Площадка активного диалога

В работе собрания приняли участие врио Президента Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов, руководители федеральных и республиканских ведомств, председатели палат муниципальных образований.
С отчетным докладом о работе Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» за 2012 год выступил Глава города Махачкалы, Председатель Совета муниципальных образований Республики Дагестан С.Д. Амиров.

Уважаемый Рамазан Гаджимурадович!
Уважаемые члены Совета и приглашенные!
Нам сегодня предстоит обсудить итоги работы Совета муниципальных образований Республики Дагестан за
2012 год, проанализировать достигнутые результаты, проблемы, определить меры по их решению, задачи на будущее.
Отчетный период деятельности нашей Ассоциации совпал с исключительно важными общественно-политическими событиями в стране и в нашей республике.
В конце 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу шестого созыва. В марте прошлого года вновь Президентом страны подавляющим большинством голосов был избран Владимир Владимирович Путин.
Недавно Президентом Российской Федерации В.В. Путиным исполняющим обязанности Президента нашей республики назначен опытный политик российского масштаба Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. Мы выражаем уверенность в том, что наша работа под его руководством позволит решить множество важных проблем, имеющих место в нашей республике, обеспечить устойчивое развитие Дагестана. Практическую реализацию одного из требований нового Президента РД – вернуть доверие народа к власти – необходимо начать с муниципалитетов.
Мы находимся ближе всех к нуждам и запросам граждан. Поэтому на нас ложится и большая ответственность за завоевание этого доверия.
Мы не можем стоять в стороне от проводимой руководством страны и республики работы по совершенствованию системы государственного управления, муниципальных структур, в том числе по реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 года №601, указа врио Президента Республики Дагестан от 21 февраля 2013 года №56 «О Совете глав муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан при Президенте Республики Дагестан», которые дают четкие ориентиры и придают новый мощный импульс нашей деятельности.
В прошлом году Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» провела одно общее собрание и 8 заседаний Правления Ассоциации, в ходе которых обсуждался широкий круг муниципальных проблем и вопросы взаимодействия местных властей с органами госвласти и правоохранительными органами, в частности по профилактике экстремизма и терроризма.
В центре внимания Правления Совета и всего муниципального сообщества республики были проблемы жилищно-коммунального хозяйства, которые регулярно обсуждались на заседаниях Палат и семинарах-совещаниях глав муниципальных образований. Правление и секретариат Совета совместно с региональными структурами государственной власти оказывают практическую помощь муниципальным образованиям по вопросу реализации муниципального контроля.
Основным приоритетом нашей работы являлся мониторинг законодательства о местном самоуправлении, в первую очередь Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которому в этом году исполнится десять лет.
Переход на новые принципы был непростым, но уже накоплен богатый опыт, выявились слабые места – в первую очередь, это касается финансовой основы местного самоуправления. Проблема эта неоднократно поднималась в ходе проведения круглых столов, организованных Ассоциацией с участием представителей сельских поселений.
Муниципальные образования в большинстве своем, за исключением Махачкалы, не являются самодостаточными в финансовом плане, вынуждены жить за счет вливаний из вышестоящих бюджетов.
Такое положение не может не сказываться на качестве решения задач местного значения.
Этой проблеме в общероссийском масштабе уделяется особое внимание. По инициативе федерального центра уже предпринят ряд шагов. Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от
7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в этом году проделана довольно серьезная работа по изменению ситуации. Разработан целый ряд мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
В результате доходы местных бюджетов незначительно возрастут. Но необходимы и другие меры.
Крайне важно нацелить местные органы власти на «выращивание» бизнеса на своей территории, заинтересовать их в формировании благоприятной предпринимательской среды и создании стимулов для развития производства.
С этого года все денежные взыскания, штрафы за нарушение муниципальных нормативных актов должны поступать в местные бюджеты. Полностью в бюджеты муниципальных районов и городских округов будут зачисляться доходы от новой патентной системы налогообложения. Субсидии на капитальный ремонт и ремонт автодорог общего пользования предусмотрены в
2013 году в размере 10 процентов региональных дорожных фондов. Кроме того, сами муниципальные дорожные фонды с 1 января 2014 года будут формироваться за счет акцизов на нефтепродукты. Это предусмотрено Федеральным законом №244–ФЗ. Увеличены нормативы зачислений от единого сельхозналога в бюджеты поселений и муниципальных районов с 35 до 50 процентов, а городских округов – с 70 до 100 процентов.
Кроме того, Правительство России готовит изменения в законодательство, обеспечивающие право субъекта Федерации с 2014 года вводить местный налог на недвижимое имущество.
Этот налог может стать важным источником доходов местных бюджетов. В рамках реализации первого этапа перераспределения налоговых и неналоговых доходов в пользу местного самоуправления (в 2012 – 2014 годах) Государственной Думой уже приняты определенные законодательные инициативы. Таблица по ним находится у вас в рабочих папках.
В свою очередь, представители нашей республики на совместном заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации и Общероссийского Конгресса муниципальных образований, прошедшем в апреле прошлого года, внесли предложения передать на муниципальный уровень 100 процентов поступлений от налога на доходы физических лиц и от 50 до 100 процентов сборов налога на имущество юридических лиц.
Кроме того, предлагалось установить особые налоговые и бюджетные режимы для быстрорастущих городов, нормативно закрепить статус больших городских агломераций, расширить их публичные функции.
В целях повышения объективности системы распределения бюджетных средств между муниципалитетами, создания условий для укрепления финансовой основы местного самоуправления наша Ассоциация представила на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан предложения по внесению изменений в республиканское законодательство в части обеспечения участия глав муниципальных образований при формировании республиканского бюджета (в частности, предлагается изменить Закон Республики Дагестан от 6 июня 2005 года № 25 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан»).
Следует сказать, что и сами муниципальные образования могут способствовать росту налоговой базы, её более полному учёту, эффективным сборам налоговых поступлений, работая в тесном контакте с налоговыми органами.
Так, в Махачкале ежегодно значительно наращиваются налоговые сборы.
Если в 2011 году во все уровни бюджета по городу было собрано 15,6 млрд руб., из них в федеральный бюджет 1,8 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ 5,0 млрд. руб. (итого РФ – 6,8 млрд руб.), в консолидированный бюджет республики 6,5 млрд. руб., в муниципальный бюджет 2,3 млрд руб., то в 2012 году во все уровни бюджета собрано 19,0 млрд руб., из них: в федеральный бюджет 3,4 млрд руб., во внебюджетные фонды РФ 5,8 млрд руб. (итого РФ – 9,2 млрд руб.), в консолидированный бюджет республики 7,1 млрд руб., в муниципальный бюджет 2,7 млрд руб. собственных доходов.
Рост составил 4,4 млрд руб.
И в текущем году поддержим такой рост. Все города, районы и поселения должны наращивать свой потенциал. Без этого невозможно успешное решение социальных вопросов – строительство школ, детских садов, дорог, благоустройство территорий и т.д.
Следует отметить, что Обращение участников Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между Советами муниципальных образований Юга России, прошедшего в Махачкале, в адрес Народного Собрания республики об ускоренном рассмотрении проекта Закона Республики Дагестан «О статусе города Дербента по выполнению функций исторического поселения Российской Федерации» дало положительный эффект.
Проект указанного закона призван способствовать сохранению самобытного исторического и культурного наследия этого города.
Решения выездного заседания Координационного совета нашей Ассоциации, принятые по итогам изучения наработок муниципальных органов Махачкалы, Дербента, Сулейман-Стальского и Тарумовского районов, направлены в Администрацию Президента России, Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Общероссийский Конгресс муниципальных образований.
Председатель Координационного Совета от себя и от имени делегаций-участников выездного заседания выразил признательность нашей Ассоциации за подготовку и проведение выездного заседания на высоком организационном и профессиональном уровне.
На прошедшем 31 января 2013 года заседании Совета по развитию местного самоуправления Президент России Владимир Владимирович Путин особо отметил, что от решения вопроса кадрового обеспечения местных органов власти «во многом зависит и полноценное осуществление полномочий органов местного самоуправления, и качество муниципальных актов. Поэтому подготовке квалифицированных муниципальных служащих необходимо уделить самое пристальное внимание». Владимир Владимирович подчеркнул, что «это забота всех уровней власти: и федеральных, и региональных».
Совет муниципальных образований Республики Дагестан принимает участие в решении вопросов повышения качества кадрового обеспечения муниципальной службы Республики Дагестан.
Анализ качественного состава наших кадров показывает, что подготовка грамотных специалистов для работы в органах местного самоуправления для нас является особо важной проблемой. В этой части что-то нам удается.
Идет работа по разъяснению действующего законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Но нам необходимо теснее взаимодействовать с вузами республики, которые готовят специалистов по государственному и муниципальному управлению.
В органах местного самоуправления республики работают около 10 тысяч человек. Ежегодно повышают свою квалификацию лишь 12%. Качество подготовки и переподготовки не соответствует требованиям современного муниципального управления.
Считаю, что необходимо продумать возможность адаптации учебных планов и преподавателей к действующим реалиям, в частности в учебные планы предлагаю включить изучение лучшей муниципальной практики по различным направлениям деятельности.
За 2012 год более 100 муниципальным служащим, главам сельских поселений, депутатам представительных органов, гражданам оказана методическая правовая помощь непосредственно в секретариате Совета. На приеме у Председателя Совета и в секретариате побывали 326 человек. Организовано консультирование граждан.
Рассмотрено 36 письменных обращений от органов местного самоуправления и граждан, в том числе по вопросам земельных отношений, о состоянии автомобильных дорог местного значения, нарушениях при проведении сессий представительных органов и осуществлении служебной деятельности отдельных должностных лиц органов местного самоуправления.
Большинство обращений изучались работниками секретариата Совета с выездом на место, комиссионно.
В 2012 году активизировалась работа по освещению в средствах массовой информации деятельности органов местного самоуправления. Так, в республиканских печатных изданиях в истекшем году опубликовано более 30 статей по вопросам работы органов местного самоуправления, в том числе проблемных вопросов муниципальной реформы, регулярно публикуются новости из муниципальных образований.
Одновременно с этим, работа органов местного самоуправления освещалась на республиканских телеканалах.
Вопросам местного самоуправления, изучению лучших практик муниципального управления был посвящен ряд материалов круглого стола.
Правление Ассоциации активно взаимодействует с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований, куда систематически направляются материалы о деятельности муниципальных образований Республики Дагестан, о работе Ассоциации, проводимых мероприятиях. Представленные материалы публикуются на сайте Общероссийского Конгресса муниципальных образований и в официальном печатном органе – журнале «Муниципальная Россия».
В российском журнале для руководителей и специалистов местного самоуправления «Муниципалитет» (№8, 2012 года) опубликован большой материал под заголовком «На защите интересов местного самоуправления: из опыта работы Совета муниципальных образований Республики Дагестан».
Для оперативного освещения нашей работы и информационного обеспечения деятельности всех структур, входящих в Ассоциацию, создан и функционирует официальный сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан», который в настоящее время является действенным помощником муниципальных служащих.
Принимаются меры по выявлению и анализу позитивного опыта муниципального управления, его популяризации.
С выездом на место члены Правления Совета, работники секретариата ознакомились с работой муниципальных образований в городе Буйнакске, Ногайском, Карабудахкентском, Гергебильском и других районах. Итоги рассматривались на заседаниях Правления Ассоциации, на совещаниях в муниципальных образованиях. Рекомендации по лучшей практике работы местных органов направляются в муниципальные образования и размещаются на сайте.
Налажена методическая работа среди муниципалитетов для активизации деятельности органов местного самоуправления по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму, обеспечению безопасности населения, мерам содействия правоохранительным структурам.
Эти вопросы регулярно рассматриваются на общих собраниях членов Ассоциации, заседаниях Правления, в палатах, при посещении муниципальных образований и личных беседах с главами муниципальных районов и городских округов. В этом направлении стоит подумать о ходе реализации Указа Президента «О привлечении граждан к охране общественного порядка», возрождении лучшего опыта добровольных народных дружин.
На это серьезное внимание обратил врио Президента Дагестана Рамазан Гаджимурадович, который отметил, что «людям фактически не обеспечен достаточный уровень безопасности. У нас тысячи людей в погонах, но человек не чувствует себя защищенным. У нас есть ребята, которые отдают свою жизнь за наше спокойствие, но при этом многие структуры показывают нежизнеспособность работать в кризисных условиях.
Они хотят работать спокойно, хотя ситуация совершенно не спокойная. Вместе с тем неправильно думать, что правоохранительные органы решат все вопросы, важна роль общественности, религиозных деятелей, администраций муниципалитетов», – подчеркнул Абдулатипов.
В улучшении работы муниципальных структур мы возлагаем большую надежду и на методический Совет «Ассоциации муниципальных образований Республики Дагестан», созданный у нас недавно.
В своей программной статье «Демократия и качество государства» Владимир Владимирович Путин писал: «Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравнимо более зрелым, активным и ответственным.
Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность».
Одним из таких механизмов являются общественные советы муниципальных образований, развитию которых уделяется особое внимание в работе нашей Ассоциации.
В республике общественные советы сформированы во всех городских округах, муниципальных районах. В ближайшее время завершится формирование общественных советов на уровне сельских поселений, почти в 650-ти из них такие институты уже созданы. Позитивные примеры гражданской активности показывают общественные советы муниципальных образований: «Левашинский район», «Кулинский район», «город Буйнакск», «город Кизилюрт», сельского поселения «село Доргели» Карабудахкентского района.
На заседаниях открыто и гласно обсуждаются актуальные вопросы местной жизни. Налажено информирование населения о деятельности советов и принятых ими рекомендаций.
Вместе с тем, анализ работы сформированных общественных советов показывает, что большинство из них существуют формально и не развернули работу должным образом. Нередки факты, когда такие общественные советы рассматривают вопросы, выходящие за рамки их полномочий. В целях преодоления этих проблем Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» проводит совместные мероприятия с Общественной палатой республики. Помощь в этой работе оказывают также Управление внутренней политики Президента Дагестана и Комитет Народного Собрания РД по местному самоуправлению.
Важное место отводится вопросам обучения членов общественных советов, организационному, методическому и информационному обеспечению их деятельности. Уже изданы и разосланы соответствующие сборники типовых документов (тиражом в 3 тысячи экземпляров). Намечено проведение семинаров-совещаний с председателями общественных советов в городе Махачкале и в пяти зонах республики с охватом всех муниципальных районов, сельских и городских поселений.
По итогам конкурсного отбора в декабре 2012 года основанный на собственных наработках проект Ассоциации «Формирование общественных Советов в муниципальных образованиях Республики Дагестан» удостоен гранта Президента Республики Дагестан в области общественной деятельности.
Активная работа общественных советов муниципалитетов будет содействовать дальнейшему углублению демократических преобразований, развитию гражданского общества, совершенствованию муниципального управления, укреплению связи власти и населения.
В работе Совета большое внимание уделялось также вопросам реализации Федерального закона 27 июля
2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Сегодня нужно подумать о том, как более эффективно использовать возможности введенной волоконно-оптической линии связи, объединившей все города и районы республики, для нужд муниципалитетов.
В городе Махачкале функционирует портал Администрации, через который обеспечивается электронная связь граждан и власти, работает многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению услуг по принципу единого окна, в электронный вид переведено 27 государственных и муниципальных услуг и 6 информационных услуг, в школах внедрена система электронных дневников и журналов успеваемости, завершается разработка муниципальной географической информационной системы (ГИС).
Администрация г. Махачкалы оказывает методическую и практическую помощь муниципалитетам республики в реализации этих и других проектов.
Вместе с этим имеются проблемы с организацией межведомственного взаимодействия в электронном виде.
Правительство РД и федеральные ведомства запаздывают с реализацией установленных этапов и сроков по организации услуг в электронном виде.
Необходимо обеспечить органы местного самоуправления республики едиными техническими и программными средствами для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Кроме того, по сей день не работает межведомственное электронное взаимодействие. Нужна республиканская программа, чтобы каждый муниципалитет сам не занимался «изобретением велосипедов».
Учитывая серьёзность этих проблем Указом врио Президента Рамазана Гаджимурадовича создано новое Министерство связи и телекоммуникаций Республики Дагестан. Выражаю надежду, что общими усилиями к 2015 году мы уложимся в сроки, определенные федеральным законом.
Важным направлением деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» является налаживание и укрепление межмуниципального сотрудничества. Помимо вышеупомянутого выездного заседания Координационного Совета, наша Ассоциация участвовала в мероприятиях Общероссийского Конгресса муниципальных образований, взаимодействовала с Евроазиатским отделением Всемирной организации «Объединенные города и местные власти», сотрудничала с дагестанским региональным отделением Всероссийского Совета местного самоуправления.
В текущем году города нашей республики подали заявки на предмет присоединения к Международной конфедерации «Мэры за мир». Дагестан имеет богатый опыт миротворчества на разных уровнях.
Уверен, наше участие в данной конфедерации благотворно повлияет на улучшение ситуации в нашем регионе.
Уважаемые коллеги!
Говоря о работе, проделанной Советом в 2012 году, необходимо говорить не только о достижениях, но и отметить наши нереализованные возможности, упущения.
Мы всегда отмечали, что в некоторых районах муниципальная власть ослабла, руководители утратили доверие населения, опираясь на тухумы и высоких покровителей удерживают власть. Мало занимаются проблемами людей. От них ждут решения проблем жизнеобеспечения, но десятилетиями картина не меняется. Главная беда – не реагируют на справедливую критику.
И мы должны направить свои усилия на исправление ситуации. Сегодня, даже после некоторого снижения накала криминогенности, нельзя называть благополучной обстановку во многих муниципальных образованиях республики. А это – основное слагаемое доверия людей. Злободневными для органов местного самоуправления остаются проблемы по устранению имеющихся нарушений и активизации своей деятельности по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму, обеспечению безопасности населения, поддержке проводимой правоохранительными органами работы.
Преодоление экстремизма, терроризма и бандитизма возможно только совместными усилиями федеральных силовых структур, руководства республики и муниципалитетов при поддержке населения.
Следует признать, что пока не решены все проблемы в организации методической взаимопомощи и правовой экспертизы муниципальных актов, в силу чего продолжают встречаться случаи, когда документы принимаются с нарушениями или содержат положения, противоречащие законодательству.
Причем это касается не только рядовых распорядительных документов, но и уставов муниципальных образований. Это совершенно недопустимо, ведь устав – это своего рода «малая конституция» для муниципалитетов.
На состоявшемся в ноябре прошлого года в городе Грозном межведомственном совещании по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Северо-Кавказского федерального округа, в работе которого приняли участие представители нашей Ассоциации, отмечалось, что правонарушения и злоупотребления допускаются должностными лицами органов местного самоуправления практически во всех сферах жизни общества. Наиболее распространенный характер носят нарушения бюджетного и налогового законодательств. Произвольно расходуются средства резервных фондов. При этом деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований не отвечает предъявляемым требованиям. Необходимо качественно улучшить эту работу.
В настоящее время готовится проект соглашения «О сотрудничестве Союза контрольно-счетных органов Республики Дагестан и Совета муниципальных образований Республики Дагестан».
По итогам вышеупомянутого совещания состояние дел по вопросам правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления нашей республики мы обсудили и на заседании Совета Ассоциации, где участвовали и представители прокуратуры республики. Здесь у нас имеются серьезные недостатки.
Достаточно отметить, что в течение 2012 года органами прокуратуры внесено более
300 актов реагирования на предмет приведения в соответствие с законом Уставов муниципальных образований.
А эта задача актуальна для нас и сегодня в связи с новыми изменениями, внесенными в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Этому надо уделить особое внимание.
Также следует отметить, что более 700 лиц органов местного самоуправления привлечено к административной ответственности по постановлениям прокуроров. Наше эффективное взаимодействие с органами прокуратуры, думаю, и в дальнейшем позволит нам успешно решать поставленные задачи.
До настоящего времени не в полной мере используются представленные законодательством права на защиту наших общих интересов. Действия муниципалитетов зачастую разрознены. И Совет должен чаще готовить предложения по внесению изменений в действующие законодательные акты, преодолению общих проблем.
Нам нужно более предметно заниматься этими вопросами.
В отчете за 2010 год на Общем Собрании мною было сказано следующее: «Отмечая налаженное взаимодействие Ассоциации с органами государственной власти, я хотел бы сказать о том, что в последние годы Народное Собрание Республики Дагестан ослабило привлечение Ассоциации к законодательной, экспертной работе. Большинство законов, касающихся местного самоуправления, обсуждаются и принимаются без участия Совета муниципальных образований. С октября 2009 года в Народном Собрании РД на рассмотрении находится проект Закона РД «О взаимодействии органов государственной власти Республики Дагестан с Советом муниципальных образований Республики Дагестан».
В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации аналогичный закон принят и действует. В Московской, Оренбургской областях и в ряде других субъектов ассоциациям советов муниципальных образований предоставлено право законодательной инициативы в законодательных собраниях.
Муниципальное сообщество считает необходимым принятие указанного закона и просит врио Президента РД, Председателя Народного Собрания принять положительное решение.
Есть и другие задачи, которые сейчас достаточно актуальны. Это, в первую очередь, работа по реализации Послания Президента России, связанная с децентрализацией властных полномочий и пересмотром межбюджетных отношений.
Продуманные шаги должны дать свой положительный эффект, в том числе в виде повышения качества транспортной и инженерной инфраструктуры, роста объемов капитального ремонта жилищного фонда, а также решения застарелых проблем ветхого и аварийного жилья, острой нехватки мест в детских садах, школах, организации современной мусоропереработки и другие. Считаю, что нам всем, сидящим в этом зале, с привлечением актива всех поселений необходимо всемерно содействовать реализации принятых решений, установок и рекомендаций.
Для решения имеющихся проблем надо максимально качественно использовать возможности, предоставляемые принятой в декабре прошлого года Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, а также другие формы поддержки, которые используются у нас в республике.
Уважаемые участники совещания!
В эти дни мы отмечаем
7 лет со дня создания Совета муниципальных образований Республики Дагестан.
За эти годы наша Ассоциация смогла стать площадкой активного диалога государственной и местной власти, экспертного сообщества, достаточно эффективным механизмом содействия развитию местного самоуправления.
В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества Указом Президента Российской Федерации №805 от 10 июня
2012 года – 21 апреля установлен Днем местного самоуправления.
Поздравляю всех присутствующих с установлением муниципального праздника.
Думаю, что выступающие в прениях дополнят мой отчет и поднимут не затронутые мной вопросы. Спасибо за внимание.
По завершении доклада С.Д. Амирова с дополнениями выступили: В.С. Паламарчук – глава городского округа «город Кизляр», М.М. Патхулаев – глава МО «Ботлихский район»,
Р.С. Рабаданов – председатель палаты сельских и городских поселений, глава администрации городского поселения «Мамедкала» Дербентского района.
В прениях по докладу выступили глава МО «Карабудахкентский район» К.А. Исаев, глава сельского поселения «сельсовет Уллубиевский» Тарумовского района А.Л. Иванченко, профессор, проректор ДГТУ К.А. Гасанов.
Затем выступил врио Президента Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов.
В своем выступлении Врио Президента РД Рамазан Абдулатипов отметил, что для руководителя республики главный вопрос – это эффективная работа органов местного самоуправления и их взаимодействие с государственными органами власти.
«Как было сказано, у органов местного самоуправления есть огромные неиспользованные ресурсы. Ресурсы, которые они и сами еще не научились использовать. Извлекать из них пользу пока не научились и вышестоящие органы госвласти. Вы те люди, от работы которых зависит самочувствие наших граждан. Мы пока еще не до конца понимаем смысл и функции органов местного самоуправления. Я был одним из руководителей рабочей группы, которая занималась составлением федеративного договора, и руководителем рабочей группы по составлению раздела Конституции «Федеративное устройство». Там одним из базовых принципов обозначено самоуправление. Что такое федерализм? Это приближение власти к интересам и самочувствию конкретных граждан. Даже в странах Европы местное самоуправление называют новым федерализмом. Это означает, что успешное развитие нашего федеративного государства невозможно без фундамента местного самоуправления.
Мы считаем, что органы местного самоуправления отделены от госвласти, на самом же деле они являются лицом власти. Какова местная власть, таково и представление населения о власти в целом. Наши люди не до конца понимают, за кем какие полномочия закреплены. Для них власть – одна. Президент РФ ставит вопрос об эффективности всей власти. Более того, государственная власть – это публичная власть. Публичная власть делегируется непосредственно от гражданина и возвращается к гражданину. Отсюда важность той работы, которую вы проводите. Я хочу ориентировать органы власти РД на теснейшее взаимодействие с органами местного самоуправления. Не нужно изображать из себя проверяющих местные органы, напротив, надо активно взаимодействовать в рамках своих полномочий. Хотя вы знаете, что около 50% ваших полномочий – это государственные полномочия. Поэтому органы госвласти имеют право и на проверку местного самоуправления, но при этом максимально взаимодействуя, чтобы полноценно реализовать и свои полномочия, и полномочия местных сообществ. Совет – это хорошая площадка для обсуждения тех планов, которые мы намечаем для вывода Дагестана из глубочайшего кризиса».
Р. Абдулатипов выразил благодарность тем главам администраций, которые, несмотря на смутные времена, удержали управляемость городов и районов. Более того, развивали за эти годы свои территории: «Для этого нужна была сила воли, самостоятельность. Но вместе с тем, когда я говорю об отсталом состоянии республики, я исхожу из объективных данных. Если мы сейчас не осознаем всю тяжесть положения дел в республике, мы не сможем развиваться успешно и перспективно. Валовой национальный продукт на душу населения – это один из главных экономических показателей, по нему мы занимаем
80-е место в Российской Федерации. По поступлениям налогов на душу населения мы занимаем 82-е место. На таком же уровне и заработная плата в нашем регионе. По безработице мы занимаем 78-е место. Этот список можно продолжить дальше, но уже не хочется».
Глава Дагестана заявил, что нужны эффективные управленцы на всех уровнях, люди, которые могут качественно работать на новом уровне – на уровне общероссийских стандартов.
«Для удовлетворения всех наших социальных потребностей на среднероссийском уровне сегодня нам нужны 300 миллиардов рублей. Кто нам даст такие деньги? Значит, нужно начинать их зарабатывать, как уже начали делать многие руководители городов и районов. Надо осознать наше положение и активно развиваться. Даже простое развитие нам не поможет. Нужен качественный скачок в новое состояние. Иначе нас будут сопровождать все невежества, начиная от грязи и кончая экстремизмом, бандитизмом, воровством и так далее. Я приглашаю всех к совместной работе.
Почти ничего из того, что могло бы работать, не работает на развитие республики. Электроэнергия, которую мы производим и которая составляля 40% нашего дохода, сегодня передана в Пятигорск и далее. Говорят, что дагестанцы должны 28 миллиардов за электричество. По моим сведениям, 90% дагестанцев платит за свет, но до государственной казны они не доходят. Один из главных факторов развития сегодня не работает на республику. Если бы эти деньги
100 % уходили бы в федеральный бюджет – я бы ни слова не сказал, я не противопоставляю республику и Федерацию. Говорю о том, что эти деньги уходят мимо казны. За три месяца мы обнаружили более 5 млрд рублей хищений.
То же самое с газом. Большие долги, выявлены хищения. Мы практически перестали заниматься добычей газа, покупаем его в Азербайджане. Нефть мы добывали в 85-м году 2 миллиона 400 тысяч тонн, Азербайджан добывал 5 млн. Сегодня Азербайджан добывает 50 млн, а мы – 200 тысяч тонн, потому что этих 200 тысяч хватает для узкого круга людей. Если бы добывали 24 млн тонн, то могли бы решить какие-то проблемы.
То же самое касается рыбы. Уничтожили биоресурсы Каспия. По нашим оценкам, мы можем ловить 40-50 тысяч тонн кильки. Это – полтора млрд рублей в бюджет. Я был у руководства рыбного хозяйства Российской Федерации, в ближайшее время мы здесь организуем совместную работу – создадим предприятия по добыче рыбы», – сообщил Р. Абдулатипов.
Врио Президента республики также отметил состояние Махачкалинского аэропорта и Махачкалинского морского торгового порта, который ждет реконструкции.
«Сегодня я встречался с Послом Ирана в Российской Федерации. Огромные возможности в торгово-экономических отношениях тормозятся из-за отсутствия эффективной транспортной системы».
Глава Дагестана отметил, что озвученные им вопросы будут поставлены перед руководством страны, и добавил, что одна из ведущих групп Булата Столярова – известная во всем мире – три месяца работает над разработкой основных приоритетов развития республики на ближайший год и на три года.
«Принятая в республике Стратегия до 2025 года – это стратегия строительства коммунизма. Она абстрактная, не привязанная к реальным задачам развития экономики республики. В новой программе будет 7 направлений. Первое – эффективное управление. Мы находимся на 70-м месте по уровню эффективности управления. Мы ставим задачу в ближайшие три года дойти до 10-го места. Для этого должны быть эффективная подготовка кадров, системная оценка кадров, измерение потенциала кадрового составляющего.
Эта работа будет проводиться. Новая индустриализация касается и промышленности, и сельского хозяйства. Лишь 9% населения республики занято промышленностью. В начале XX века было 7%. Надо создавать современное промышленное производство. Это задача не только республиканских органов, но и органов местного самоуправления. Некоторые руководители наших городов уже открывают новые предприятия, способствуют их развитию», – сообщил Глава Дагестана.
Рамазан Абдулатипов также отметил, что в течение трех дней в Москве смог решить вопрос, который уже несколько лет не решался, – по заводу «Авиаагрегат». По словам врио Президента РД, на заводе будут выпускаться машины для фермеров: «Министр региональной политики Игорь Слюняев нашел средства на инфраструктуры под этот проект».
Рассказал Глава Дагестана и о недавних рабочих поездках, в ходе которых посетил ряд предприятий и строящихся инвестиционных объектов в Бабаюртовском и Кизлярском районах, а также в городе Кизляре. Отметил хорошую работу ОАО «Концерн КЭМЗ» и оставляющее желать лучшего состояние Буйнакского агрегатного завода.
«Нужно развивать производство. Для его развития нужны заказы, и они уже есть, в том числе на пошив обмундирования, на поставку сельхозпродукции. Такая договорённость есть с министром обороны РФ по поручению Президента РФ. Что касается сельхозпродукции, нужна круглодичная поставка. А для этого нужно строить современные холодильные склады и т.д.».
Говоря об эффективном территориальном развитии, Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что нужно фундаментально изменить бюджетную составляющую: «Просто требовать бесполезно. Кроме Махачкалы, никто не может говорить о том, что он выполняет все обязательства с точки зрения возможностей. Бюджетная система должна быть согласована со всеми органами местного самоуправления. И при подготовке бюджета следующего года в течение месяца нужно проводить консультации с главами каждого района и города по каждой строке».
Р. Абдулатипов также отметил, что бюджет текущего года был принят с дефицитом, и его пришлось сократить. «Но на новый год надо учесть все предложения, которые сегодня были озвучены. Я поручаю Правительству РД и Министерству финансов РД согласовывать каждую цифру».
Глава Дагестана заявил, что у многих районов – Дербентского, Кизлярского, Бабаюртовского, Табасаранского и других – прекрасные возможности зарабатывать и пополнять бюджет.
«Во главе муниципалитета не должен быть руководитель, который за 10 лет работы на этой должности хотя бы на 1% в год не наращивает налоговую базу, потому что он не дает развитие местному сообществу. Есть возможности и в горных районах. Нет смысла жить в районе, если мясо в сельском поселении дороже, чем в городе. Просто надо работать. Я согласен с тем, что в республике большая безработица, особенно в городах. Но есть много людей, которые не хотят работать, пахать землю и т.д. Так нельзя жить. Надо производить».
Врио Президента РД также напомнил главам МО о том, что у каждого района и города на следующий год должны быть плановые показатели по промышленному и сельскохозяйственному производству. Лишь отчитавшись по ним, они смогут получить настоящую государственную поддержку.
«Если район хорошо работает, там надо строить спортивные центры, детские сады и т.д. А если нет – пусть заставляет народ работать или меняет руководство. Кроме того, руководитель района должен уметь договариваться со своим джамаатом. Почти в каждом районе есть 2-3 противоборствующие группы. И руководят ими бывший и нынешний руководитель муниципалитета. Я не назначаю на должность главы человека, находящегося в таких группировках, потому что нельзя стимулировать эти конфликты. Мы создали Совет глав местных самоуправлений при Президенте РД. Первое заседание – по охране порядка – уже провели. Тема второго совещания – межбюджетные отношения. Для определения формата наших межбюджетных отношений нужно на соответствующем уровне провести и второе заседание. Если мы не будем пополнять бюджет, использовать межбюджетные отношения, то не будет развития объектов социальной, коммунальной инфраструктуры и особенно инженерных инфраструктур городов. Все вопросы нужно решать совместными усилиями. Сегодня я принимаю первые меры просто для наведения элементарного порядка. То же самое касается и земельных вопросов», – отметил Р. Абдулатипов.
Также врио Президента РД отметил, что необходимо навести порядок по распределению земель вблизи городов.
«Мы говорим, что у нас не хватает земли, когда у нас огромное количество пахотной земли, которая не используется в Дагестане. Местным сообществам нужно активизировать свою деятельность и в этом направлении, искать эффективного пользователя этих земель. Особенно там, где есть виноградарские хозяйства. Эти земли должны работать не только на государственные унитарные предприятия, должна быть доступность и для людей, живущих на этой территории. Эту работу надо регулировать», – подчеркнул Р. Абдулатипов.
Особое внимание Глава Дагестана обратил на вопросы образования: «В вузах возмущаются, что школы не выпускают детей с хорошим уровнем знаний. А в школах – на то, что вузы не дают кадры, которые могут хорошо учить. Мы загоняем себя в эту тупиковую ситуацию. Надо закончить с экстернатом в Дагестане. Я категорически запрещаю использовать эту форму обучения в республике. Дети перестают учиться после 9-го класса. Здесь должен быть наведен порядок.
И следующее – у нас светское государство. Развивайте медресе, обучайте религии. Но ребенок должен получить и нормальное образование по государственным стандартам. Медресе не может заменить школу. Почему в Дагестане экстремизм? Потому что нет качественной системы образования, нормальной культурной политики. Какое состояние Домов культуры в районах и городах? Так нельзя относиться к своей культуре, языку, традициям. Надо обращать внимание на изучение национальных языков. Это обязанность родителей. Надо соблюдать дагестанские обычаи, традиции и российские законы. Из-за того, что мы не научили своих женщин, детей хоть иногда ходить в национальной одежде, на них теперь другие одевают арабскую одежду. В горах говорят – самое страшное – это загрязнение родников. Если они загрязнены, то уничтожается народ, портится земля. Нам надо очищать наши национальные, традиционные родники. Но при этом быть современными людьми с современным уровнем знаний. Иначе наши дети не будут способны побеждать в конкурентной борьбе в современном мире, Дагестан не сможет выживать в этих условиях. Мы должны быть конкурентоспособными – это главный тезис для Дагестана в современных условиях».
В заключение Рамазан Абдулатипов заявил: «Все слова будут пустыми, если не будем эффективно работать – Правительство, Парламент, местное самоуправление. То, насколько я состоюсь как руководитель, насколько состоится Дагестан как конкурентоспособная республика в составе Российской Федерации, зависит в большей степени от вас. Благодарю всех за работу и в еще большей степени буду благодарить, если вы будете работать на качественно новом уровне, с учетом тех потребностей, которые сегодня стоят перед Дагестаном». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялось шествие в поддержку специальной военной операции

Патриотическая акция в поддержку специальной военной операции «Поддержим наших» состоялась в Махачкале в рамках празднования 165-летнего юбилея города. Участники шествия...

Премьер-министр Дагестана поздравил жителей Махачкалы с 165-летием города

Председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов поздравил жителей Махачкалы с Днем города — сегодня, 25 сентября, исполняется 165 лет со...

Глава Дагестана поздравил жителей Махачкалы с Днем города

Глава Дагестана Сергей Меликов поздравил жителей Махачкалы с Днем города — сегодня, 25 сентября, исполняется 165 лет со дня...

В Махачкале состоялось шествие белых платков

Шествие белых платков, приуроченное к 90-летию со дня рождения народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, состоялось в Махачкале сегодня, 24...

Центральные улицы Махачкалы 25 сентября закроют для транспорта на время мероприятий ко Дню города

Центральные улицы дагестанской столицы завтра, 25 сентября, будут закрыты для транспорта в связи с проведением мероприятий, приуроченных к 165-летию...

Мэрия Махачкалы на фоне мобилизации изменила формат празднования Дня города

Глава Махачкалы Салман Дадаев в связи со специальной военной операцией и проводимой в стране частичной мобилизацией принял решение изменить...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам