Макароны и Гамба – секрет олимпийского успеха

Дзюдо или борьба?

– Абдулла, когда ты пришел в спорт и почему выбрал именно дзюдо?
– Начинал я в Махачкале в обществе «Спартак», мне тогда было лет восемь. Сам я хотел заниматься вольной борьбой, но отец решил отдать меня на дзюдо. Сначала думал – немного похожу туда, а затем уйду в борьбу.
– До восьми лет не пробовал заниматься другими видами?
– Нет, не занимался ничем, только думал о том, чтобы заняться вольной борьбой.
– А почему именно этот вид спорта? Друзья занимались или потому что это как бы национальный вид спорта для Дагестана?
– Все друзья и знакомые занимались борьбой, а дзюдо в те годы особой популярностью не пользовалось. Это сейчас, после трех олимпийских золотых медалей, дзюдо стало интересно нашим людям.
– Что предопределило окончательный выбор между дзюдо и вольной борьбой?
– Потренировался год-другой, выступил на разных соревнованиях и понял, что мне это нравится, появился интерес к этому виду спорта.
– Наверно, свое слово в пользу дзюдо сказало и то, что практически сразу же пошли успехи?
– Да, это тоже сказалось. Первые успехи помогли понять, что дзюдо – это мой вид спорта.
– Вспомни первую свою крупную победу.
– Наверно, это 2006-й год, когда я попал в юношескую сборную России благодаря третьему месту на чемпионате России. К сожалению, в том году отбор на чемпионат Европы я не прошел, уступив по очкам всего одному спортсмену.
– А как же первенства республики?
– В Дагестане я на первых же своих соревнованиях занял третье место, затем сразу же была победа на первенстве Махачкалы. Лет в тринадцать выиграл в первый раз первенство республики. Наверно, благодаря своей одаренности, мне сразу же удалось добиться результата.
– То есть ты не тот тип спортсмена, который добивается успехов за счет пота и крови, пролитых на тренировках? Для достижения побед тебе достаточно развивать качества, изначально заложенные природой в организме?
– Согласен. Конечно, помощь тренеров тоже играет немаловажную роль. Если талант есть, они помогут развить его дальше.
– Зная о своей одаренности, не возникает мыслей о том, что на тренировках можно и не выкладываться, мол, победы будут только за счет таланта?
– Результаты на соревнованиях не дали бы мне этого сделать. После каждой победы хотелось добиться следующей, поднять планку, выйти на всероссийский уровень, международный.
– Из нашей беседы у меня складывается мнение, что уже первые победы были добыты, что называется, без вариантов! Неужели в твоем весе не было достойной конкуренции внутри республики? Хотя бы со стороны кизилюртовских ребят, которые считаются лидерами дагестанского дзюдо?
– Нет, почему же, сильных ребят было много. Мы постоянно рубились между собой, причем дагестанцы попадались и на зональных соревнованиях, и на первенствах России. Тогда я боролся в весе 60 кг и по составу участников эта категория была одной из сильнейших в стране. В маленьких весовых категориях много быстрых и шустрых ребят. В основном конкуренция шла от кизилюртовских ребят, неплохо смотрелись и дербентские.

Путь в сборную

– Ты участвовал в соревнованиях в Анапе, на которых был установлен своеобразный рекорд…
– Этот турнир – один из самых сильнейших детских стартов России. В том году в Анапе в нашем весе было 140 человек! Такого, по-моему, не было больше нигде! Схватки начинались с раннего утра и заканчивались около двенадцати ночи, а иногда переносились на другой день. В первый раз я не смог добраться до медалей в Анапе, уступив в третьей схватке. А уже в следующем году занял третье место.
– Этот результат, наверно, стал одним из важнейших пунктов на пути к сборной страны?
– В том году, когда попал в сборную, я выиграл первенство Дагестана. На зональном турнире дошел до финала, где уступил, а на первенстве России взял бронзу. А затем, к сожалению, в последние 10 секунд схватки уступил азербайджанцу и остался без путевки на чемпионат Европы. После этого весь год были сплошные сборы, и мне уже пришлось переходить в юниоры. В новой возрастной категории сначала возникли проблемы, долгое время я никак не мог отобраться в сборную. Два года подряд на чемпионатах России я занимал пятые места, кстати, уступил тогда будущему олимпийскому чемпиону Галстяну.
– Серия неудач в таком возрасте часто приводит к тому, что талантливые спортсмены уходят из спорта. У тебя не возникало желания махнуть на все рукой и заняться чем-нибудь другим?
– Было такое, но, к счастью, не надолго. Прихожу в номер после тренировок и думаю: все, надоело уже! Не буду больше тренироваться. И борьба не идет, и сил не хватает… А утром просыпаюсь, хорошенько выспавшись, иду на зарядку и постепенно втягиваюсь в тренировку, позабыв о своих мыслях. Долгого стресса, который мучил бы меня месяцами, не было.
– То есть после поражений долго не переживаешь?
– После них надо не переживать, а делать выводы, анализировать свои ошибки.

Секреты Гамбы

– Тренировочный процесс в сборной страны как-то отличается от занятий, которые были у тебя до попадания в национальную команду?
– Это вообще разные вещи! Дома мы тренировались вместе, будто каша, варящаяся в одном котле, а в сборной у каждого своя индивидуальная тренировка, у кого-то качка, у кого-то борьба, кто-то занимается на резине. Даже в зависимости от весовой категории тренировки отличаются, у тяжеловесов одни занятия, у легковесов – другие.
– А сам Гамба участвует в них?
– Да, он постоянно в зале, ходит, подбадривает. В основном он пишет программы для каждого из спортсменов, а мы работаем по ним под руководством других тренеров сборной.
– Такой подход к тренировочному процессу может служить объяснением резкого рывка российского дзюдо? Он может объяснить феноменальное выступление наших ребят на Олимпийских играх и три их золота в Лондоне?
– Лично я других объяснений не вижу. Двадцать лет Россия не могла выиграть золото на олимпиадах! А Гамбе для этого понадобилось всего четыре года, и при этом не одно золото, а сразу три! Он сделал олимпийскими чемпионами таких людей, на которых вообще никто не ставил. У него очень много своих хитростей и тонкостей. К примеру, до стартов в Лондоне он три дня заставлял олимпийцев есть макароны…
– Зачем?
– В них очень много углеводов, они помогают быстро пополнить запас энергии после изнурительных тренировок. У него нет мелочей ни в еде, ни в тренировках. Раньше в день соревнований мы пили с утра бульон, ели яйца, икру, а Гамба вообще запретил употреблять эти продукты, заменив их макаронами и разными джемами.
– То есть секрет наших олимпийских медалей в дзюдо кроется в макаронах?
– Да, в еде и в Гамбе.
– А как его одним словом охарактеризовать как тренера? К примеру, Гуса Хиддинка называют тренером – мотиватором…
– Он больше стратег, много работает над тем, чтобы ставить подопечным грамотную борьбу. Он часто говорит, что не надо слишком сильно настраиваться на схватку, выходите, говорит, на татами и просто выполняйте свою задачу. Лишние нервы, говорит он, только мешают.
– А индивидуально соперников изучаете перед крупными соревнованиями?
– Этим обычно занимаются личные тренеры. К примеру, Михайлин на предолимпийском сборе каждый вечер проводил перед ноутбуком в компании личного тренера, изучая вероятных соперников. К тому времени уже была известна сетка соревнований. Они смотрели борьбу каждого, изучали манеру соперников – с кем какие захваты надо срывать, какую руку надо отключать и так далее. У Гамбы другие козыри, он не станет заниматься твоей техникой. Если у тебя есть талант, то он поможет тебе раскрыться, подкорректирует тебя, но менять что-то в твоей технике, учить каким-то броскам он не станет.
– А как обстоят дела со сборами, с их финансированием? У президентского вида спорта с этим проблем, наверно, нет?
– Триста дней в году мы на сборах. В основном они проходят в Адлере и Сочи. Недавно у нас были полуторамесячные сборы в Адлере, затем поехали в Германию на неделю. Сейчас у нас перерыв на пять дней, после которого мы вернемся в Адлер и будем работать где-то месяц. Для разнообразия иногда сборы проводятся в Испании, Чехии, бывает, выезжаем в Кемерово.
– А на что делается упор на сборах – физика, техника или что-то еще?
– Раньше мы просто боролись. Сейчас больше делается упор на физику, каждый день качаемся. Даже за три-четыре дня до соревнований мы качаемся.
– За три-четыре дня до соревнований? Проблем потом не возникает? Те же мышцы, к примеру, не забиваются?
– У Гамбы программы как-то так построены, что, наоборот, чувствуешь в себе напористость, и мышцы не забиваются вообще. Он все это хорошо чувствует, как-никак, сам был великолепным спортсменом, брал на олимпиадах золото и серебро. Его тренером, кстати, был японец.
– Так уж получилось, что в сборной у нас в основном кавказские дзюдоисты, не возникают из-за этого какие-то неприятные моменты?
– Да, в команде процентов семьдесят кавказцев. Гамба как приехал, собрал всех и посоветовал забыть обо всех конфликтах, сказал, что мы должны сдружиться, стать одной семьей. В итоге так и получилось. А раньше такого не было, чуть что – все были готовы сцепиться друг с другом. Атмосфера в сборной сейчас просто превосходная.

Новый олимпийский цикл

– В ближайших планах есть участие в каких-нибудь соревнованиях?
– Сейчас поедем в Адлер на сборы, через месяц едем в Турцию на гран-при. Там мы будем бороться за рейтинговые очки для отбора на следующую олимпиаду. Для того чтобы получить олимпийскую лицензию, надо попасть в пятнадцать лучших мирового рейтинга. Очки в зачет этого рейтинга можно заработать на чемпионатах и кубках мира и Европы, на турнирах серии гран-при и турнирах Большого шлема.
– Какую позицию ты занимаешь в рейтинге на данный момент?
– В мировом рейтинге у меня пока лучший результат из всех российских спортсменов, и в европейском рейтинге я пока, в общем, номер один.
– На недавно завершившемся первенстве Европы до 23 лет ты уступил в полуфинале, по-моему?
– Да, мне засчитали поражение в схватке с армянским дзюдоистом. К тому моменту россияне выиграли золото в категориях до 60 кг, 73 кг, 81 кг и 90 кг, скорее всего, судьи решили, что с России хватит золотых медалей в Чехии. В моей схватке явно было видно, что судьи помогали армянину и вместо золота мне пришлось биться за бронзу с другим нашим спортсменом, Адамовым.
– Как сложился для тебя последний этап гран-при в Дюссельдорфе?
– Я проиграл во второй схватке японцу и выбыл. Кстати, тот японец в итоге одержал победу на этапе. Несмотря на поражение, я получил в Германии хороший опыт, там участвовала практически вся элита мирового дзюдо – олимпийский чемпион, бронзовый призер Олимпиады, чемпион мира и еще много других именитых дзюдоистов.  

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан в топ-7 российских регионов для хайкинга

Республика Дагестан попала в топ-7 регионов Российской Федерации для занятий хайкингом и трекингом. Об этом рассказал сервис туту.ру. Если вы планируете пеший...

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...
spot_imgspot_img

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам