Азиз Алем – поэт–новатор: штрихи к портрету

Талантливый художник слова Азиз Алем (Фатуллаев Азиз Шихбинетович) родился в г. Баку в 1938 году в семье служащего. Когда отец поэта добровольцем ушел на фронт, его семья вернулась в родное село Мискинджа Докузпаринского района Дагестана. Отец Азиза погиб на фронте. Мать стала главой семьи, она с малых лет прививала мальчику любовь к труду, воспитывала будущего поэта в духе патриотизма и горской этики.
В начальных классах юноша учился в родном селе, а среднюю школу окончил в селе Усухчай. Азиз с детства любил слушать сказки, легенды, предания, а позже, когда учился в школе, уже в младших классах, увлекся литературой и особенно родной. Ему нравились все учебные дисциплины, но любовь к гуманитарным предметам и в особенности к русской и мировой классике привела юношу на филологический факультет Даггосуниверситета, а затем и в Литературный институт им. М. Горького в Москве.
Пребывание в культурном центре страны с его библиотеками, прекрасными музеями, замечательными театрами, в городе, где кипела творческая жизнь (поэтические вечера, диспуты, встречи с всемирно известными поэтами, писателями, учеными, общественными деятелями), учёба в Литературном институте, естественно, расширили кругозор поэта и стали для него прекрасной школой познания тайн художественного творчества и мастерства.
С богатым багажом знаний молодой литератор возвращается в родную республику, где работает на ответственных должностях в газетах и журналах. Где бы ни трудился А. Алем, к порученному делу он всегда относился с большой ответственностью и отдачей. Как профессиональный литератор, работая завотделом культуры лезгинской республиканской газеты «Коммунист», главным редактором всех литературно-художественных журналов Союза писателей Дагестана, он всегда ждал от своих коллег высокохудожественных, зрелых произведений для публикации в подконтрольных ему изданиях. С еще большей требовательностью и ответственностью он подходил и к собственному творчеству…
В конце 50-х – начале 60-х годов в лезгинскую литературу приходит плеяда талантливых молодых поэтов, так называемых «шестидесятников», появившихся в период «хрущевской оттепели». Это – А. Саидов,
Б. Салимов, Жамидин, И. Гусейнов, К. Мусаев, Д. Абдуллаев, а чуть позже А. Алем, Х. Хаметова и др.
Стихи А. Алем начал писать еще в школьные годы, а публиковаться в республиканских газетах и журналах в период студенчества. Первые же его стихотворные произведения свидетельствовали о том, что в лезгинскую поэзию пришел вдумчивый, немногословный, ни на кого не похожий, талантливый поэт со своим видением мира, любимыми темами, своими поэтическими красками. Естественно, поэзия А. Алема не осталась незамеченной критикой и читательской аудиторией. В периодике появляются положительные рецензии, теплые отзывы.
Шли годы. Более пятидесяти лет плодотворно работая в различных жанрах поэзии, А. Алем издал более десяти книг на лезгинском языке, свидетельствующих о вечном поиске поэтом новых тем и идей, нехоженых поэтических троп и оригинальных художественных образов. От книги к книге поэт рос и мужал, он не гонялся за званиями и наградами, количеством изданных книг, не торопился с переводами своих произведений на русский язык: он стремился к повышению мастерства, чувствуя высокую ответственность художника слова перед обществом и эпохой. Сам поэт признавался, что талант мастера слова не измеряется количеством написанных произведений и изданных книг, а – качеством, мастерством, глубиной постижения действительности. Вот, что говорит А. Алем в одном из своих четверостиший:
Если хочешь познать тайны моих стихов
И почему их маловато?
Отвечаю: бросая в море удочку, ты ловишь рыбку,
А я ищу и нахожу в нем жемчуга.
(Здесь и далее стихи даны в подстрочных переводах автора статьи)
Эти строки его стихов можно считать эпиграфом, поэтическим кредо всего творчества Азиза Алема.
В книге А. Алема «Охапка лучей» (1970 г.) поэт говорит о своем псевдониме (это своеобразный ключ к пониманию всего его творчества) и о труде поэта следующее: «У каждого человека есть своя Вселенная. Вселенная поэта – это его творения, его видение мира. Этим псевдонимом я, разумеется, определил свою тему. Моя тема – Вся Вселенная… И на самом деле я не отрицаю ни одну сторону жизни, напротив, принимаю все ее «богатства»: сложность, красоту. В то же время, например, если пишу о цветах, у меня в мыслях весь земной шар, а если пишу о земном шаре, то думаю о цветке. Короче, я – диалектик. Мое правило: «Ты мне покажи человека, я тебе расскажу о человечестве».
И действительно, как видно из последующих его книг, А. Алем верен своему кредо. Он пишет о том, что актуально, что волнует жителей всей нашей планеты. Поэт всегда в гуще событий, он всегда на переднем плане. А что же самое главное, актуальное, волнующее всех людей планеты? К чему же приложил руку поэт А. Алем? Это его блистательная лирика: стихотворения о Родине и гражданственности, о любви к женщине и ее красоте, о нравственности и вечности, о красоте и сохранении природы, о дружбе и мире на земле.
Перу А.Алема принадлежит множество поэм, две повести в стихах, много литературно-критических статей. Он также создал пейзажные стихотворные произведения (о горах, море, городских красотах), имеющие глубокий смысл и самостоятельное значение. Больше того, если до него главным образом писали о платонической любви, то
А. Алем – зачинатель интимной лирики в лезгинской поэзии.
Поэзия А. Алема находилась в центре внимания литературно-художественной критики. О его творчестве писали М. Алипулатов, К. Азизханов, К. Акимов,
Р. Кельбеханов, Д. Гасанова и др. Критика как отличительную черту его творчества отмечала глубину размышлений о мире, о месте человека в нем, о вечном круговороте, т.е. подчеркивала философичность его поэзии. Кстати, об этой стороне творчества
А. Алема хорошо сказал известный русский поэт и теоретик литературы Сергей Наровчатов, поэтический семинар которого
А. Алем посещал, будучи студентом Литературного института. Вот его слова: «Азиз Фатуллаев… у меня оставил впечатление человека с широким интеллектуальным кругозором, мыслящего глубоко и оригинально, обладающего незаурядной эрудицией… Его стихи останавливают внимание, прежде всего, именно этой стороной, т.е. напряженной работой мысли, поисками философских обобщений и решений».
Творчество А. Алема многогранно. В нём много места отводится философским размышлениям. Как отмечает сам поэт: «Чтобы хорошо увидеть землю, орел поднимается в небо. Чтобы хорошо увидеть сердце человека и путь всего человечества, поэту надо подняться на седьмые небеса. Но на седьмые небеса может подняться только птица Симург. А чтобы стать Симургом поэзии, необходимо много знать, иметь большое сердце, владеть подлинным мастерством».
А. Алем как ищущий поэт всю свою творческую жизнь стремится покорять новые поэтические высоты, новаторски используя жанры мировой поэзии (восточной и европейской), мастерски создавая оригинальные художественные тропы, произведения строфической композиции.
Вот его восьмистишие, посвященное отцу, погибшему в Великой Отечественной войне:

Лучше пусть руки заболят,
Чем человеческое сердце.
Чем светлый мир сделать тесней,
Лучше расширить его просторы.
Из-за войны я не видал отца,
Но в сердце у меня его портрет.
… Я и больной рукой
Сажаю саженцы.

Поэт заставляет читателей задумываться и анализировать события прошлого и сегодняшнего, радоваться мирной жизни, солнечному небу над головой.
Как было отмечено выше, поэзия А. Алема многообразна тематически и богата жанрами. Он обогатил лезгинскую литературу балладами, этюдами, рубаи, сонетами, триолетами, восьми…, шести-, пяти-, трех-, двух- и одностишиями. Больше того, сам создал много оригинальных форм произведений строфической композиции. Приведем один из его этюдов:

У подножья высокого утеса благоухающая фиалка
Плавит мое сердце:
На утесе едва держится каменная глыба,
Ненавидящая дождь,
Но прекрасная моя фиалка
Ох, как жаждет она дождя.
Какая изумительная картина, какое тонкое наблюдение. Такое ощущение, будто поэт смотрит на мир через фантастическое увеличительное стекло, замечая мельчайшие детали в природе и переливы человеческой души.

Яркая образность, ясность мысли, философичность – эти характерные черты поэзии
А. Алема хорошо видны и в четверостишиях поэта:

Вот часы…
Остановились стрелки.
Завел – началось тиканье.
Может, человек нам потому и дорог,
Что его не оживить нам после смерти?!
Думаю, не ошибусь, если скажу, что А. Алем – большой мастер малых жанров, который в единичном видит общее, в малом – большое. В них зрелый мастер слова много размышляет над вечной проблемой. А именно – человек и мир, место человека во Вселенной. Приведу его шестистишие:

День прошлый, ты уходишь напрочь,
Черные, как ночная тьма, местами поседели волосы.
Когда на душе тысячи желаний,
Я смотрю в зеркало, чтобы узнать тайну,
Как путешественник смотрит на дорогу,
Которую разрушил селевой
поток, мчащийся в ущелье.
В одном из пятистиший поэт размышляет о том, какой след оставляет человек в этом мире и каким он должен быть. Опять автор подводит читателя к мысли: не зря ли он прожил свою жизнь?

Орех, который я палкой
Сбивал с дерева,
Наполовину оказался пустой.
Может, дерево
И есть моя жизнь?!
Эти глубокие философские размышления, рассуждения развиваются и дополняются в
трех-, двух-, и одностишиях Азиза Алема:

Пустое гнездо. В гнезде – туман,
Каплями росинки с гнезда подают вниз
На полусгнивший жёлтый листочек.
Примеры двустиший:
Я падишах для тех, кто жил до моего прихода.
Я слуга для тех, кто придет после меня.
***
Стареет человек, стареет.
Старый мир все молодеет, молодеет.
Одностишия:
Поэт вышел… на пенсию.
***
Жёлтый листочек упал на колено старика.
А. Алем также пишет стихи без рифмы, но с особой ритмикой (верлибр, белые стихи, свободные стихи), создаёт новые жанровые конструкции, которые порой вызывают споры и дискуссии. В целом же, как справедливо отмечал Н. Добролюбов, «Достоинство поэта заключается в том, чтобы уметь уловить и выразить красоту, находящуюся в самой природе предмета, а не в том, чтобы самому выдумывать прекрасное». Этому требованию критика, на наш взгляд, соответствуют многие стихотворные произведения А. Алема.
Следует подчеркнуть еще одну особенность творчества
А. Алема: он мастерски обогащает лезгинский литературный язык словами из диалектов и наречий родного языка, тем самым давая им вторую жизнь, но уже в литературе.
Отдельные исследователи и критики называют А. Алема поэтом-экспериментатором. С этим утверждением трудно согласиться, так как его новаторские поиски и обретения прижились в лезгинской литературе и их успешно продолжают поэты
Ф. Нагиев, З. Кафланов, А. Кардаш, А. Мирзабеков, М. Бабаханов, Х. Эльдаров и др., пришедшие в литературу после
А. Алема. А. Алем – поэт-новатор.
А. Алем как ищущий поэт всегда в поиске, в поиске новых тем и идей, слов и образов, в поиске различных способов неожиданных решений художественных задач. Об этом свидетельствуют и многочисленные подборки его стихотворных произведений, опубликованные в последние годы в журнале «Горянка» и республиканской газете «Лезги газет».
Пожелаем же поэту Азизу Алему в дни его 75-летия здоровья, благополучия и новых творческих удач.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала отправит батальону «Каспий» спортинвентарь и гуманитарную помощь

Администрация Махачкалы готовит к отправке в зону СВО очередную партию гуманитарной помощи. В этот раз груз будет включать не...

Роспотребнадзор приостановил работу частного детсада «Дети гор» в Махачкале

Роспотребнадзор приостановил работу частного детского сада «Дети гор» в Махачкале из-за нарушения карантинных мер. В ходе внеплановой проверки выяснилось, что...

В Махачкале прошел Республиканский турнир по шахматам среди детей участников СВО

Республиканский турнир по шахматам среди детей участников специальной военной операции провели в столичном Доме шахмат. Его организаторами выступили республиканский...

Мэр Махачкалы встретился с однокурсниками в День российского студенчества

В День российского студенчества глава Махачкалы Юсуп Умавов пережил трогательное воссоединение со своими однокурсниками. Коллеги мэра организовали для него...
spot_imgspot_img

Роспотребнадзор запретил пить воду из-под крана в поселке Загородный

В питьевой воде в посёлке Загородный в Махачкале обнаружены бактерии, способные вызвать кишечные инфекции, сообщает Роспотребнадзор. Лабораторные исследования от 22...

Сенатор Сулейман Керимов оплатит хадж для 5 тысяч россиян

Сенатор Сулейман Керимов профинансирует паломничество в Мекку для 5 тысяч российских мусульман в 2025 году. Об этом сообщил муфтий...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам