Актерский и человеческий талант

Актриса Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы Мадинат Магомедрасулова работает в театре с 1998 года. В том же году она окончила актерское отделение Дагестанского государственного университета, сдав, как она сама говорит, все спецпредметы на отлично. Работая в театре уже 15 лет, Мадинат проявила себя как талантливая личность, доказала, что ей под силу играть в разножанровых спектаклях разноплановые роли. Мадинат Магомедрасулова в классических спектаклях создала художественно полноценные образы, такие как, к примеру, Разина в «Севильском цирюльнике» Бомарше, жена Леонардо в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки, Марья Дмитриевна в «Хаджи-Мурате» Л.Н. Толстого. Проявила она свой талант и в драматических ролях, таких как Шаиргуль в «Обжалованию не подлежит» Токтоболота Абдумомунова, Биатриче в «Итальянской балладе» Наримана Алиева, и сейчас она работает над сложным трагедийным образом Зады в спектакле «Али с гор» Заирбега Алиханова.
Удаются ей и роли комедийного плана. Блестяще сыграла она роль Айханум в спектакле Гамида Рустамова «Если сердце захочет», Сабрият в «Не поверишь – умру» Исфандияра, Диляфруз в спектакле «Четыре жениха» Т. Миннулина, Илонки в «Ограблении в полночь» Мирослава Митровича и другие.
Своей поэтичностью и романтичностью отличались ее разнохарактерные роли в таких музыкально-литературных композициях, как «Пандур и кинжал» Х. Абдулгапурова, «Годы, дороги, поэзия» Расула Гамзатова, «Смех и слезы» Х. Абдулгапурова, и в других.
Мадинат умеет мастерски создавать образы и в детском репертуаре театра. Запоминающимися стали образы зайчихи в «Зайке-зазнайке» Сергея Михалкова, Зарины во «Всадниках на ослах» Георгия Хугаева, Джина в «Девушке-обжоре» Арбена Кардаша, сыгранные этой актрисой. Почти все вышеперечисленные актерские роли, образы эта актриса создала в работе со мною как с режиссером-постановщиком, поэтому я имею право говорить о ней как об актрисе, человеке, личности.
Как известно, самовыражение личности рассматривать отдельно от творческого труда, самостоятельно невозможно. Прежде всего нельзя противопоставлять личные и профессиональные качества человека. Критерий оценки актерского творчества – это мера воздействия актера на зрителей и степень его заразительности, это богатство ассоциаций, порождаемых его игрой. И достичь в этом результатов способен только актер, который является не просто исполнителем, а полноценной личностью.
Я ценю в актере, прежде всего, его душевные качества. Иногда на репетиции не могу терпеть беспардонные выходки ее участников, бесцеремонно нарушающих творческую атмосферу в труппе. Тогда я не умею скрыть своей неприязни к актерам, позволяющим себе развязность, и в таких случаях создается конфликтная ситуация. С Мадинат у меня такого почти никогда не случалось. Она в достатке обладает всеми культурными и душевными качествами. А на понимание этого у меня выработаны уже безошибочные инстинкты.
Актерская культура – это не только образованность; что это именно совокупность тех качеств, которые подразумеваются под понятием личности и личности творческой, у меня не вызывает никаких сомнений. Магомедрасуловой характерны забота о знаниях, постоянный тренинг, необходимый для каждого актера, интерес к жизни и человеку, что является первым и непременным условием элементарного владения актерской профессией.
В моих спектаклях актриса работает осознанно и сознательно осуществляет тот или иной режиссерский посыл – духовный строй спектаклей. Ведь чего греха таить: сегодня многие молодые актеры, находящиеся в театре, не обладают способностью решать любую поставленную режиссером задачу. И основная этому причина – они мало над собой работают. Труд должен идти впереди таланта, это бесспорно, и Мадинат – человек работоспособный. Каждый режиссер нуждается в актере, который бы понял, почувствовал и реализовал его стремления. Нуждаются режиссеры и в активном, способном творить самостоятельно актере. Свою целеустремленность и работоспособность актер должен совершенствовать, если этого нет, то он не просто замедляет свое развитие, он тут же начинает деградировать. Чтобы не начались самоповторы, чтобы продолжалось развитие, должно присутствовать в действии приобретаемое и совершенствуемое мастерство. Я знаю, что
М. Магомедрасулова это понимает и потому скромно и как бы незаметно накапливает опыт и мастерство своей профессии.
В каждой новой роли на репетициях Мадинат хочет найти целое, найти решение, определяющее стержень характера создаваемого ею образа. Не правдоподобие, а правду образа. А правда по Станиславскому – это необходимое условие художественного воздействия, умение мыслить по театральным законам раскрытия жизни человеческого духа.
Мадинат – актриса диалектической составляющей. Чтобы культивировать в себе личное, она умеет слушать себя, сосредоточиваться и самоуглубленно думать. Это добрая личность, и добро в ней прявляется не декларативно, а как-то застенчиво, ненавязчиво и даже робко.
Она умеет скрывать в себе свою энергию. Характерная черта ее творчества – это такая манера игры, когда кажется, что никакой и манеры-то нет, а есть только непосредственное и острое человеческое переживание и страдание, манера добра, душевной чуткости и тепла.
Она искренне любит свою профессию и предана ей. Ее призвание – служить театру. Мне кажется, что в другой профессии она себя и не представляет. Потому своим добрым отношением к работе Мадинат снискала большую любовь и уважение коллег.
Она замужем, растит сына. Хочется, чтобы и семейная ее жизнь сложилась удачно. Конечно, в этом плане ей не просто будет найти свое счастье. Добрым, мягким, людям с простым характером в нашей суетливой и агрессивной жизни живется ужасно сложно. Но она душою сильный человек! Ведь театральное искусство призвано сохранить человеческое в человеке. Театр – это нравственная трибуна, где учат мыслить, чувствовать, это территория человеческой борьбы за добро и справедливость. Вообще искусство существует, чтобы нести людям радость, – радость гармонии, познания, борьбы и радость веры в свои силы. Поэтому у счастья творчества есть обратная сторона – бремя ответственности. И еще. Творец должен быть образцом благородства. И мне кажется, что Мадинат к пониманию благородства тянется всей своей душой.
И последнее. Что бы ни говорили, в национальных театрах бывают актеры или актрисы, которые несут в себе ярко выраженные национальные черты человеческого характера. Это и внешний вид, манера движения и речи, темперамент, ритм, поведение и т.д. Художник вкладывает в свою игру ту сущность, которая ему сродни. Он не может постоянно ломать свою творческую природу. Ведь актер начинается в детстве. Потому в национальном театре резко отличаются актеры, которые родились в сельской местности, и те, что в городе. У сельских актеров более положительное мировоззрение, добрый взгляд, нравственное начало. Они многое понимают в жизни практически. А знание без практики, как известно, ноль. Мне хочется верить, что родившаяся в пригородном поселке Шамхал, с по-настоящему горскими, в том числе и аварскими особенностями и традициями, актриса Мадинат Магомедрасулова, будет еще учиться и учиться, расти и на основе всего, что унаследовано от богатой культуры нашего исторического и духовного прошлого, набирать новые силы для своего актерского будущего. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам