Вольные горцы в плену морали

Повесть «Когда ключи судьбы в чужих руках» по сюжетной канве и авторским размышлениям есть философско-публицистическое произведение. Небольшое, компактное по расстановке событий и героев и лаконичное во временных пространствах. Следует признать, что объем произведения (любого) вовсе не показатель его великолепной художественности и большой идейности. Эти два качества могут одновременно присутствовать в произведении любого объема, если оно написано талантливо, ответственно. Именно так написана повесть Арипа Расулова.
«Когда ключи судьбы в чужих руках» ценна прежде всего глубоким осмыслением назначения человека как главного субъекта истории. И суть этого назначения писатель видит в свободной и гуманной, но ответственной деятельности. Эта магистральная позиция писателя пронзительно выражена в философских установках фронтовика Великой Отечественной войны Малачиева Каландара: он категорически против переселения горцев на равнину по принципу «пусть каждый живет, где хочет»; с сожалением констатирует факт, что военкомат не дает отсрочку внуку Тайгибу для женитьбы. Эти и подобные метаморфозы Каландар воспринимает, как наступление государственной машины на гражданские права.
В сюжетном русле повести время играет особую роль – временное пространство лишено линейного, поступательного развития: оно грамотно разбито на настоящее, прошлое и будущее. Хотя каждый временной отрезок имеет собственное значение, в общем мыслительном процессе они образуют единое целое. Но более функциональны два сегмента времени: настоящее и прошлое – главный герой Малачиев Каландар большей частью живет в границах этих сегментов. События настоящего времени осмысливаются через призму событий прошлого. Это достигается ретроспективным приемом – когда герой в воспоминаниях возвращается назад во времени и увязывает то время с настоящим. Таких эпизодов в повести много – и ни один из них не лишний: каждый работает на ее идейную зрелость.
Цепь трагических смертей создает большое эмоциональное напряжение: в венгерских событиях 1956 года погибает сын Каландара Малачи; в родах умирает Хадижат – жена Малачи, сын Тайгиб остается круглым сиротой; воспитанный дедушкой, Тайгиб погибает в Афганистане, не успев жениться на Зулхижат. Эта череда трагедий основательно обессилила Каландара. Вскоре и он покидает этот бренный мир.
Трогателен финал повести. Надгробия этих людей словно сторожевые башни аула. Да и аул опустел – переселились горцы на равнину. Однако эти надгробия навеки останутся святыми знаками, напоминая о людях с большой буквы. Таким образом, писатель вполне справедливо возводит эти надгробия в пронзительный эзотерический, обостренно чувственный символ и нацеливает на экзотерическое начало: на необходимость воспитания новых поколений в духе уважения подлинных патриотов своей земли.
Повесть «Пять грушевых деревьев» раскрывает перед нами отношения между родителями и взрослыми детьми. Хороший лесник и замечательный столяр старик Султан один живет в селении Эмильта. Дети разъехались. Редко приезжают к отцу. А напрасно. Отец вырастил пять грушевых деревьев для пятерых своих детей. Это символический поступок, означающий, что трудовые и духовные корни семьи крепко вросли в землю – чтобы дети славного Султана не забывали ухаживать за своими символическими деревьями.
Султан оставил завещание детям. Дом оставил сыновьям. А денежные сбережения разделил на три части поровну: одну сыну Байдуку, вторую – внучке от старшего сына Асият, третью – на ремонт дороги от райцентра до аула, чтобы сыновья не забыли дорогу в родную Эмильту и ухаживали за своими грушевыми деревьями.
Старик Султан столярный станок и инструменты завещал Абдулу, сыну учителя Запира, чтобы украшал аул столярным мастерством.
В этой философско-социальной повести писатель поднимает проблему ответственности детей за судьбы родителей. Писатель считает, что без этой моральной черты ни сами дети, ни родители не могут быть счастливыми.
В социальной повести «Оглянись в пути» Арип Расулов поднимает очень актуальную проблему – необходимость рачительного хозяйствования, от которого зависит благополучие всей планеты. Но прежде всего для этого рачительность нужно начинать на малом участке большой земли, как например, в колхозе «Вперед» в повести Арипа Расулова. Его председатель Рамазан – очень собранный хозяйственник и в экономике, и в организаторских способностях.
Однако писатель не совсем идеализирует своего героя. В Рамазане есть один большой порок – грубость. В этом председателя упрекает дядя Запир. Таким образом, писатель делает серьезный акцент на то, что в человеке, и особенно в руководителе, должна быть большая психологическая культура.
В сюжете повести есть и линия любовной лирики. Дочь Рамазана Манарша любит одноклассника Наби. Но отец выдает дочь за Анаса – сына председателя райисполкома Салмана. Манарша и Анас учились в мединституте. Но они в постоянных спорах. В конце концов, они расходятся. Манарша и Наби становятся супругами. Писатель на стороне влюбленных – он против малейшего произвола со стороны над любовными чувствами.
Привлекательна и малая проза Арипа Расулова. Это рассказы и юморески. Они отличаются композиционной отточенностью и идейной весомостью. Оттого и читаются легко и интересно.
Участник Великой Отечественной войны Апанди Рашидов в родном селе доживал свои дни. И вдруг в райвоенкомат с Украины поступило письмо от следопытов из кружка «Красная звезда» Крюковской средней школы, в котором просили прислать данные об этом воине, воевавшем за освобождение села Крюково.
Апанди с женой на свои расходы (отказались от услуг военкомата) приезжают в Крюково. Каково было его удивление, когда на мраморной плите среди высеченных золотыми буквами фамилий воинов-освободителей он увидел и свою. Сердце Апанди не выдержало. Позиция писателя такова: изучение судеб воинов-освободителей требует большого внимания, чтобы не ошибаться – ибо ошибка может дорого обойтись, как в случае с Апанди («Журавлиный месяц»).
Идея рассказа «Друзья» заключается в том, что нужно отрекаться от таких людей, которые готовы заводить дружбу ради корыстных интересов. Так и поступил Иса по прозвищу Лати.
В рассказе «Волчья стая» критике подвергается лесть перед вышестоящим, страсть к легким деньгам и супружеская измена ради материального благополучия. Эти три идеи формируются на образах таких авантюрных и жадных людей, как Шеф, Мурад Исхакович и Заира. Писатель делает предупреждение: у таких людей судьбы кончаются плохо – после смерти Хакима, мужа Заиры, она и ее любовник Мурад Исхакович открыли сейф, чтобы взять заработанные Хакимом деньги. Оказалось, 1000 долларов. А в это время раздается оглушительный взрыв – сейф был начинен взрывчаткой.
Рассказ «Атах и тур» (Атах – имя охотника) написан на экологическую тему. Хотя Атаха неоднократно предупреждали, что нельзя убивать туров, он никак не унимался. Опять жестоко убивает тура, за что его жена Айзанат гневно укоряет его. Это моральный приговор.
Махди, отец трех сыновей, дороживший домом предков, умирает неожиданно, не оставив завещания. Старший брат Халит, средний брат Манап обделили младшего брата Хункара при распределении отцовского наследия. Зато Хункар и его жена Тавус в критические моменты приходят на помощь братьям и их женам. В человеке писатель возвеличивает такое качество, как благородство («Алчность»).
В рассказе «Испытание» высмеивается браконьер Дудар. В лесу он срубил молодую сосну и погрузил дрова на ишака. Получилась перегрузка – ишак проваливается в снег. Рядом появляется волк. Оставив ишака, Дудар быстро приходит домой. Лесник Гамзат приводит ишака во двор Дудара и штрафует хозяина за поваленную сосну.
Царица приказала Хамиду построить крепость. Воля была выполнена. Хозяйка крепости хотела, чтобы строитель остался у нее. Но Хамид ответил, что должен вернуться к жене и детям. За это царица заточила Хамида в крепость, и он умирает. Потом тяжело заболела царица. Умирает в муках. Эту ситуацию писатель воспринимает, как месть царице со стороны Духа («Тропою легенды»).
В юмореске «Как я продал свой голос» говорится о том, как позорно продаются голоса на выборах: кто больше даст, за того и проголосовал.
В другой юмореске «Больной лев» рассказывается, как лев по имени Залим начал искать лекарство от смерти. Волк думал, что скоро лев умрет и он сам взойдет на его престол. Волк стал ябедничать на лису, будто она не пришла пожалеть льва. Царь зверей рассвирепел и приказал найти лису живой или мертвой. Ее приводят ко льву, и она объясняет ситуацию, будто искала лекарей и нашла их. Но лекари старые и не могут прийти, зато они подсказали лучшее лекарство – содрать шкуру с живого волка и обмотать светлую голову льва. Так и поступили. Мораль такова: кто роет яму чужому, тот сам попадет в нее.
Как мы убедились, проза Арипа Расулова – талантливое и скромное творчество, без зигзагных приемов и пустого многословия. Этот автор – честный и добрый труженик на литературной ниве: не кичливый, не претендующий на номенклатурные уровни. Пусть другие увидят его.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В июне самым доступным городом для аренды жилья оказалась Махачкала

Согласно данным сервиса "Авито Путешествия", столица Дагестана вошла в топ-20 популярных городов России, куда туристы планируют поездки на День...

Мэр Махачкалы провел выездное совещание в парке имени Сулеймана Стальского

Вчера, при участии руководителей структурных подразделений мэрии, ресурсоснабжающей компании и подрядной организации Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл выездное...

Арендодатели имущества обязаны декларировать доходы

Управление ФНС России по Республике Дагестан напоминает, что доходы, полученные гражданами от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению (ст....

В Махачкале состоится форум, приуроченный ко Дню России

13 июня в столице Дагестана на территории исторического парка «Россия – моя история» состоится форум, который будет приурочен к...
spot_imgspot_img

В махачкалинском посёлке Семендер ремонтируют дорогу на улице Хасавюртовской

10 июня работники подрядной организации по муниципальному контракту проводят мероприятия по капремонту дороги на улице Хасавюртовской в поселке Семендер....

Жители Хунзахского района Дагестана получили новые скорости мобильного интернета

Изменения уже почувствовали три тысячи жителей сел центральной части республики, интернет там ускорился на 10%. Технические специалисты МегаФона модернизировали...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам