Андрей Кружнов: «Я стараюсь, чтобы мои шутки не превращались в хамство»

Современное телевидение изобилует юмористическими программами и пародийными шоу. Классические «КВН» с «Аншлагом» и Винокур с Петросяном уже никого не удивляют: у любителей юмора появились новые кумиры – герои «Камеди», пародий и юмористических скетчей. Но, как многие любят говорить, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда, и мы решили задаться вопросом, всегда ли юмор – это так смешно и безобидно, и должны ли в жанре комического присутствовать какие-то сдерживающие факторы. Об этом мы говорили с актером Русского драматического театра им. М. Горького, театральным художником, режиссером, драматургом и пародистом Андреем Кружновым.

– Андрей Эдуардович, смотрела Ваши новогодние пародии и моноспектакль «Советские Штаты Америки». В одном из эфиров в своем интервью, говоря об этом моноспектакле, Вы сказали, что штамп «американцы все тупые» уже никому не интересен, не актуален, а юмор и сатира – явления намного сложнее, чем может казаться. Поэтому хочу спросить Вас, насколько приемлемо эксплуатировать в юморе тему национального характера, и где должна проходить эта грань от того, когда это смешно, и когда это уже неэтично? И должна ли такая грань существовать?
– Сатира, юмор – это понятия достаточно изменчивые, они меняются, и вот это «этично/неэтично» – оно тоже меняется. Наверно, точно так же меняется, как отношение человека к человеку, как отношение человека к животным… «Доктор Дулиттл» – известная комедия в Америке. Доктор Дулиттл – это толстый доктор, который ест какие-то волшебные таблетки, то худеет, то опять толстеет. Вообще, когда я жил в США, подшучивать там над толстыми людьми было нельзя. Это считалось неприличным. Не секрет, что американцы являются одной из самых толстых наций. Я лично сам могу сказать, что в день мог видеть столько толстых, просто обрюзгших американцев, сколько за всю жизнь не видел в России. То, что мы называем «толстый» в России, там это будет абсолютно нормальный человек, даже, может быть, худой. И вдруг появляется эта комедия «Доктор Дулиттл», где идет подтрунивание над толстыми людьми, над этим толстым доктором, которому из-за своих объемов неудобно ухаживать за девушками и т.д. Это была революция: они вдруг позволили себе над этим посмеяться. То есть границы дозволенного и в юморе, и в пародии тоже меняются. Кто-то из известных людей сказал – по отношению к животным определяется уровень гуманистичности нации. Если, допустим, взять Ботсвану и, к примеру, Бельгию, в которой есть собачьи, кошачьи приюты и т.д. Это совершенно разный уровень развития общества. То же самое и с юмором.
В Дагестане я живу уже больше года, и я уже начинаю понимать отличие дагестанского зрителя от зрителя, скажем так, центральной полосы России. Если там можно над чем-то пошутить, то здесь над этим шутить нельзя, это может быть воспринято как оскорбление, унижение. В Европе это выглядит смешно, когда выходит женщина-атлетка и начинает крутить худого мужчину на руках. Я не знаю, как на это отреагируют люди, если показать такое на сцене одного из местных театров (смеется). Это менталитет, обычаи, уровень отношения к женщине, начальнику и т.д. Если в той же Америке начальник может позволить себе дружеское отношение с подчиненными, то здесь он не должен себе этого позволять, потому что оно переходит в панибратство и воспринимается как слабость.
И зритель разный. Если тут у нас можно выйти на сцену и менторски поучать зрителя – «это можно, а вот это нельзя», потому что в силу культурных особенностей, традиций зритель это воспринимает нормально, то где-нибудь в Москве это будет понято как лобовое нравоучительство, как навязывание своего мнения. И отношение к юмору разное…
– Кстати, я обратила внимание на эпизод из «Советских Штатов Америки», когда Ваш герой готовится к отъезду в США и говорит, что поведение его жены изменилось, она начала ему же говорить плохо о своем любовнике. Я почему-то сразу подумала о том, что дагестанцы подобную шутку отнесли б к категории «это уже не смешно». Я не могу представить себе зрителя – дагестанского мужчину, которому может быть смешно при мысли, что у его супруги может быть любовник, и даже шутить на эту тему нежелательно.
– Да, тут это не повод для шуток. Вообще говорят, что смеясь, человечество расстаётся со своим прошлым, особенно с негативным.
– Причем у дагестанских юмористов есть сюжеты типа того, что вот едут по городу два молодых человека, видят девушек и обсуждают, что вон та, – с которой я встречаюсь, а та – на которой я собираюсь жениться. Получается, что это из-за патриархальности дагестанского общества: у мужчины может быть и так, и сяк – и это смешно, а у жены – нет.
– Да, да, да. Юмор ведь тоже связан с определенной феминизацией, демократизацией общества. Кто-то из актеров Малого театра вспоминал. Когда приезжал Малый театр на гастроли в Ташкент с «Грозой» Островского (помните, там Катерина бросается с обрыва из-за своей свекрови Кабанихи), так там положительным героем среди узбеков оказалась Кабаниха, а Катерина, извините меня, просто проституткой. Она же изменила Кабанову! И не важно, какой он был муж! Актеры Малого театра были ошарашены, что зрители аплодируют Кабанихе.
Я могу сказать, например, то же самое. Когда я был в Америке, рассказывал американцу анекдот про Василия Ивановича и Петьку, где Василий Иванович говорит: – Петька, если ты еще раз моими носками будешь гвозди забивать, я твое полотенце распилю! Американец у меня спрашивает: «А над чем здесь смеяться?!» Я начал ему долго объяснять, что это грязь, она может стать твердой…, а он говорит: «Над чем здесь смеяться?! Это же трагедия! Над этим плакать надо!»
Мы в России смеемся над социальными проблемами, «ржем» с Задорновым, когда он говорит о нашей коррупции, а у них это было бы поводом для митингов, а не для юмора. Хотя в Америке я видел телешоу, где язвительно шутили над Бен Ладеном и над своей паникой после взрывов 11 сентября – хватило духу!
– Во многом от ментальности людей зависит их восприятие не только комического, но и трагического. Когда мы с однокурсницей смотрели в кинотеатре «Анну Каренину», и в фильме начали разворачиваться события после измены Анны, она обратила внимание на то, о чем при этом говорили молодые девочки, сидевшие сзади. А они вполне серьезно были возмущены, говорили, мол, так ей и надо, нечего было изменять мужу. Получается, что именно ментальные предрассудки не позволяют этим девочкам воспринять эту историю как глубокую трагедию женщины.
– Понимаете, каждый народ, каждая нация проходит свой путь так же, как и человек путь воспитания, путь взросления… Даже если взять русских. Они не прошли ни эпоху Ренессанса, ни эпоху Возрождения, и юмор Франсуа Рабле русскому уже не понятен. То, над чем смеялись французы и немцы, русским кажется: «Фу, какая пошлость! Какие-то идиоты!» Мы этого не прошли, а они – прошли.
Существует еще национальная уязвимость, гордость. В США негра нельзя назвать негром. Если негры тинейджеры могли друг другу сказать: «Эй, ты, черномазый! Иди сюда, нигер!», могли оскорбить друг друга, то это считалось этакой бравадой. А попробуй белый ему так скажи! Тут же ему «впаяют» расовую дискриминацию и оштрафуют. Кстати, это афро-американцы. У меня был приятель из Нигерии, который не обижался, когда ему говорили «black», в его генетической памяти нет рабовладельческой истории. У афро-американцев еще существует память о том рабовладельческом строе, и поэтому, когда их начинают делить по расовому признаку, или подтрунивать, их это задевает.
– На нашем телевидении: во всяких КВНах, скетч-шоу, когда выходят якобы кавказские борцы с приклеенными черными бородами и волосами на груди…
– Это типа «Даешь молодежь!»?
– Ну, да. Получается, над экзотичностью и колоритностью кавказцев у нас пока шутить можно, всей стране смешно, мы, кавказцы, как бы не обижаемся…
– Да, а что русские пьяницы, лоботрясы…
– Но сейчас периодически в СМИ начинают идти разговоры о том, что термин «лицо кавказской национальности» надо запретить упоминать… Может, мы тоже идем по тому же пути, что и США? Сейчас у нас пока можно шутить на тему кавказцев, но если вдруг наше общество станет более зрелым, то, возможно, шутки на эту тему будут уже не корректны.
– Моя жена наполовину грузинка, я могу над этим шутить, и она не воспримет это как оскорбление, потому что знает, что я ее люблю. А если бы я, когда только начал за ней ухаживать, сказал ей: «Ну, блин, у тебя и нос!»?! Это воспринимается уже по-другому. А уж как она шутит надо мной – история об этом умалчивает!..
Так же и с обществом. Чем общество цивилизованнее, тем оно гуманнее и терпимее. Если человек агрессивно относится к юмору, значит, у него это не переболело, не перебродило, и на эту тему нельзя с ним шутить. Поэтому я говорю, что границы юмора меняются, они плавающие.
– А мне кажется, что в высокоразвитой стране, где защищается каждый малейший аспект, связанный с правами человека, юмор вообще невозможен. Вот, Вы говорили о толстых людях в США, а я на днях видела сюжет о том, что в Великобритании, на законодательном уровне собираются запретить употребление слова «жирный» по отношению к человеку, страдающему ожирением, потому что якобы оно негативно окрашено и обозначает то, что этот человек больной или лентяй, который много ест и мало двигается, а на самом деле якобы это не так.

Окончание на 26-й стр.

Окончание.
Начало на 22-й стр.

И если каждый человек будет находить в окружающем какое-то оскорбление своей личности, государство будет вынуждено законодательно позаботиться о том, чтобы, не дай Бог, никто не задел каждого отдельно взятого его гражданина.
– Понимаете, это не должно носить оскорбительного тона. Все дело в мотивации. Толерантность должна быть с одной стороны – человек не должен оскорбляться на то, что не является оскорблением, и с другой – это не должно носить оскорбительного, уничижительного тона.
– Вы, наверно, видели рекламу освежителя воздуха, там женщинам закрывают повязкой глаза и просят угадать по запаху, где они находятся. Они говорят, что такой запах приятный, наверно, это цветочная клумба, но оказывается, что это комната с азербайджанскими борцами. Получается, что изготовители рекламы считают, что азербайджанские борцы какие-то по-особенному плохо пахнущие? Уместно ли подобное в рекламе и стоит ли обижаться азербайджанским борцам?
– Все зависит от азербайджанских борцов (смеется). Это, действительно, очень тонкая грань. Я сам бывал в таких ситуациях, когда мне что-то говорили, и я не знал, как к этому относиться: обижаться или просто пропустить мимо ушей. Я думаю, что лучше пропустить мимо ушей.
– Среди дагестанских юмористов есть те, которые в интервью признаются, что в жизни они далеки от юмора, не шутят, не смеются, и их даже напрягает, когда от них ждут шуток. Но есть и такие, которые говорят, что да, они и в жизни такие же веселые, жизнерадостные, любят пошутить, и их жизнь полна комических историй. А как у Вас с юмором в жизни?
– У меня с этим… Да у меня с этим нормально. Пошутить я тоже люблю. Все зависит от момента, настроения, окружения, ситуации и т.д. За кулисами, например, актеры же часто такие балагуры, и в актерской среде могут так пошутить, что ты можешь подумать, пошутил он над тобой или уколол. Лично я стараюсь, чтобы мои шутки по отношению к другим не превращались в хамство. По крайней мере, я хамство переносить не могу.
Если вернуться к теме юмора и наций. Если взять историю древнегреческой драматургии, как возникал греческий театр, – сначала это были трагедии, потом стала возникать комедия, а затем – сатира. Сатира – это уже более позднее развитие драматургии. Так же и у человека. Чем он взрослее, тем более снисходительно начинает относиться ко всему. Я помню себя в молодости, и при любых шутках по поводу моей внешности я начинал как-то напрягаться. Сейчас мне это безразлично. А в 80 лет я уже сам буду над собой смеяться.
– Кто-то из классиков сказал: когда тебя начинает одолевать тоска, – пиши комедии. В Вашем случае это так?
– А Вы считаете, что «Советские Штаты Америки» – это комедия?
– Нет, я так не считаю.
– Просто после моего выступления на фестивале с моноспектаклем «Советские Штаты Америки» одна дагестанская критикесса написала, что это что-то там от Задорнова, от Жванецкого, КВН, ОСП-Студии, меня с кем-то там сравнила, и что вообще это какое-то кривляние. Не то что бы я обиделся или не обиделся, меня просто это как-то покоробило: я старался излить душу. Конечно, старался о серьезных вещах говорить иронично, даже нарочито-глуповато. Зачем говорить: «Вот это плохо, а это – хорошо»? Театр – это в первую очередь зрелище, поэтому я должен если и вкладывать какую-то мораль, то так, чтобы этого не было заметно, чтобы оно проглотилось, как таблетка в сладкой оболочке. Я пытался поднять проблему не то что «маленького» человека, как у Гоголя, нет. Там была тема «ненужного» человека. Он не нужен ни семье, ни государству, поэтому он и сбегает за океан. Это страшная вещь. А эта критикесса за первым слоем иронии ничего не разглядела… Мы о чем говорили?..
– О том, что когда на душе тоскливо, нужно начинать писать комедии.
– Откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро», как Пушкин написал. Я пишу, когда у меня назревает, когда я не могу не писать. Конечно, да, я могу написать на заказ. Например, я написал детскую пьесу на заказ, которая идет в Чебоксарах в ТЮЗе уже третий год, и премьера которой состоялась в марте в Тамбове. А если ничего не болит, тогда ничего не пишу. Поэтому пишу не так часто.
– Вы какое-то время пожили в США и написали об этом моноспектакль. В Дагестане Вы уже почти полтора года. Сможете уже написать о дагестанцах?
– Да, с удовольствием. Кстати, я бы с удовольствием написал пьесу для детей по сказкам и легендам народов Дагестана. У меня просто есть такой опыт, я писал пьесу по легендам и преданиям тамбовского края по просьбе областного Управления культуры и даже выиграл грант в Московском департаменте по культуре и кинематографии. Кстати, через вашу газету обращаюсь к потенциальным заказчикам – я бы с удовольствием взялся за ее написание, постановку и оформление.
– А юмористическое что-нибудь, как человек, который смотрит на нас со стороны и может над чем-то посмеяться?
– У меня написано около двенадцати юморесок – скетчей, которые должны выйти в одном юмористическом спектакле «ПорядоШные люди» по принципу театра сатиры Аркадия Райкина, но вот никак не выйдут. Я обсуждал это с художественным руководителем Мавлетом Тулпаровым, и он дал добро. Там задействовано трое актеров, мы начали репетировать еще в прошлом сезоне, но из-за постоянной рутины и работы в других спектаклях не доходят руки, так как работа эта внеплановая.
– Если руки дойдут, когда примерно можно ожидать?
– Думаю, что только в следующем сезоне. Я смотрю, здесь современных российских спектаклей вообще нет. Или западные, или классика, а вот современных, актуальных, о том, чем мы живем сейчас, в Дагестане нет. Я думаю, что это тоже связано с определенной неготовностью зрителя и неготовностью театра взяться за это дело. Может, и боязнь делать что-то новое, потому что был же у Тулпарова печальный опыт, когда он поставил спектакль по событиям Норд-Оста.
– Да, и было много желающих его посмотреть.
– Ведь театр стоит именно на актуальности. А в Дагестане сейчас получается, что театр носит культурологический характер.
– Экскурс в прошлое.
– Да. А вот посмотрите как было у Чехова, у Грибоедова, а вот посмотрите, как живут «проклятые американцы», французы. Но у нас все по-другому. А как? А мы не знаем. Мне кажется, у театров существует какая-то боязнь браться за современные проблемы Дагестана.
– Недавно по приглашению нашего Президента и Правительства Дагестан посетили журналисты и блогеры из Москвы и других регионов России. Их возили по республике, показывали наши красоты, достопримечательности, строящиеся объекты и т.д. Все они восторженно описывали в соцсетях, как постепенно рушились их стереотипы: как они, собираясь сюда, думали, что здесь будет так, а оказалось не так, что увидят они то-то, а по приезде не увидели, что они думали, что ночная Махачкала – это хуже, чем какой-нибудь «черный» квартал в США, а на самом деле оказалось, что ночью тут спокойнее, чем в каком-нибудь Колпино. Один из блогеров написал о том, что его очень удивило. Он вместе с другим блогером шел ночью по каким-то городским задворкам, и в темном переулке они заметили, что к ним навстречу идут двое. Они приготовились распрощаться со всем, что было тогда при себе, но те двое подошли, спросили: «Как дела? Все нормально?», пожелали удачи и ушли.
Есть что-то такое у нас в республике, что удивило Вас в начале, когда Вы только приехали сюда, и продолжает до сих пор удивлять?
– Более добродушное, хорошее отношение к людям. То, что нет пьяных, валяющихся на улице, то, что даже в Тамбове можно увидеть нередко. Здесь абсолютно точно нет этого тотального пьянства. Люди здесь более доброжелательны, соседи с соседями здороваются. Чувство коллективности, локтя тут очень развито. У русских вообще какое-то недоверие друг к другу, закрытость. Не знаю, кто в этом виноват: советская власть, Сталин, страх, что могут донести, настучать. А здесь люди открытые, могут подойти, что-то спросить. Когда я гуляю со своей собакой, могут подойти, спросить, что это за порода. Здесь гораздо более человечное, добродушное, открытое отношение к человеку, и это меня до сих пор приятно удивляет.  

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам