...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам