Религиозный мистицизм-2

Продолжение. Начало в №№ 1-4.

В истории человеческой цивилизации были удивительные люди, обладавшие особенными знаниями, сакральными тайнами и мистическими способностями, которых называли посвященными, просветленными, пророками, посланниками. Одним из наиболее ярких их представителей является Гермес Трисмегист (Трижды великий), который был обожествлен в Древнем Египте, как бог мудрости Тот Джехути, в Ветхом Завете он известен под именем Енох, а в Коране назван пророком Аллаха Идрисом, о котором идет речь в двух главах (19,21) Священного Писания мусульман. Предание гласит, что этот человек, как и пророк Илия (в исламе Ильяс), был вознесен на небо живым. По некоторым данным Трижды великим Гермеса назвали потому, что он передал людям знания о буквах, цифрах и геометрических фигурах. По другим же сведениям, он заслужил этот титул, поскольку был величайшим среди мудрецов, жрецов и царей. Сам же он в «Изумрудной Скрижали», дошедшей до нас фрагментарно, говорит, что «Я назван Трижды Величайшим Гермесом, ибо я владею тремя частями вселенского учения Мудрости». (Ян ван Рэйкенборг. Гермес Трисмегист. Изумрудная Скрижаль и герметический свод. М. Амрита-Русь. 2010 год). Под этими частями, по мнению некоторых комментаторов, подразумеваются явные, тайные и Божественные знания. Существует также точка зрения, согласно которой только сам Гермес мог объяснить, что из себя представляют эти «три части вселенского учения Мудрости».
Здесь следует отметить, что древнегреческий бог торговли Гермес, идентифицируемый с римским Меркурием, ничего общего не имеет с Трижды великим, поэтому нельзя одного путать с другим.
Для идентификации Трисмегиста исключительное значение имеет упомянутый выше трактат Цицерона «О богах» (О природе богов), в котором перечислены пять Гермесов с описанием их функций. Только один из них был обожествлен под именем Трижды великий, которого египтяне называли богом мудрости Тотом.
В связи с тем, что о времени Гермеса и его жизни мало что известно, он стал легендарной личностью. Согласно имеющимся отрывочным сведениям, этот человек якобы происходит из Атлантиды, а когда эта страна погибла в морской пучине, он пришел в Египет и стал учить людей тайным и явным наукам, которыми владели жители его погибшей страны. Среди учеников Гермеса был ставший затем знаменитым первый строитель египетских пирамид, ученый-универсал, инженер и врач Имхотеп, которого греки называли Асклепием, а римляне – Эскулапом. Если судить по времени сооружения первых пирамид, то получается, что Имхотеп и Гермес жили примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры. А это время, по приблизительным прикидкам, относится к периоду после Потопа и Ноя, но до вавилонского царя Нимрода и патриарха Авраама.
По преданию, Трижды великий написал множество книг и был владельцем огромной библиотеки, которую собрал в разных странах в течение многих лет.
Считается, что Гермес открыл людям множество наук, среди которых философия и теология, медицина и математика, химия и астрономия, юриспруденция и риторика, физика и геология, а также целый ряд мистических знаний.
Ни одна из многочисленных книг Гермеса не дошла до нас целиком. Сохранились лишь фрагменты таких произведений, как «Поймандр», «Изумрудная Скрижаль», «Кибалион», с частями которых можно ознакомиться в книгах Эдуарда Шюре «Великие посвященные», Яна ван Рэйкенборга «Гермес Трисмегист. Изумрудная Скрижаль и герметический свод», а также в произведениях других авторов. В последней книге приводятся диалоги Гермеса со своими учениками Асклепием и Татом, которых он называет сыновьями. По некоторым сведениям, Асклепий-Имхотеп действительно был его родным сыном, но соответствующие доказательства отсутствуют. Вспомним, что на Востоке с древности весьма распространенным является обращение к младшему, как к «сыну».
 Из текста «Поймандра» вытекает, что это имя относится к божественной сущности, смысл названия «Кибалион» остается неизвестным, а «Изумрудная Скрижаль» якобы была написана на изумрудных плитах и содержала в себе свод всех известных в то время «тайных и явных» знаний. По преданию, «Скрижаль» хранилась в тайнике одной из египетских пирамид и была вынесена лишь однажды для показа Александру Македонскому.
Ценнейшие для цивилизации книги Гермеса утратились в разное время и при различных обстоятельствах. Они, в частности, могли погибнуть при пожаре в Александрийской библиотеке, при уничтожении монголами знаменитого багдадского Дома мудрости, а также во время различных войн, пожаров и стихийных бедствий, которых было великое множество во все времена.
Вместе с тем имеются некоторые сведения, согласно которым эти бесценные книжные сокровища надежно спрятаны и немногочисленные посвященные герметики сохраняют в строжайшей тайне место их нахождения.
Одно из произведений Гермеса, известное под египетским названием «Книга Тота», автор якобы доверил своим посвященным последователям. Эта книга будто бы содержит секреты процесса, посредством которого может быть осуществлено возрождение человечества. Считается, что с помощью данного сочинения можно раскрыть потайной смысл других произведений автора.
Может быть, в утраченных герметических книгах содержались секреты производства электричества в Египте, которое передавалось без проводов. Возможно, в них были также другие тайны древних технологий, до которых наши современники только добираются.
Наиболее ранним произведением герметической литературы считается «Поймандр». Второй том этого сочинения известен под названием «Поймандрес» (Видение). По легенде, в нем описан специальный метод, с помощью которого можно понять неочевидные для человека секреты невидимой Вселенной. Вспомним здесь антивещество и темную материю, а также космические струны и темную энергию, о которых все чаще говорят в последнее время.
Что интересно, указанное произведение имеет малоупотребительное второе название – «Книга Еноха». Вероятно, в этом присутствует элемент идентификации Гермеса с ветхозаветным Енохом и кораническим Идрисом, котоые считаются одним и тем же лицом.
В «Поймандресе» описываются мистические переживания Гермеса, в процессе которых ему открылось, что Свет является символом и воплощением духовности, в то время, когда тьма символизирует материальный мир. Ему также прояснилось, что «Слово» имеет значение краеугольного камня всего сотворенного, а в «Уме», им выражаемого, заключена тайна Бессмертия.
Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».
В данном произведении Гермеса содержатся интересные подробности относительно явных и тайных аспектов мироздания, заинтересованный читатель может обратиться к упомянутым книгам Шюре и Рэйкенборга, а также к другим «вторичным» источникам герметической литературы, авторами которых являются известные ученые-исследователи разных стран.
В одной из этих книг приводится следующая молитва Гермеса:
«Свят Бог, Творец всех существ и вещей, Тот, кто был до Первого Начала.
Свят Бог, чья воля выполняется Его собственными Силами, которые Он породил в Себе.
Свят Бог, который решил, что будет Он познан, и познан Самим Собой, кому Он открыл Себя.
Свято искусство Твое, Словом Своим сотворившего все сущее.
Свято искусство Твое, образом Кого является вся Природа.
Свято искусство Твое, которое сильнее, чем все силы.
Свято искусство Твое, выше которого ничего нет.
Свято искусство Твое, которое выше всех молитв.
О, Ты, Невыразимый, Непроизносимый, Молчаливый, будь благословен.
Благословенно Твое искусство, о Творец!» (Ян ван Рэйкенборг. Гермес Трисмегист. Изумрудная Скрижаль и герметический свод. М. Амрита-Русь. 2010 год).
Если сравнить эту молитву с основными молитвами разных религий, то обнаружится, что они между собой перекликаются.
Гермес пишет о некоем «Видении», или «Поймандресе», имея в виду могущественную духовную сущность, ангела-посланца Бога, или даже проявление Самого Творца. Автор не дает четкого ответа на вопрос о том, кто или что из себя в самом деле предствляет Поймандр, или Поймандрес, но в то же время дает разные его наименования. Однако, если хорошо и непредвзято вдуматься в текст сочинения, то становится очевидным следующее. Содержание общения Гермеса с Поймандром является не чем иным, как аллегорическим выражением великих религиозных, философских и мистических истин, скрытое значение которых может быть осмыслено только теми, кто по своему духовному развитию достиг высоких степеней совершенства.
Следует отметить, что герметические тексты на греческом языке, содержащиеся в 18 трактатах, приписываемых Гермесу, стали популярными в интеллектуальных кругах эллинистического мира в первом веке нашей эры. Позже в средневековой Европе имело хождение множество трактатов на латинском языке, автором которых якобы был Трисмегист. Они в основном были посвящены магии и астрологии, алхимии и медицине, большинство из них оказывалось хорошо сработанными подделками. Поскольку некоторая часть этой сомнительной литературы сохранилась и поныне, при выборе источников герметической литературы необходимо проявить большую осторожность.
Интересны поучения Гермеса, которые давались им своим ученикам. Он говорил Асклепию-Имхотепу следующее:
 «Ни одна из наших мыслей не в состоянии понять Бога, и никакой язык не в состоянии определить Его. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткою мерою времени; следовательно, Бог невыразим. Правда, Бог может сообщить нескольким избранным способность подниматься поверх естественных вещей, дабы приобщиться к сиянию его духовного совершенства. Но эти избранные не находят слов, которые могли бы перевести на обыденный язык бесплотное видение, повергнувшее их в трепет. Они могут объяснить человечеству второстепенные причины творчества, которые проходят перед их глазами, как образцы космической жизни, но Первопричина остается нераскрытой и постигнуть Ее можно лишь по ту сторону смерти». (Там же).
Герметические принципы из книги «Кибалион»
Одним из наиболее известных трактатов Гермеса, наряду с «Поймандром» и «Изумрудной Скрижалью», является «Кибалион». Конкретный смысл этого египетского слова не известен, но считается, что данный термин имеет сакрально-мистическое значение. В книге изложены семь важнейших герметических принципов, действующих в духовной сфере, которые приводятся в труде Эдуарда Шюре «Великие посвященные»
(М. Амрита-Русь. 2009 год). Цитируем эту работу:
«Принцип ментальности. Всё есть Мысль, Вселенная есть творение Мысли и мысленный образ.
Принцип аналогии. То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу.
Принцип вибрации. Все сущее находится в процессе непрерывного движения и изменения частоты вибраций между духом и материей. Ничто не находится в состоянии покоя, все движется и вибрирует.
Принцип полярности. Все двойственно: все имеет свои полюса, все имеет свою противоположность. Похожие и не похожие суть одно и то же. Противоположности идентичны, но различны по степени. Крайности сходятся. Все истины полуистинны. Все противоречия примиримы.

Продолжение следует.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале на 25 апреля

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...
spot_imgspot_img

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам