Ученый, драматург, общественный деятель

Дагестан в 20-30-е годы ХХ столетия выдвинул целый ряд видных деятелей науки и культуры. Это Абдуллатип Шамхалов, Алибек Тахо-Годи, Темирболат Бейбулатов, Муэдин Чаринов и многие другие. В этом ряду стоит и имя видного дагестанского ученого Гаджибека Ахмедхановича Гаджибекова.
Талантливый критик, литературовед, драматург, журналист и деятель народного образования Г.А. Гаджибеков прожил короткую жизнь, но успел сделать очень многое. Создание новой письменности на лезгинском и табасаранском языках, собирание родного фольклора, выявление литературного наследия поэтов прошлого, организация литературных сил республики, исследование творчества Е. Эмина, С. Стальского, подготовка первых учебников по родному языку и литературе, создание и редактирование первой лезгинской     национальной газеты и журнала, помощь молодым литераторам – все это связано с именем и делами Г. Гаджибекова.
Г. Гаджибеков родился
11 марта 1902 г. в с. Ахты в семье Ахмедхана и Муминат. Учился он в ахтынской светской школе, где в свое время получили образование Казимагомед Агасиев и Нажмутдин Самурский. В связи с кончиной матери и отца во время эпидемии тифа юноше пришлось оставить школу и думать о хлебе насущном. Он в поисках работы скитался по аулам Южного Дагестана.
Годы революции и Гражданской войны были переломными для Дагестана. После установления советской власти в горах жизнь Г. Гаджибекова пошла по-новому. В Темир-Хан-Шуре он заканчивает курсы агитаторов, устраивается на работу в Наркомзем Дагестана.
В 1923 году правительство Дагестана направляет нескольких дагестанцев в Москву в Коммунистический университет. В их числе был и Г. Гаджибеков. Успешно окончив университет в 1926 г., он поступает в аспирантуру при научно-исследовательском институте народов Востока, становится кандидатом филологических наук.
В Москве, в центре научной и литературной жизни страны, сформировались культура и мировоззрение Г. Гаджибекова. Как вспоминали его сокурсники, Г. Гаджибеков выделялся широтой интересов, научной эрудицией, хорошей лингвистической подготовкой и был лидером.
В Дагестан он вернулся в 1928 году. На родине Гаджибеков с головой окунулся в работу по созданию новых алфавитов. Вместе с Д. Коркмасовым он руководит всей работой по разработке алфавитов для дагестанских языков на основе латинской графики. Предметом особой заботы молодого ученого становится также выработка необходимой терминологии, подготовка школьных учебников и учебных пособий. Тогда же руководство республики поручило Г. Гаджибекову редактирование первой лезгинской газеты на родном языке «Новый мир». Последующие годы Г. Гаджибеков работает заведующим сектором языков и одновременно заместителем директора первого в Дагестане научно-исследовательского института национальных культур. С 1935 года он возглавил этот институт.
Г. Гаджибеков был человеком необычайной трудоспособности. Друг жизни ученого Зулейха Башировна Султанова вспоминала: «Гаджибек настолько увлеченно работал, что я невольно себе задавала вопрос: что это за удивительный человек, который ночами напролёт работает, вечно что-то пишет, дрожит над каждым клочком бумаги. Хотелось бы знать, что же заставляет его так трудиться».
Благодаря огромному трудолюбию Г. Гаджибеков за свои тридцать пять лет жизни (в этом возрасте его арестовали) успел сделать многое: защитил диссертацию по филологии, написал две пьесы, составил десять поэтических сборников и хрестоматий по родной литературе, подготовил несколько учебников по родному языку, опубликовал в периодической печати более тридцати научных статей. Учёный-фольклорист А.Ф. Назаревич вспоминал, что у Г. Гаджибекова были подготовлены черновые варианты монографии о С. Стальском, собраны материалы к книге об Е. Эмине, записаны в лезгинских аулах несколько тысяч лезгинских пословиц, поговорок, загадок.
Все эти бесценные материалы исчезли бесследно, так как были конфискованы работниками НКВД. Известный дагестанский критик Камиль Султанов, хорошо знавший Г. Гаджибекова, свидетельствует: «Г. Гаджибеков был общительным и сердечным человеком. Прямота и принципиальность представляются мне наиболее характерными чертами его личности… Он всегда горячо защищал то, что любил, во что верил, чему служил беззаветно». А служил Г. Гаджибеков науке и культуре Дагестана…
Летом 1937 г. Г. Гаджибеков был арестован и заключён в махачкалинскую тюрьму. В течение длительного времени его подвергали физическим и моральным пыткам, а затем без суда этапировали в лагерь для заключенных в Коми АССР. И здесь, в тяжёлых условиях лагерной жизни, с ярлыком «врага народа» Г. Гаджибеков не падал духом. Один из близких друзей Г. Гаджибекова Абдулла Вагабов, который разделял с ним все тяготы лагерной жизни, вспоминал: «Г. Гаджибеков глубоко верил, что его арест так же, как и аресты многих честных людей страны, – это роковая ошибка, которая будет исправлена».
Учёный, не сломленный нечеловеческими условиями содержания, просил А. Вагабова (если он уцелеет) передать родным и близким в республике: «Я беспредельно любил мою родину Дагестан и честно служил ему. За него я готов и умереть».
Ослабленный тяжёлой болезнью желудка Г. Гаджибеков погиб в лагере под ударами тяжёлых железных прутьев в драке с уголовниками. Похоронен он на станции Печора. Случилось это 5 января 1941 года.
Научная и творческая деятельность Г. Гаджибекова началась в Москве, где он учился. Там он создал краеведческий кружок из студентов-лезгин, обучавшихся в вузах столицы. Члены кружка проводили большую работу по сбору литературного наследия прошлого, созданию новой письменности на родном языке и изданию произведений классиков лезгинской литературы. Так, усилиями кружковцев была издана в Москве книга «Стихи лезгинских поэтов» (1927 г.). В ней впервые на родном языке увидели свет стихотворения Е. Эмина, С. Стальского, Султана – сына Гаджи из Касумкента и др. Позже один из членов кружка Зияудин Эфендиев вспоминал, как руководитель кружка и составитель этой книги Г. Гаджибеков ездил с нею по аулам и читал горцам стихи Е. Эмина и других поэтов, заставляя умолкнуть скептиков, не веривших, что и на лезгинском языке можно писать и издавать книги.
По инициативе членов краеведческого кружка летом
1927 года в Касумкенте была проведена первая конференция лезгинских поэтов, на которой с докладом выступил Г. Гаджибеков. Ученый отметил, что у лезгинского народа есть богатый фольклор, поэты Етим Эмин, Салих, Шайда, Мола Нури, Султан, Гаджи Ахтынский, Сулейман Стальский и др. Далее он выдвинул тезис: чтобы сохранить родную литературу и фольклор, необходимо создать письменность на родном языке.
В конце 20-х годов прошлого века в республике широко развернулась дискуссия по вопросам языкового строительства в Дагестане и создания письменности для тех народов, у кого её не было. В ней Г. Гаджибеков принял самое активное участие, выступив в областной газете с серией острых полемических статей, в которых отстаивал идею о необходимости создания письменности на родных языках: «Родной язык нам нужен как средство приобщения трудящихся к культуре, он необходим, как воздух…»
Решением Бюро Дагобкома партии была создана письменность для лезгин на латинице, а затем национальная газета «Новый мир». Велика была роль газеты и в развитии лезгинской советской литературы. На литературных страницах газеты печатались произведения как маститых поэтов С. Стальского, Т. Хрюгского, так и начинающих – Н. Шарифова, А. Фатахова, М. Эфендиева,
Г. Шуаева, З. Эфендиева и др.
Будучи членом правления СП Дагестана, Г. Гаджибеков живо интересовался литературным процессом в республике. Он проявлял большую заботу как о поэтах старшего поколения, так и о начинающих литераторах. Открытием С. Стальского, Т. Хрюгского, Шиназа Хазарчи для широкой литературной общественности мы обязаны прежде всего
Г. Гаджибекову.
С особой любовью относился ученый к творчеству Етима Эмина. Он был первым собирателем, издателем и исследователем творчества этого великого поэта. Внимание к поэзии Е. Эмина свидетельствовало о бережном отношении
Г. Гаджибекова к литературному наследию прошлого. В статье «Народное творчество и письменность» Г. Гаджибеков писал: «Как известно, лезгины не имеют своей письменности и печати на родном языке, поэтому произведения поэтов нигде не печатаются и не становятся достоянием широких народных масс, как у других письменных народов. Рукописи многих поэтов затеряны и теряются, большинство талантов остаются невыявленными. Для примера возьмём произведения лезгинского поэта Етима Эмина, 50-летие смерти которого исполняется в текущем году. Он писал очень много прекрасных по форме и глубоких по содержанию стихов. Но что от него нам осталось?»
…Продолжая эту мысль, ученый уже в статье «Поэт Етим Эмин» справедливо утверждал: «Нет такого общественного события и явления того времени, мимо которых прошёл бы Эмин… Одно то, что произведения его, которые нигде не печатались, живут и сегодня, полвека после его смерти, одно то, что народ и по сей день не забывает поэта… – свидетельствует о том, что его произведения имеют несомненную социальную и эстетическую ценность. Иначе его давно бы предали забвению». Г. Гаджибеков Е. Эмина считал и непревзойдённым мастером, виртуозом стиха. По мнению критика, все последующие поэты находятся под сильным влиянием Эмина. Большинство лезгинских поэтов его считают своим учителем. Анализ творчества Е. Эмина дал Г. Гаджибекову основание назвать его «отцом лезгинской литературы».
Другим поэтом, которого высоко ценил критик и с которым, кстати, близко сошёлся, был С. Стальский. Г. Гаджибеков впервые опубликовал произведения С. Стальского, осуществил подстрочные переводы его стихотворений на русский язык, был первым биографом и исследователем его творчества. Ещё в 1927 году задолго до известной оценки А.М. Горького, назвавшего С. Стальского «Гомером ХХ века», Г. Гаджибеков говорил о Стальском, как о подлинно народном поэте… «Пример Стальского заставляет нас задуматься о десятках таких Сулейманов, которые ещё скрываются в народных массах Дагестана. Их надо выявлять». Г. Гаджибеков в своих статьях о Стальском (их более десяти) поставил и ряд принципиальных вопросов, связанных с творчеством Стальского. Он писал о том, что вело Сулеймана от фольклора и ашугских традиций к литературе, говорил об его индивидуальной манере и новаторстве, о творческом использовании всего, что было накоплено всей поэтической культурой прошлого. Опровергая взгляды отдельных критиков, смотревших на Стальского как на фольклорное явление, ученый утверждал: «Так могут говорить лишь люди, не знакомые с лезгинским фольклором. Отождествлять творчество Стальского с фольклором ни с тематической, ни с идейной стороны нельзя. У Стальского форма не традиционная, как думают некоторые поверхностные критики, и он не слепо копирует фольклор. Стальский использует в своем творчестве фольклор: пользуется живым, красочным языком и выразительными средствами фольклора, но создаёт свои собственные формы».
Далее учёный справедливо отмечает, что после I съезда писателей СССР о Стальском много пишут, но большинство авторов, зачастую знающие о творчестве поэта только понаслышке и по некоторым опубликованным переводам (к сожалению, не всегда удачным), стараются найти в Стальском что-то необычайное, делают из него какую-то «экзотическую» фигуру. Мы должны категорически протестовать против таких искателей дешевой «экзотики», создающих превратное представление об этом большом поэте дагестанского народа. С именем Г. Гаджибекова связана и научная периодизация творчества С. Стальского, которая легла в основу всех последующих изданий сочинений поэта, научной и критической литературы о нём.
С. Стальского и Г. Гаджибекова связывала большая дружба. Они как бы дополняли друг друга – многое повидавший на своём веку мудрый поэт и молодой учёный, глубоко понимавший задачи времени. Об их дружбе З.Б. Султанова писала следующее: «Каждый раз, когда Сулейман приезжал в Махачкалу, он останавливался у нас. Сулейман с Гаджибеком порой беседовали до утра, спорили о литературе, о художественном творчестве.
Я всегда поражалась их увлеченности поэзией и поистине большой человеческой дружбе, привязанности друг к другу… И когда Гаджибека арестовали, Стальский был, пожалуй, единственным человеком, который приехал в Махачкалу, успокоил меня и выразил сочувствие. Больше того, престарелый горец обещал способствовать освобождению Гаджибека из-под ареста».
В ряде работ, опубликованных на страницах периодической печати, Г. Гаджибеков рассматривает ход литературного развития в Дагестане. Так, в статьях «О состоянии и перспективах дагестанской национальной литературы», «Наш путь – путь пролетарской литературы», «Покажем подлинного героя гор», «О работе с начинающими писателями» учёный проводит мысль о необходимости соблюдения принципа народности литературы, выдвигает требование поднять роль литературы до уровня задач времени, усилив борьбу с натурализмом, безыдейщиной и упрощенчеством.
Немало статей Г. Гаджибеков посвятил и вопросам организации литературных сил республики, практической помощи начинающим писателям, теоретическим проблемам. Так, в статье «Очередные задачи лезгинской литературы» учёный писал о необходимости бережного отношения и внимания к поэтам прошлого и настоящего, создания литературных объединений, помощи начинающим писателям. На страницах газеты «Новый мир» учёный опубликовал цикл статей под общим названием: «Беседы на литературные темы». В них критик писал о том, как нужно работать над языком художественного произведения, выбирать тему, говорил о жанрах литературы. В каждой из статей есть конкретные рекомендации, советы начинающим литераторам.
Г. Гаджибеков известен и как автор многих учебных пособий по родному языку и литературе для общеобразовательной школы, которые составлены в соответствии с требованиями педагогики и научно-теоретической мысли 20-30-х годов
ХХ столетия. Они сослужили добрую службу в подготовке кадров национальной интеллигенции.
Разговор о творческой деятельности Г. Гаджибекова был бы неполным, если бы мы не отметили, что он был одним из родоначальников национальной драматургии. Его перу принадлежат пьесы «В когтях адата» (1928) и «Колхоз» (1931), которые изданы отдельными книжками на латинице и ставились многократно на сцене Лезгинского театра. Сценические произведения Гаджибека Гаджибекова положили начало лезгинской драматургии и сыграли большую роль в её дальнейшем развитии.
Творческое наследие Г. Гаджибекова не утратило своего значения и в наши дни, оно вошло в золотой фонд дагестанской науки и культуры.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам