Тайна Амузгинского Булата

Окончание. Начало в №№ 47, 48, 49, 50, 51, 52, 1

Но и древесный уголь разный: есть грабовый, есть дубовый, есть уголь из фундука. В последнем огонь мягкий, он обволакивает металл как масло. С дубом тоже можно работать, если не боишься искр. Дуб сильно искрится, когда горит, не оставляет на руках, как говорится, живого места. Но со временем боль уже не чувствуешь, только запах горелого мяса. Самый жесткий огонь получается на грабовом угле – искр не бывает, но температура сумасшедшая – до 4,5 тысяч градусов в горне. И когда металл варится, лицо становится красно-бурого цвета. Шамотный кирпич – это наиболее часто встречающийся огнеупорный кирпич, который используется в печах с высокими температурами, – он на огне из грабового угля буквально течет.
Да, поиск подходящего металла и изготовление угля – это, конечно, проблемы, которые отнимали время и силы. Но знаете, что было самым трудным в самом ремесле поначалу? Даже не жара в кузне, которая летом зашкаливала, нет. С непривычки трудно было целый день держать в руках молоток. Уже через полчаса пальцы мертвели, и молоток валился из руки. Поэтому первое время я привязывал молоток к руке кожаными ремнями. Так вот и работал. Калил стальные заготовки, варил клинки из разных сортов металла и испытывал их на прочность. И – снова неудачи преследовали меня. Говорят, что у каждого хорошего хирурга есть свое маленькое кладбище. Так, наверное, и у кузнеца: клинок треснул – забил в землю. Много бракованных клинков закопано в моем огороде. Немаленькое получается «кладбище»!
Но я не сдавался, ведь от предков мне достался хороший капитал – настырный характер и страстное желание докопаться до сути. А еще по наследству мне перешел маленький молоточек с родовым клеймом – знак качества мастера. На этом клейме изображены две сороки, летящие навстречу друг другу. Откуда это произошло я, к сожалению, не знаю. Возможно, мои предки избрали сорок своим символом за красоту их полета, за несравненный металлический отлив оперенья птиц или за энергичный и неунывающий нрав.
Впрочем, это мои предположения. Вполне возможно, что на нашем родовом клейме могла красоваться и змея. По семейным преданиям, покровителем нашего рода всегда была змея. Отец рассказывал, что на какой-то очередной праздник вся семья собралась в доме за общим столом. Сидели, ели, общались, и вдруг – раздалось змеиное шипение. Смотрят – зацепившись за балку, над головами людей висит большая змея. Братья отца схватили кинжалы, а мать стала кричать: «Не трогайте ее, не убивайте!»
Так вот, братья успокоились, и только тогда мама призналась, что, оказывается, эта змея живет у нас дома много лет. Змею не оставили, но и убивать не стали: поймали и отпустили подальше от дома, под скалу. Через три дня мать рассмеялась, увидев змею на прежнем месте. «Опять приползла, проголодалась, наверное », – сказала она и отнесла миску с молоком и ломоть чурека.
Пройдет время, мы даже забыли эти рассказы старших о змее, но, как оказалось, она продолжала жить с нашей семьей. Когда умер мой отец, в доме на похоронах собралось много людей. Не хватало мест, из комнат даже вынесли мебель. Вдруг раздается шипение и выползает из другой комнаты змея. Она словно пришла попрощаться с усопшим. Я видел это своими глазами. Поэтому мы считаем змею нашим родовым покровителем…
Однако не змея, а все-таки сороки выбиты на нашем родовом клейме и красуются на наших изделиях. Думаю, все потому, что взрывной, темпераментный характер гордых птиц более близок к колючему нраву моего рода Куццы, нежели змеиное спокойствие.
Так вот, все, что у меня тогда в начале поисков тайны булата было, – молоточек с родовым клеймом и этот горн. Построить его мне удалось не с первой попытки. Помогал отец. Теперь я знаю, что форма печи, ее наклон, подача воздуха – все должно быть рассчитано, иначе металл не сварится. Знаю, что горн настраивается, как инструмент, а кузнец должен быть хорошим музыкантом.
Внизу горна, по древним амузгинским традициям, должен быть «нак», что значит «ниша, ямочка». Мастер кидает в печку древесный уголь, потом сбоку туда, в «нак», под определенным наклоном подается воздух и разжигается огонь. И так получается, что в середине горна этот горячий воздух как маслом обволакивает металл. Скажем, это многожильный стальной трос. Около 300 металлических проволок, представьте себе, должны нагреться одинаково. Один быстрее греется, другой – медленнее. Но если хоть одна из проволок не нагреется, то на готовом клинке, увы, будет трещина. Поэтому нужен настроенный горн и важен точный расчет. И пока я сам через собственные руки, через мозг, не понял, как это происходит, сделать качественный клинок мне не удавалось.
Вечерами, когда из последних сил буквально доползал из кузницы до дивана, засыпая, я слушал свежие сплетни о себе. Земляки настороженно встретили мои эксперименты. Некоторые из них называли меня белоручкой и злорадствовали моим неудачам.
В принципе, такая реакция амузгинцев для меня была вполне объяснима. Потеряв родовую профессию, они сохранили родовую гордость, тешили себя воспоминаниями о славных деяниях предков. Гостям всегда с гордостью говорили: «А знаете, что знаменитая сабля Наполеона была выкована в Амузги? А знаете, что амузгинские клинки хранятся в Оружейной палате, Эрмитаже, в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а в Сирии в музее Дамаска нашему оружию отведен целый зал?». А тут вдруг какой-то одиночка решил приватизировать то, что по праву принадлежит всему селению. И если у него что-то получится, то он станет единственным амузгинцем в мире, изготавливающим клинки по технологиям предков. Ну а кем тогда будут они, представители древних родов, в которых были мастера и знатнее, чем в роду этого сумасшедшего фотографа?!
Признаюсь, моя дорога к мастерству оружейника не была легкой. Позже я понял, что не бывает что-либо ценное, настоящее, не выстраданным. Да, тяжелое и интересное было время. Я разменял пятый десяток, многие в таком возрасте уже подводят итоги своей земной жизни, а я решил все начинать с нуля. Надо мной многие посмеивались. Двоюродный брат -сам хороший кузнец -все шутил: «Скорее ишак на дерево залезет, чем ты станешь мастером». Он тогда, как и отец, не верил, что настанет день, когда они мною будут гордиться.
Вновь и вновь на рассвете я уходил в кузницу и без устали колдовал над металлом: ковал клинки и снова их ломал. Я знал, что секреты амузгинской стали, сочетавшей алмазную твердость режущего лезвия с мягкостью и пластичностью гибкого клинка, гасящего последствия любого удара, всегда жаждали разгадать чужаки. Правда, за многие века ни один из них в своих поисках не преуспел. Нет в исторических летописях таких сведений. Издревле у нас в горах было заведено, что эти секреты оружейники передавали только членам своих семей в процессе совместной работы у горна.
В поисках ответа на свои вопросы я тогда тайно отправился в Амузги, на родину. Надеялся, что среди узких улочек знаменитого аула оружейников вдруг кто-нибудь и подскажет мне, как сварить настоящий булат. Но где же сыщешь теперь мастеров среди развалин кузниц и потухших очагов?!
Я в те годы шел по жизни, словно по длинному темному тоннелю, а света в конце все не видать и не видать. Казалось, тяжелый и непосильный груз взвалил на свои плечи. Мне одному предстояло заново раскрыть давно забытую тайну амузгинского булата.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам