Многорукое Солнце, дарящее жизнь 2

Хотя на Эхнатона и оказывалось мощное давление с разных сторон, в стратегическом плане он при жизни не уступил своих позиций на религиозно-идеологическом фронте и не отказался от своего мистического вероучения о единобожии, хотя и допускал некоторые послабления при проведении культовых мистерий и соблюдении ритуалов.
Таким образом, атонизм, символом которого было многорукое Солнце, исповедовался в Египте до конца правления Эхнатона и закончился в связи с естественной смертью фараона. Как в таких случаях часто бывает, среди причин кончины первого фараона называли также отравление, устроенное заговорщиками.
Его жена Нефертити, коронованная голова которой увенчала «самая длинная в мире женская шея», мать знаменитого Тутанхамона, пережила супруга на несколько лет, и, несмотря на начавшиеся гонения на единобожие, оставалась верной Атону до конца своей жизни. Кстати сказать, Тутанхамон (образ Амона) с рождения был наречен в честь Атона Тутанхатоном (образом Атона), известное же всему миру имя ему дали жрецы, сумевшие вернуть культ Амона, и вместе с ним прежний политеизм.
Правил Эхнатон в течение 17 лет, из которых 11 лет исповедовал и проповедовал единобожие. Согласно не очень точным данным, он был дважды женат и имел шесть дочерей. Подробные обстоятельства смерти одного из самых знаменитых фараонов Египта до нас не дошли. Версия об его отравлении в результате заговора политических и идеологических врагов не подтверждена и не опровергнута. Как бы то ни было, этот человек оставил заметный след в истории не проведением победоносных кровавых военных кампаний, а установлением монотеизма в могущественной державе Древнего мира, на достижениях которой во многом базируется современная человеческая цивилизация.
Исследователи отмечают высокий уровень египетского искусства и литературы, который был достигнут в период правления Эхнатона. В то время были созданы удивительные шедевры египетского искусства, среди которых особого упоминания заслуживают скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити, изображения их детей, фантастические росписи дворцов и храмов, а также многие другие произведения живописи и скульптуры. Ко времени правления фараона-монотеиста относятся также реформа языка и создание такого древнего литературного шедевра, как «Гимн Атону», автором которого считается сам великий реформатор. Что интересно, стихи этого гимна по литературной стилистике, содержанию и смыслу вполне сопоставимы с псалмами весьма почитаемого иудеями, христианами и мусульманами царя-пророка Давида. Условно говоря, дело Эхнатона спустя примерно столетие после него продолжил Моисей, он же Муса, он же Хозарсиф, хорошо нам известный из текстов Библии и Корана.
Отметим также, что предшественниками этого великого монотеиста, не считая библейско-коранических пророков, были Гермес, Орфей, Пифагор, Зороастр, Будда, Кришна и другие знаменитые мистики, духовное наследие которых оказало влияние на многие поколения их последователей. В качестве примечания скажем и о том, что некоторые исследователи, среди которых и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, опубликовавший в
1939 году книгу «Еврейская религия и Эхнатон», указывали на то, что иудаизм образовался вследствие синкретической конвергенции древней веры евреев и атонизма, а Моисея считали адептом Эхнатона или даже идентифицировали с ним.
Прибавим еще одно примечание. Согласно другим данным, Аменхотеп IV взошел на престол не в 1351 году до нашей эры, как указывалось выше, а в 1364 году пятнадцатилетним юношей. Египет тогда находился в зените своего могущества. Предки молодого царя, происходившие из Фив и основавшие за двести лет до его рождения XVIII династию, имели в глазах египтян огромные заслуги. Они освободили Египет от владычества завоевателей-гиксосов, объединили страну, подчинили египтянам Нубию и Сирию. При них Египет превратился в огромное многонациональное государство и сделался на несколько столетий одной из самых сильных держав Древнего мира. Столица страны – Фивы была тогда не только процветающим городом, но и «главной резиденцией» бога Амона, олицетворявшего некую тайную силу, которая якобы обеспечивала существование всей Вселенной. Жрецы даже отождествили его с верховным богом солнца Ра и стали именовать Амоном-Ра.
Аменхотеп IV, введя единобожие, вопреки жреческим установкам, почему-то предпочел могущественному Амону-Ра малоизвестного в то время бога в лице «видимого солнца» Атона, которого в противовес жрецам тоже отождествил с древнейшим и «авторитетным» Ра, которого в 1360 году до нашей эры провозгласил «царствующим фараоном». Ведь было проще опираться на уже имеющуюся силу, чем собирать-создавать новую. Может быть, роль сыграл внутренний фактор, о котором мы уже упоминали. Эта загадка так и остается неразгаданной египтологами.
Прежняя религия с ее многобожием, мифами, магией, сложнейшими заупокойными церемониями была радикальным образом отменена и заменена единобожием в такой форме, к которой тогдашнее египетское общество, по мнению фараона-реформатора, было готово адаптироваться. Однако события, следовавшие за его подозрительно преждевременной смертью, которая, по некоторым данным, являлась следствием жреческого заговора, показали, что Эхнатон в своих оценках серьезно ошибался. Египтяне как легко восприняли новое для их тогдашнего поколения единобожие, так же легко отвернулись от него, вернувшись к прежнему многобожию.
Однако это нисколько не умаляет значение введения монотеизма, который нынче господствует в мире. Среди его древних зачинателей видное место занимает фараон Эхнатон, среди многих талантов которого присутствовал и поэтический дар.
Предлагаем подборку отдельных отрывков из его гимна, посвященного Атону. Гимн опубликован в книге Мориса Котрелла «Пророчества Тутанхамона». (М. Эксмо. 2006 год).

Ты величаво встаешь над краем небес, о живой Атон!
Ты тот, с кого начинается все живое.
Когда ты сияешь с восточного горизонта,
Ты наполняешь всю землю своей красотой.
Ты прекрасный, великий и блестящий,
Ты высоко поднимаешься над землями, которые создал.

Стада пасутся мирно,
Цветут деревья и растенья,
Птицы вылетают из гнезд
И расправляют свои крылья, тебя восхваляя.
Все животные встают на ноги,
Все крылатые твари летают и радуются снова –
Они вернулись к жизни с твоим восходом.

Суда плывут вверх и вниз по теченью.
С твоим появленьем все пути открыты.
Рыбы в реке резвятся пред ликом твоим.
Твои лучи проникают в глубь океана.
Ты тот, кто помещает в женщину семя мужчины,
Ты тот, кто создает семя в мужчине;
Ты выращиваешь сына в утробе его матери,
Утешаешь его, чтобы он не плакал.
Даже в утробе ты его няня.
Ты даешь дыхание всем своим созданиям,
Открываешь рот новорожденным
И даешь им питание.

Когда цыпленок начинает чирикать в яйце,
Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить.
Ты даешь его телу силу,
Чтобы он мог проломить скорлупу.
А когда он вылупится, он бежит на двух ногах,
Объявляя о своем появленье.

Как разнообразны деянья твои.
Они таинственны в глазах людей.
О, единственный, несравненный, всемогущий бог,
Ты создал землю в одиночестве,
Как пожелало твое сердце.
Людей ты создал и скот большой и малый,
Все, что есть на земле,
Все, что ступает ногами по суше,
Все, что летает по воздуху на быстрых крыльях.
Ты создал далекие страны, Кхот и Куш,
Так же, как и землю Египта.
Ты определил каждого человека на его место
С его пищей и его имуществом
И его днями, которые сочтены.
Люди говорят на многих языках,
Их тела и облик различны,
Чтобы ты мог отличить одного человека от другого.

Ты сделал времена года для своих созданий,
Зиму, чтобы охладить их, лето, чтобы они могли почувствовать свой жар.
Ты создал далекие небеса, чтобы сиять на них.
Твой диск в одиночестве взирает на все, что ты создал.
Являясь во всей своей славе, блистая сразу далеко и близко,
Из своего единства ты изваял миллионы форм –
Города и деревни, поля, дороги и реки.
Все глаза созерцают тебя, яркий диск дня.

Гимны и рапсодии для вечного Хроноса
Легендарный и в то же время вполне реальный Орфей жил в классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую человеческую мысль. Тогда в Древней Греции и в других цивилизованных по тем временам странах появились новые религиозно-мистические учения. Одним из наиболее ранних из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея – гениального музыканта и певца, провидца и мудреца, олицетворявшего собой гармонию божественного духа. В народе его называли рапсодом, то есть бродячим сочинителем и исполнителем песен. Отсюда, видимо, произошло название музыкального жанра «рапсодия». По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в архейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея были настолько совершены, что им покорялись даже стихии; и когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирились, зачарованные его чарующим голосом и дивной музыкой.
По мнению известного исследователя Эдуарда Шюре, «Орфей жил в эпоху Моисея, за пять веков до Гомера, тринадцать веков до Христа… Орфей был животворящим гением священной Греции, будителем ее божественной души. Его лира о семи струнах обнимала всю Вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного искусства» (Шюре Э. Тайны посвященных. Минск. Книжный дом. 2009 год).
Свое известное имя Орфей получил не при рождении и не в Греции, а в Египте, где в течение двадцати лет жил и учился у именитых жрецов. После успешного прохождения целой серии сложных испытаний «греческий студент» приобрел специальное посвящение в тайные знания и жреческое имя Орфей, которое произошло от финикийского слова «арфа», что означает исцеление светом.
Знаменитые Орфические гимны и рапсодии, посвященные нестареющему Времени, или вечному Хроносу, Орфей написал уже после возвращения на родину, где создавались научные, философские и мистические трактаты, прославившие Грецию на весь мир.
Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе мироустройства лежат два начала: женское, материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса. В то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключающаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Зевс в религии орфиков – единственное мировое божество, являющееся во многих ликах.

Продолжение следует.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам