Тропа кузнеца

Именно обида за попрание дела мастеров-предков переориентировала успешного фоторепортера, фотомастера Гаджи Курбанкадиева в кузнеца, призвав взяться за возрождение прославленной амузгинской стали. Начавшийся в 1978 году с встряхнувшей его статьи в журнале «Вокруг света» процесс перенацеливания набирал силу даже в 90-е годы, когда еще по-прежнему изготовление холодного оружия было под запретом.
Если замысел созрел, он рано или поздно себя обнаружит. Так случилось и с Гаджи, создавшим в городе кузнечную мастерскую. Так случилось и с авторами книги «Тайна амузгинского булата», любознательными до признаний неординарных людей.
Загадочная древняя страна Зирехгеран продолжает рождать героев. И книга о выходце из села Амузги рассеивает туман жизненных коллизий современного кузнеца, благодаря прозрению открывшего секрет булата, оцениваемого историками и специалистами наравне с дамасской сталью. От селения Кубачи, где более двух тысячелетий изготавливалось оружие для всего Кавказа, в заброшенное село на южном склоне – Амузги ведет тропа. Здесь не слышны уже звуки молота и наковален, не пышет жаром дыхание горна. Точно такая печь, как ставилась в селе, стоит в городской кузнице Курбанкадиева, обеспечивая клинку те же качества, что ему придавали предки. Предложения друзей осовременить оборудование не находило отклика в кузнеце, стремящемся не к налаживанию прибыльного производства, а к возвращению утерянных рецептов изготовления амузгинской стали.
– Далеко не сразу все это стало получаться, сомневались даже самые близкие аксакалы из рода, – вспоминает свидетель поисков Гаджи, коллега Алика и Хатимы Андрей Меламедов. – Человек сделал невозможное: без поддержки, привязывая молоток к руке и обливая заготовку своим потом.
А поддержка у Гаджи все-таки была и, прежде всего, в лице супруги Хадижат, поверившей в цель мужа, и их детей. Слова его сына на презентации книги о том, что он продолжит дело отца, дали основание редактору издательства «Эпоха» Галине Бейбутовой сделать реплику по поводу подзаголовка «Исповедь последнего мастера».
Предложение, намеченное в других выступлениях, четко сформулировал начальник УФСИН России по Республике Дагестан Муслим Даххаев, который близко знаком и с Гаджи Курбанкадиевым, и с Аликом Абдулгамидовым, вместе с которым они стали лауреатами премии имени Артема Боровика. Инициатива генерала ходатайствовать перед руководством республики о поднятии на государственный уровень производство клинков будет развивать демонстрационный аспект таланта дагестанских мастеров. Кубачинский художественный комбинат изготавливал кинжалы как сувенирные изделия – для подарков, ансамблей, для выставок и экспорта. Если клинки нужны, то должны быть и кузницы. Ведь работ Гаджи пока нет даже в коллекциях музеев нашей республики.
Среди музейных экспонатов амузгинский булат увидел, работая в Сирии, дипломат и историк Багавудин Алиев. Выходец из Цумадинского района здесь услышал о Зирехгеране и амузгинской стали, он был горд за своих соотечественников, добившихся такого качества из обычного железа. Комиссии проверяли, сопоставляли клинки работы Курбанкадиева и старинные амузгинские клинки из музейных коллекций. «Один к одному», как выразился Гаджи.
Тайна дамасской стали еще не раскрыта, секрет амузгинского булата разгадан не потому что он проще, а потому что этим занялся человек с такими же качествами, как хороший, добротный клинок.
И такие же стойкие люди взялись рассказать миру, что и в XXI веке есть место чудакам, ставящим общее выше частного.
– Общее и особенное, – определила суть стремлений кузнеца Гаджи и журналистов Алика Абдулгамидова и Хатимы Нисредовой заместитель министра образования и науки РД Альбина Арухова, настольной книгой которой стала документальная повесть
А. Абдулгамидова о ее супруге – министре по национальной политике РД Загире Арухове. – Свободные от материального вы живете идеями.
Часы в знойной мастерской и кропотливая работа над записями позволили авторам в течение года написать о нашем современнике увлекательную книгу со словом «Тайна» в заголовке. Да, как заметил художественный руководитель Дагестанского театра оперы и балета Магомед Гусейнов, такое название наводит на мысль о детективном жанре произведения.
– Но в книге нет ни взрывов, ни убийств, ни смертей, есть труд… Книга легко читается и создается впечатление, что ты находишься в кузнице, – отметил композитор.
Среди тех, кто наставлял профессионального фотографа на занятие кузнечным делом, руководитель Дагестанского Статистического управления Сергей Ильяшенко, работавший во времена знакомства с Гаджи в Обкоме КПСС республики. Сергей Викторович, признавшись, что тоже собирался писать о необычном земляке, выразил удовлетворение тем, что у кузнеца есть ученик, который убедился, что секрет успеха в том, чтобы учиться, знать и уметь больше, чем требуется его сверстникам. И возраст этому не помеха. Об этом напомнила на презентации и сестра Хатимы, восторгавшаяся тем, что молодая аспирантка ДГУ не просто участвовала в написании книги, а ей посчастливилось стать соавтором такого известного журналиста, как Алик Абдулгамидов.
В какой-то мере соавторами Хатимы и Алика стали переводчицы Жанна Абуева и Эльвира Нурмагомедова, чей труд позволит ознакомиться с исповедью Мастера англоязычному читателю. Но главное, чтобы земляки знали о своих героях, как в самом начале презентации заметил земляк Гаджи руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев. Представление новой книги в родном Дахадаевском районе воодушевит мастеров. Весомость секрету придает способность его разгадки.
Сколько экземпляров из тысячного тиража доберется до сельчан, попадет ли книга к зарубежному читателю, покажет время. Но предложение доктора филологических наук Курбана Акимова представить ее на республиканскую премию может достигнуть цели. В отличие от секрета амузгинской стали книга, написанная о Мастере, не была тайной, о предстоящем ее выходе читатели газеты «Махачкалинские известия» узнали с началом в ноябре прошлого года публикаций в ней глав из будущего издания.
– Книга написана очень доступным языком, – вспомнив обстоятельства первого знакомства с Аликом Абдулгамидовым, а через некоторое время и с Гаджи Курбанкадиевым, обратил внимание публики специалист по оружию, начальник ОВД Каспийска Мустангер Муминов. – В позапрошлом веке имам Шамиль говорил: «Для Дагестана нужен большой клинок». В прошлом веке Расул Гамзатов сказал: «Для Дагестана нужно большое перо». Пусть же в нашем веке клинки демонстрируются на выставках и в музеях, а перо отражает мастерство их изготовителей.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024. Представить декларацию о доходах, полученных в 2023 году, необходимо до 2 мая 2024 года....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам